Предмет и метод ИППУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций

Описание

Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.

Работа состоит из  1 файл

IPPU.docx

— 83.89 Кб (Скачать документ)

                                                    Предмет и метод ИППУ

1.   ИППУ  в системе  истории юридических наук

2.  Основная проблема  курса

 

Предмет ИППУ

1. История возникновения  и развития теоретических знаний  о государстве праве политики  и законодательстве 

2.  История политических  правых теорий и учений.

3. История теорий права  и государства

Политические учения – это теоретические исследования проблем государства, которые представляют собой самостоятельные и оригинальные теории.

    Принципы изучения ИППУ

1. Принцип историзма

2. Принцип единства и  взаимосвязи конкретно-исторической  и теоретической сторон политико-правового  учения 

3. Принцип хронологического  освещения

4. Принцип проблемно-категориального  освещения 

5. Историко-сравнительное  исследование 

 

Периодизация ИППУ

Первый подход - исторический:

а) древний мир, с момента  возникновения цивилизации до падения  Рима

б)  средневековье с 5 по 17 век

в) возрождения 15 -16 века

г) новое время 17-19 век 

д) новейшее время 20-21 век.

Второй подход – формационный подход (был предложен Марксом)

а) первобытнообщинный

б)рабовладельческий

в) феодальный

г) капиталистический

д) коммунистический (первая фаза- социализм)

Маркс выделял также азиатский  способ производства.

Третий подход- технологический:

1) доиндустриальное общество

2) индустриальное

3) постиндустриальное (технотронное, информационное)

Четвертый подход – цивилизационный -

Содержание ИППУ - государственность  впервые зародилась в эпоху древнего мира. На востоке большую роль сыграли  ученные Индии и Китая. Формой государственности там была деспотия. В Греции формой государственности  был полис. Формой правления была аристократия, демократия, олигархия  и тирания.

Древний Рим разрабатывал формы государства.

                                          Эпоха средних веков 

Характеризовалась особой ролью христианской религией и церкви.

Фундаментальная проблема - соотношение духовной и светской власти.

 Восток - идеология ислама. Исходит из неделимости духовной и светской власти. Возникновении рационализма на востоке.

 

Эпоха возрождения

Время формирования гуманизма, ставит во главу угла человека. И в то же время возникает индивидуализм.

 

Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология.  Возникает консерватизм  и социализм.

В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.

20 – е столетие вошло в  историю как эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической  системы. Причем в начале 20 века  социолистичексое движение раскололось  на революционное и реформистское.  Появилась мировая система социализма. На волне экономического кризиса  30-х годов появляется фашизм, который  которой пропагандировал крайние  формы нацизма и фашизма. в  результате падения 

В 50-е годы возникает неолиберализм  и консерватизм.  Но в то же время  возникает леватский экстремизм. А  также теории правового радикализма (неофашизм, расизм, «новые правые»). После  второй мировой войны политическая наука отделилась от правовой и изменила свою структуру.

Основные правовые теории

1. Теория естественного права (представители: Локк, Руссо, Монтескьё, Радищев) Основное содержание: они считают, что кроме позитивного права, которое создаётся государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые прав, принадлежащие человеку от рождения ( право на жизнь, право на труд)

2. Историческая школа права (Представители:  Гуго, Савиньи,  Пухта). Они считали,  что право – это выражение  духа народа, народного правого  убеждения, которое формируется  постепенно не зависимо от  государства. Законодатель не  может творить нормы по своему  усмотрению, а вправе лишь фиксировать  то, что сложилось в виде норм.

3. Реалистическая школа права,  представители: Иеринг. Они считают,  что право есть защищенный  государством интерес, оно ничто  без государственной власти.

4. Социологическая теория права,  представители: Эрлих, Паунд, Муромцев. Право – это система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое  правом.

5. Теория солидаризма, представитель:  Дюги. Объективное право составляется  правило социальной солидарности, которым подчинены и государство  и граждане. 

6. Нормативная теория, представители:  Кельзен, Штаммлер.  Право –  иерархия норм, нормативный регулятор  общественных отношений, оно не  мыслимо без государства, а  государство немыслимо без права. 

7. Психологическая теория прав, представители: Мариэлл, Петражитский. Существует подлинное право, которое  представляет собой психологические  переживания людей об их правах. Официальное право – совокупность  норм.

8. Материалистическая теория права,  представители Маркс, Ленин. Право  есть возведенное в закон воля  господствующего класса, содержание  которой определяется материальным  условиями жизни общества.

 

                 Лекция № 2

Политические и правовые учения в государствах древнего востока 

1. Общая характеристика религиозномифологических  представлений о политике, государстве  и праве во 2-1 тысячелетии до  н.э. Буддизм в древней Индии

2. Политическая мысль древнего  Китая. Даосизм. Лао-Цзы. Доктрина  Конфуцианства. 

 

Политико-правовая  мысль у всех древних народов восходит е мифологическим истокам. Основная идея: божественный первоисточник всех порядков.

Представления древних евреев

Они считали, что единый бог находится  в особом договорном отношении со всем еврейским народом, Бог является верховным правителем. Моисей получил  законы прямо от Бога (13 век до н.э). Заслуги Моисея:

1) возглавил исход евреев их  египетского плена

2) известен как автор ряда  книг библии, на которую евреи  ссылаются как на Пятикнижие (Пять  книг Моисея- Тора)

3) Многие считают Моисея основателя  еврейского монотеизма (однобожия). Магомет признал Моисея истинным  пророком. И сегодня Моисею поклоняются  евреи, христиане, мусульмане. Согласно  древневавилонским и древнеиндийским  мифам, боги, являясь источником  власти правителя, продолжает  оставаться вершителем земных  дел и людских судеб.

4) Согласно древнекитайским мифам,  персона правителя является единственной  точки связи с небом.

5) В соответствии с воззрениями  древних египтян, правду справедливость  и правосудие олицетворяет богиня  Ма-Ат. (уиндоариев этому понятию  справедливости соответствует понятие  Рота, у древних китайце справедливость  называется Дао) Все они соответствую  естественному праву, т.е. данному  человеку от рождения. Книга мертвых,  поучен6ие Птатотеха, поучение  Гераклиопольского царя (Гераклиопод  - город в древнем Египте). Речение  Ипусера  1759 г. до н.э. В ней говорится о выступлении низов против знати. 

6) По древнешумерскому мифу выступает  в качестве защитников слабых  и теснимых  бог Шамаш.

 

Политико-правовая мысль древней Индии

1. Брахманизм. Источники: веды (2 тысячелетие  до н.э.). Первая книга Ригведа  - собрание гимнов, Атхарведа- сборник договоров и заклинаний, Упанишады, Дхармасутры. 

Идеи :

а) строение общества, его деление  на Варны или касты (сословия) определяет мировой закон. (рта или рита- понятие  мирового закона) .

б)Варны не равноправны, а рабы находятся  вне Варн.

в)Все Варны должны следовать  предустановленной Дхарме, т.е. закону, долгу обычаю.

г)Все что существует в мире, это собственность Брахмана, по праву  рождения.

д) Смысл «искусства управления»  определяет наказание.

1)Вера в перевоплощение души  Выбор тела зависит от жизни  до этого.

2) Божественное создание мира  и общественного строя. 

 

Буддизм

При царе Ашоке буддизм становится государственной религией (3 век  до н.э.)

Источники:  учение Сиддхархарта Гаутама, он же Будда , т.е. просветленный (годы жизни 623-544 г. до н.э.). Основной письменный источник буддизма является стезя закона – дхаммапада.

Школа Локаяты (Чарваки) 6 в. до н.э. Идеи буддизма: отвергается мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточники закона; брахман – это не член привилегированной Варны, а человек достигшей высшей точки своего развития, путем личных усилий; в буддизме ограничивается роль наказания; буддизм дает установку на индивидуальный путь спасения и достижения неравны; все в мире совершается в силу внутренней природы самих вещей.

   Артхашастра. Автор этого сочинения Каутилья (Чинакья) – царский министр одного из индийских царей. Его идеи очень близки к идеям Макиавелли. Основные идеи: признавая дхарму, предпочтение отдается практической пользу, как ведущему принципу политических действий.

Законы Ману. Попытка замещения права дхармой. Основой управления государства служат наказания. 

Буддизм становится мировой религией, но за пределами Индии (Япония, Китай, страны юго-восточной Азии). В Индии  утверждается индуизм – это религия  впитавшая элементы и брахманизма, буддизма, и некоторых других верований.

 

 

  Политико-правовая мысль  Древнего Китая

Даосизм (Лао-Цзы) 6 век до н.э. Книга о Дао. Основные идеи даосизма: надо следовать Дао. Дао – это независимая от небесного владыки естественная закономерность или естественный ход вещей. Принцип недеяиния, т.е. воздержания от активных действий. Критика насилия и войны. Отказ от прогресса и всего нового.

Конфуцианство. Конц-Зы 551-471 г. до н.э. Лунь-Юй – беседы и высказывания. Основные идеи:

-конфуцианство развивает патриархально-патерналистскую  концепцию государства, т.е. понятию  государства как большой семьи.

- идеал правление аристократов, добродетели знаний

- ненасильственные методы правления

- правление не основе позитивных  законов ФА, резко противопоставляется  руководству посредством в добродетели  – комплекс этических норм.

- принцип исправления имен (Дже-Мин), это означает, каждый должен выполнять  свои обязанности в соответствии  с его статусом.  

Во 2 веке до н.э. конфуцианство стало  государственной религией и идеологией.

 

Моизм (Автор: Мо-Цзы 479-400 г. до н.э.). Идеи:

- Мо-Цзы выдвинул идею договорного  происхождения государства и  управления.

- развил идею естественного  равенства всех людей

-он требовал учета интересов  народа в управлении государством

- он выдвинул идею тотального  контроля за народом, поддерживал  доносительство.

В правовой сфере предполагалась иерархия норм, первое место занимает 10 моральных  принципов, отражающих волю неба. На втором месте находятся хорошие традиции, на третьем месте выступают законы.

 

Легизм – школа законников (Фа- Дзя, представитель Шан-Ян) Книга правителя области Шан.  Годы жизни 390-338 г. дол н.э. Хань Фей. Основные идеи:

-обосновывал правления, опирающиеся  на жестокие законы

-    выдвигал принцип коллективной  ответственности за нарушение  закона.

- переосмысливаются понятия даосизма  и конфуцианства и предлагают  их искусством управления

- узурпаторам противопоставляются  умные и следующими закону  люди.

 

      Тема № 3

Политические и правовые учения деревеней Греции

(6- 8 век до н.э.)

1. Правовая культура древнегреческого  полиса

2. Идеи софистов

3. Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель

4. Развитие учения о праве  и государстве  в период  эллинизма 4-2 век до н.э.

Факторы развития доктрин:

1. Наличие торговых связей с  развитыми странами 

2. Существование государств, состоящих  из одного города – Полиса.

3. Наличие полисов с различными  формами государственного устройства.

4. Присутствие в полисе неоднородного  состава населения. 

5. Активное участие граждан в  государственных делах. 

6. Выдвижение на первый план  вопросов, связанных с положением  индивида в обществе и возможности  морального выбора.

7. Плюрализм правовых взглядов.

8. История ИППУ в Древней Греции  представлена в периодизации:

1. Предфилософски период 11-9 век  до н.э.

2. Философский период 6-4 век до  н.э.

3. Период кризиса и упадка  правовой политической идеологии  1-3 век н.э.

 

Тема № 4

                                            ППУ в Древнем Риме

1. Римские юристы о сущности  и системе права.

2. Цицерон. Стоики и эпикурейцы.

3. Политические и правовые идеи  раннего хрестьянства. Взгляды Аврелия  Августина.

1.Римские юристы о сущности и системе права

Гней Флавий, Тиберий Корунканий – вторая половина 3 века до н.э.

Деятельность римских юристов  включало ответы на юридические вопросы  частных лиц, сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок, сообщение формул для ведения  дела в суде.

Классиками римской юриспруденции: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин.

Характеристика  доктрин Древнего Рима:

Информация о работе Предмет и метод ИППУ