Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

 

9.Маоизм  в КНР

Маои́зм или иде́и Ма́о Цзэду́на — течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма  и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах»  Цзян Цзэминя составляет основу идеологии  Компартии Китая по настоящее  время. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался  значительной популярностью среди  левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской  Америки вслед за советско-китайским  конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские»  группы, ориентированные на Китай  и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после  смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования  албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали  достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции.

Характеристика.Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки: в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины; в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду; в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции; в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов; в области международных отношений — теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях. Соответственно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными. Критики маоизма указывают на следующие черты: создание террористического подполья; экспорт революций в другие страны; культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством; совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР).

Советские пропагандисты  в годы раскола делали акцент на его решениях и идеях периода  до Культурной революции и самой  Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма  с марксизмом-ленинизмом и характеризовали  маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству  социализма и раскалывающее мировое  коммунистическое движение. Некоторые  современные исследователи указывают  на неадекватность такой критики. И  еще - Маоизмвраждебное марксизму-ленинизму  мелкобуржуазно-националистическое течение  в Коммунистической партии Китая. М. представляет собой конгломерат  субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых  марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. М. призван  обосновывать авантюристическую политику «казарменного коммунизма» (См. Казарменный  коммунизм). Краеугольным камнем М. является антисоветизм. В виде самостоятельной  платформы М. сложился в конце 50-х  годов 20 века. Возникновение М. непосредственно  связано с деятельностью Мао  Цзэдуна. На 9-м съезде КПК (1969) М., именуемый  официально в Китае «идеи Мао  Цзэ-дуна», был объявлен «теоретической основой, определяющей идеи КПК», и  провозглашен «марксизмом-ленинизмом современной эпохи». Эти оценки были подтверждены и на 10-м съезде КПК (1973). Процесс формирования М. связан с борьбой двух главных тенденций  в КПК — интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической. Маоисты выдвинули идею «национального марксизма», «китайского коммунизма», которая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945). Под  вывеской «соединения всеобщих истин  марксизма-ленинизма с практикой  китайской революции», «китаизации  марксизма-ленинизма » мелкобуржуазно-националистич. элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернациональном  характере революционного учения рабочего класса. М. отличает крайний эклектизм, субъективизм в теории и волюнтаризм  в политике. Идеология М. впитала  многие традиционные взгляды древней  китайской политической и философской  мысли, принципы примитивной уравнительности  крестьянских движений, а также целый  ряд китаецентристских концепций  реформаторов конца 19 — начала 20 веков: Тань Сытуна, Кем Ювэя, Лян Цичао, гоминьдановскую концепцию национализма. На М. большое влияние оказали  Анархизм и ревизионистские течения  в коммунистическом движении, особенно Троцкизм. У анархистов Мао Цзэдун заимствовал такие принципы, как  абсолютизация насилия («винтовка  рождает власть», «бунт — дело правое»), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически  незрелые слои молодёжи для «организации»  революций без учёта революционной  ситуации. М. по существу заимствовал  троцкистскую концепцию «перманентной  революции» и исходит из того, что  победа социализма без полного уничтожения  империализма невозможна. М. утверждает, что в условиях социализма, включая  и его зрелую стадию, постоянно  идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма  и что для предотвращения этой опасности необходимы «революции». Образцом такой «революции» объявлена  т. и. культурная революция, проведённая  под руководством Мао Цзэдуна  во 2-й половине 60-х годов. Такие  «революции», являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с  реальными и потенциальными противниками М., должны, по заявлениям маоистов, повторяться  периодически. М. фактически отрицает объективные закономерности строительства  социализма и коммунизма, учение о  руководящей роли марксистско-ленинской  партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм  диктатурой военно-бюрократической  группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа. М. отрицает коренные принципы социалистического  гуманизма. В политике вместо пролетарской классовой линии М. прибегает  к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что «рабочий класс руководит всем», Мао Цзэдун на деле проводит линию на принижение роли рабочего класса Китая. Маоисты  на практике стремятся ликвидировать  методы и формы организации и  планирования народного хозяйства, сложившиеся в первое десятилетие  существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР. Вопреки ленинизму, М. рассматривает бедность, отсталость страны, обездоленность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни  при социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству  нового общества. Заботу о росте  благосостояния народа М. объявляет  «ревизионизмом», «реакционным экономизмом», ведущими к буржуазному «перерождению». Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие военной машины. В области философии М. декларирует  приверженность диалектическому и  историческому материализму, однако по сути дела ревизует все его принципы с позиций субъективизма, вульгарного  материализма и примитивно истолкованной  диалектики, превращает философию в  средство утилитарно-прагматического  обоснования политики. Признавая  всеобщность противоречия, М. вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или  крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно М. непомерно расширяет  сферу проявления антагонистических  противоречий, рассматривая их как  всеобщие, а неантагонистические  противоречия — как частный случай антагонистических. Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механическому противостоянию («без верха нет низа, без отвратительного  нет прекрасного») и смене мест между противоположностями («плохое  превращается в хорошее», а «пролетариат — в буржуазию», «мир превращается в войну, война — в мир»). В  гносеологии М. присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию  практики как лишь непосредственного  физического участия индивида в  производственной или политической деятельности. М. упрощает проблемы познания, принижает теоретическое мышление и его познавательной возможности  и одновременно сужает сферу общественной практики. В понимании критерия истины М. смыкается с Прагматизмом, утверждая: «вообще говоря, то, что завершается  успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно» (Мао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195). Для  теории и практики М. характерны резкие колебания то в сторону крайне «левого» экстремизма и волюнтаризма, то правого реформизма. Субъективизм М. четко выявляется в тезисе о  «необходимости постоянно создавать  противоречия», что в политике находит  выражение в непрерывном поддержании  обстановки напряжённости внутри общества, а также в стремлении решать любые  хозяйственные, политические и культурные проблемы путём организации сменяющих  друг друга массовых кампаний запугивания  населения «внешней угрозой», чистками и так далее. В 1958 Мао Цзэдун выдвинул курс «трёх красных знамён» —  новая «генеральная линия», «большой скачок» и «народная коммуна». Проведение этой политики привело страну к экономическому кризису. Потребовалось  более пятилетия, чтобы восстановить уровень экономики, существовавший до начала «большого скачка». Во внешней  политике в этот период маоисты начали открытые нападки на Советский Союз и серьёзно подорвали советско-китайские  отношения, развернули раскольническую  деятельность в международном коммунистическом движении, организовали военные столкновения с соседними странами и предприняли целый ряд других авантюристических акций на мировой арене. На 9-м и 10-м съездах КПК антисоветизм был поднят на уровень партийной и государственной доктрины, а СССР клеветнически объявлен главным врагом Китая. М. пытается обосновать политику злобного антисоветизма надуманными утверждениями о существовании «непримиримых принципиальных разногласий» между КНР и СССР. В действительности подлинным источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма, которая, естественно, приходит в столкновение с принципами пролетарского интернационализма, отстаиваемыми КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями. Антисоветизм используется маоистами и как средство оправдания своей политики милитаризации и отвлечения внимания трудящихся от серьёзных внутренних трудностей и нерешенных проблем. М. распространяет клевету о реставрации капитализма в социалистических странах, отрицает существование мировой социалистической системы.  М. стремится сохранить очаги международной напряжённости, сорвать усилия социалистических стран и всех миролюбивых сил по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки и распространение её на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Генеральной линии международного коммунистического движения по коренным вопросам мирового развития М. противопоставляет свои авантюристические позиции. Маоисты исходят из неизбежности мировой войны, рассматривая её как средство «оздоровления человечества», как источник мировой революции. Для подкрепления своих гегемонистских притязаний на лидерство в «третьем мире» маоисты пытаются доказать, что центр революционного движения переместился в зону национально-освободительного движения, так как якобы социалистические страны «переродились», а рабочий класс развитых капиталистических стран «обуржуазился» и утратил революционность. Свидетельством полного разрыва маоистов с пролетарским классовым подходом в области внешней политики и принципами социалистического интернационализма является проповедуемая ими теория «борьбы против гегемонии двух сверхдержав». На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 большинство делегаций охарактеризовало М. как опасное антимарксистское течение, которое своими подрывными действиями и политикой антисоветизма объективно играет роль пособника империализма и антикоммунизма.  М. создаёт серьёзные преграды строительству социализма, ведёт к его деформации и ставит под угрозу социалистические завоевания китайских трудящихся, препятствует решению коренных социально-экономических проблем, порождает одну за другой кризисные ситуации в стране, дискредитирует научный социализм. М. стремится расколоть мировое коммунистическое движение, антиимпериалистический фронт народов. Для этих целей используются и возникшие в некоторых странах группки приверженцев М. Однако практически эти группки находятся в изоляции от революционного рабочего движения и чаще всего распадаются. Как антинаучное, противоречащее закономерностям общественного развития течение, М. бесперспективен.

 

10. Культура  КНР. Китайский образ жизни

В настоящее время в  Китае много говорят о «теории Цзян Цзэминя», готовится издание его «Избранных работ».Семейная жизнь.В восьми из десяти случаев родители нынешних китайцев женились по выбору и одобрению своих профессиональных союзов. Сегодня же проживающие в городах молодые китайцы рано приобретают сексуальный опыт. Распространен фактический брак и смена нескольких партнёров до брака. Разводы, о которых вплоть до XX века и не помышляли, ныне — обычная практика. А внебрачные связи получили столь широкое распространение, что власти всерьёз обсуждают вопрос юридического оформления их незаконности. Считается, что на семейных традициях негативно сказывается политика одна семья — один ребёнок, которая создаёт проблему избалованных детей.

Социальные слои. В декабре 2001 года Академия общественных наук Китая опубликовала доклад об изучении социальных слоев современного Китая. Их число сводится к десяти. Это слой лиц, управляющих государством и обществом, менеджеры, частные предприниматели, специальный и технический персонал, канцелярские служащие, индивидуальные промышленники и торговцы, обслуживающий персонал торговли, промышленные рабочие, труженики сельского хозяйства, а также лица без определённых занятий, безработные и полубезработные. Дифференциация в плане социальных слоев Китая всё больше и больше идёт по линии профессии, что иногда приводит к социальным взрывам.

Язык и письменность. Ханьцы имеют свой собственный разговорный и письменный язык — китайский, — которым пользуются как в стране, так и за её пределами. Общая численность говорящих на китайском превышает 1 миллиард человек. Большинство из 55 национальных меньшинств Китая также имеют свои собственные языки. Китайская письменность — иероглифика — восходит к гадательным костям династии Шан (16-11 вв. до н. э.) с вырезанными стилизованными изображениями предметов — символами, заменявшими слова и использовавшимися для предсказаний. Несмотря на изменения в материалах для письма, китайские иероглифы остались практически такими же, какими были в древности. Для чтения газеты необходимо знать не менее 3000 иероглифов, а образованный человек владеет более чем 5000 иероглифов. С 1913 г. официальным разговорным языком в Китае служит диалект путунхуа (мандарин), однако существует по крайней мере 7 региональных диалектов китайского языка, которые сильно различаются по произношению, поэтому в разговоре жители различных частей Китая не понимают друг друга. Объединяет их единая иероглифическая система письма.

Религия. Традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно сосуществуют, причём зачастую — в пределах одного храма. Конфуцианство, первым обретшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчинённости индивида обществу и его ответственности перед ним. Даосизм развивает идеи личного совершенствования и единения с природой; конфуцианскому учению о предопределённости социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности. Буддизм, привнесённый в Китай извне и сосредоточенный на развитии духовного начала, выступает альтернативой китайскому прагматизму. В годы культурной революции религия в Китае была запрещена. Китай — государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трёх мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие. Китай — страна с различными религиозными культами.

Для удовлетворения религиозных  потребностей народа конфуцианство  ограничилось с одной стороны  строго определённым ритуалом культа предков (единственного, по мнению некоторых  синологов, культа у первобытных  китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме. Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой по мужу и т. д. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться. При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает. «Обряд надевания шапки» совершается кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всей родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко всем старшим родственникам и знакомым. Соответствующий обряд совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью. Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему государству (изобретатели земледелия, шелководства и пр., великие учёные — Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (чэн-ваны — «гении-хранители городов»). Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не стеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых (даже одной семьёй) духов. В данный день на могилу или в храм, в честь «пожалованного духом», является старший чиновник (при государственном чествовании) или член семьи, совершает определённое количество коленопреклонений, возжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей; его помощником прочитывается написанная на отдельном листе специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике-столбе, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа. К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.

 

11.Раскол  Кореи после Второй мировой  войны. Корейская война

Разделение Кореи на Северную и Южную Корею произошло в 1945 году после поражения Японии, до этого правившей Кореей, во Второй мировой войне. США и СССР подписали  соглашение о совместном управлении страной. Линия раздела зон влияния  двух сверхдержав прошла по 38 параллели. После Корейской войны (1950—1953) два  молодых государства были разделены  демилитаризованной зоной. История  Кореи Исторические предпосылки  Аннексия Кореи Японией (1910—1945). После  окончания Русско-японской войны  в 1905 году Корея попала под протекторат  Японии и в 1910 году была ею аннексирована. Вторая мировая война (1939—1945). В ноябре 1943 года Франклин Рузвельт, Уинстон  Черчилль и Чан Кайши встретились  на Каирской конференции для обсуждения судьбы японских колоний и пришли к договорённости, что Япония должна лишиться всех территорий (в том  числе и Кореи), захваченных ею с помощью военного вмешательства. В конце Второй мировой войны  в августе 1945 года судьба Кореи ещё  не была ясна. Однако в США видели попытки СССР распространить влияние  в Корее и установить там своё правительство. Опасаясь этого, американцы решили ускорить меры по распространению  своего влияния. 10 августа 1945 года двум молодым офицерам — Дину Раску  и Чарльзу Бонстилу было дано задание  создать американскую оккупационную  зону. Было принято решение, что её северной границей будет 38 параллель. Это решение было записано в приказ номер один по поствоенной Японии. В это время жители Кореи пытались заполнить административный вакуум в стране. 6 сентября 1945 года в Сеуле  был созван конгресс представителей как высший законодательный орган  страны. В правительство вошли  в основном левые силы.

После Второй мировой. Юг. 7 сентября 1945 года генерал Макартур объявил Джона Ходжа военным представителем США в Корее, на следующий день войска Ходжа высадились в Инчхоне. «Временное правительство Республики Корея» послало навстречу им делегацию с тремя переводчиками, однако делегация принята не была. Управление страной, в отличие от Японии, перешло в руки военных. В административной системе страны с приходом американцев изменилось немного — чиновники, работавшие ещё во время японской оккупации, остались на своих постах. Японские официальные лица продолжали работать в стране до 1946 года. Американские оккупационные силы с подозрением относились к самопровозглашённому Временному правительству, считая его чересчур левым, поэтому благосклонно относились к антикоммунистическому движению в стране. В августе 1948 года его лидер, Ли Сын Ман, стал президентом Южной Кореи, и американские войска покинули полуостров.Север. В августе 1945 года в Северной Корее было установлено «Советское гражданское управление». В феврале 1946 было сформировано временное правительство (Северокорейский Временный Народный Комитет) во главе сКим Ир Сеном. Советские войска покинули полуостров в 1948 году.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в