Предмет и метод ИППУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций

Описание

Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.

Работа состоит из  1 файл

IPPU.docx

— 83.89 Кб (Скачать документ)

-зарождение раннекапиталистических  отношений 

-возвышение роли класса буржуазии

-пересмотр основных принципов  религии и организаций церкви

-неприятие лидерами власти папы  римского

-отрицание ряда церковных ритуалов

-уменьшение роли церкви в  жизни населения

-возврат к античным ценностям 

- появление новых трактовок  политико-правовых идей

- усиление внимания на ценность  отдельного человека

 

Особенности эпохи  реформации:

- кризис римской католической  церкви и религии

-зарождение нерелигиозного типа  мышления

-появляются гуманистически настроенные  культура, искусство, мировоззрение

-в качестве самостоятельной  сферы человеческой жизни выдвигается  политика

-зарождается концепция юридического  мировоззрения

-выдвигается идея свободного  волеизъявления каждого человека 

-привлекается внимание к понятию  гражданственность 

 

Взгляды Николо Макиавелли (1469-1527)

Он отказывался от средневекового теоцентризма, и заменяет его антропоцентризмом, т.е. в центре мира вместо бога стоит  человек. Государство имеет только человеческое измерение и с богом  не связано. Работы:   «О принципсе», «Государь» или «Князь»- одна и та же работа 1513 года. «Рассуждение на первые 10 книг Тита Ливия» Тит Ливий –  древнеримский историк. В 1520 году он пишет «Историю Флоренции», на следующий  год «О военном искусстве».  Он разработал концепцию политической этики, т.е. этики главы государства  не связанного в своей политической деятельности нравственными и политическими  ограничениями.

Причины упадка Италии, в том, что  христианская религия ориентирует  людей на посторонний мир, сделав его чуждым государству.  Причины  препятствования в объединении  римской империи - римское папство. Объектом политических исследований Макиавелли делает государство. Устраняет теологию. В основе его учения лежит империзм. В отличие от Аристотеля Макиавелли не связывает понятие счастья  с государством . Макиавелли не интересует идеальный проект государства. Он изучает  уже существующие модели государства. Новый политический термин вводит Макиавелли Государство. Понятие обозначает независимость  его от конкретных форм. Государство  предполагает наличие отношений  господства и подчинения.

Источник развития считает Макиавелли – это борьба народа и знати. Народ  и знать есть в каждом городе. Последствия политической борьбы: единовластие, произвол какой-либо политической партии, борьба за власть.

Классификация государства на три  правильных:

-монархия

-аристократия

-демократия

и три неправильные:

-тирания

-олигархия

-распущенность 

Новации Макиавелли: все государства  есть либо республики, либо единовластные  по форме правления государства.

Концепция Макиавеллизма:

Политические принципы государя:

1. Овладевая государством необходимо  все жестокости совершать сразу,  чтобы не пришлось их каждый  день повторять 

2. Обиды нужно наносить разом,  тогда меньше чувствуешь их  в отдельности

3. Все благодеяния надо делать  понемногу, чтобы они лучше  запоминались 

4. Государь одновременно должен  иметь природу льва и лисицы. Быть львом, что бы устрашать  волков, и быть лисицей, что  бы распознать западню. 

5. Принципс и государь не может  и должен быть верен своему  слову. Если такая честность  обращается против него. При этом  можно всегда найти оправдание.

6. Государь необязательно должен  обладать всеми добродетелями,  гораздо важнее казаться, что  ты ими обладаешь.

7. Он не должен трогать имущество  подданных и задевать их честь.  Тогда поданные будут довольные  жизнью, и тогда борьба будет  направлена против немногих.

8. Государь должен передавать  другим делам вызывающие недовольства  поданных, а милостям оказывать  своему. 

9. Каждый поступок должен доставлять  молву о нем, как о благочестивом. 

10. Государь должен рассчитывать  не на любовь своих подданных,  а на их страх, но не на  их ненависть. 

11. Что бы судить об уме  государя, надо обратить внимание  на его окружение.

Значения идей Макиавелли:

Приверженцем политических идей его  были: Жан Жак Руссо, Михаил Александрович  Бакунин. Критики: Томмаза Кампанелла, Жан Батен, Вольтер и др.

Макиавелли оказал влияние на итальянскую  политическую мысль. (Гаретано Моско, Вильфредо  Парето).

Макиавеллизм – любые для  достижения цели средства хороши.

Правильные средства оправдывают  цель.

Макиавелли заложил основы политической науки нового времени.

 

Эпоха Реформации 17-17 века

1. Борьба за демократизацию католической церкви.

2. Массовые религиозные движения  вне католичества

3. Попытки найти опору в раннем  христианстве 

Направления политической мысли:

1. Умеренное

2. Плебейское 

3. Промежуточное

Умеренное - выступало за интересы зажиточных горожан и бедных дворян. Основной идеолог- Мартин Лютер (1483-1546). Главные его тезисы:

-осуждение церковной практики - продажи индульгенции

-достижение спасения души при  помощи искренней веры человека, без посредничества служителей  церкви.

-провозглашение свободы внутренней  жизни человека 

-провозглашение равенства всех  сословий перед богом

-реализация принципа внутренней  свободы, что возможно в государстве  со светскими законами

- основа государства - это естественное  право

-он представлял правителя как  слугу народа, но и народ обязан  подчиняться правителю

-резкое выступление против плебейского  течения

Представители плебейского течения  представляли интересы городских низов  и крестьян, они призывали к  перестройке государственного порядка. Главный идеолог- Томас Монсер (1490-1526). Основные тезисы его доктрины:

1. Введение выборности и сменяемости  духовных лиц

2. отмена крепостного права

3. Уменьшение размеров податей  и налогов

4. Призыв к насильственной смене  власти. Передача власти народу.

Жан Кальвин занимал промежуточное  течение между умеренным и  плебейским. (1509-1554). Его концепции:

1. Священное писание – одно  истинно духовное произведение.

2. Все события в жизни человека  предопределены богом. 

3. Обязанность каждого человека  посвятит себя целиком профессии.  Быть трудолюбивым, жить скромно. 

4. Реформа церкви должна включать  упрощение культа, упразднение духовенства,  введение самоуправления

5. Объединить церковь и государство. 

6. Предпочтительная форма правления  республиканская и аристократическая 

7. Признавал возможность каждого  участвовать в отправлении власти  при наличии способности.

8. Выступал против ереси. 

Тезис Жана Кальвина- народ вправе свергнуть монарха, нарушающего  божественного закона, взяли на вооружение тираноборцы. идеологи тираноборцев: Готман, Брут, Беза, Бьюкенен. Их концепции:

1. ограничение власти правителя  и его выборности народом. 

2. Разработали понятие «Суверенитет  народа» 

3. Необходимость договорного характера  государства. 

4. Обязанность народа и правителя  следовать этому договору.

 

Жан Боден  (1530-1596). Идеолог Абсолютизма во Франции.

«Шесть книг о государстве». Раскрыт  смысл понятия государства. Государство  – это правовое управление множеством семей. Отдельные характеристики по государству:

1. Причина появления государства  - естественная потребность людей  жить сообща.

2.   Метод появления государства  - увеличение семьи, социальной  ячейки общества.

3. Пути появления государства: 1) применение насилия и завоевания;2) принятие власти по праву престолонаследия.

Признаки суверенной власти:

1. Постоянство

2. Единство, т.е. власть не разделена  между субъектами власти

3. Абсолютность, т.е. власть неограниченна  ничем кроме положений божьего  закона естественного права и  человеческих законов. 

Классификация законов:

Критерий- источник правовых норм. Законы могут быть: божественными, природными, установленными суверенной властью  и народом путем выработке  общего соглашения.

Томас Мор (1478-1535)

 

Достижения эпохи возрождения: изобретение компаса, пороха, быстро распространяется книгопечатание, утрата монополий церкви на распространение  знаний, шел процесс становления  капитализма.

Логическое основание учения Т. Мора:

1. Находился под влиянием гуманистических  идей эпохи возрождения. 

2. Воспринял критическое отношение  Платона к частной собственности 

3. Придерживался идей ранних  крестьян о всеобщем обязательном  труде. 

Автор книги «Золотая книга, столь  же полезная что и забавная о наилучшем  устройстве государства и о его  новом острове утопии». Впервые  она опубликована в бельгийском  городе Лувене 1516 году.

Утопия – не существующая страна, или благословенная страна.

Томас Мор родоначальник идеи социалистических государств, основу которых составляют производственные коммуны. Он осуществил мыслительный эксперимент по созданию справедливого государственного строя  в интересах трудящихся. Высказал тезис о социальной детерминированности  преступности, т.е. преступление может  быть  вызвано несправедливым устройством  общества. Английские государства он оценивает отрицательно. Сущность государства  – это заговор богатых, думающих о своей выгоде.  Законы - это  ухищрения в пользу богатых.

Принципы идеального государства:

1.  Коллективная собственность 

2. Всеобщая обязательность труда 

3. Аскетический образ жизни

4. Централизованное распределение  произведенной продукции

Главная задача государства - обеспечить счастье гражданам. Счастье –  это духовная свобода  и просвещение.

Устройство города – федерация 54 городов (государство утопия в  Англии)

Фора правления смешанная: монархи, аристократия, демократия.

Высший орган государства - это  утопийский сенат из 160 человек, т.е. по три старца по каждого города. В каждом городе должно жить 6 тысяч  патриархальных семей. ОТ каждых 30 семей  избирается филарх на один год. Таким  образом в городе всего 200 филархов, которые должны следить за работой. 1 протофиларх приходится на 300 семей. Во главе каждого города стоит  князь, который избирается филархами  города из кандидатов предложенными  из жителей города. Должность князя  несменяема, если он не становится тираном. В каждом городе проводятся народные собрания. В идеальном государстве  законов должно быть мало, поскольку  нет частной собственности. Законы должны быть понятны всем. Чем более  простое толкование закона, тем более  он справедлив.

Значение работ  Томаса Мора:

1. Стимулировала появление проектов  радикального изменения общества.

Отрицательные моменты:

1. Признавал наличие рабства. 

Томмаза Кампанелла (1568-1639)-

Доминиканский монах, выдающийся итальянский  мыслитель.

Логическое основание:

1. Мыслил в рамках христианского  мировоззрения. 

2. Воспринял античных мыслителей  Платона и Аристотеля.

3. Во взглядах на государственную  власти с Николом Макиавелли  расходился

4. При написании своих работ  использовал метод моделирования.

На его взгляды влияла магия, астрология, религия солнца. 

Известные работы «Город солнца» 1642 год, «Гостиник монастыря» и «Мореход», «Монархия Мессии» 1605 год, «Об испанской  монархии» 1620.

Кампанелла – автор проекта  социалистического государства  с монорелигией, государство построенное  на модели монастыря.

Образ идеального государства:

1. Государство находится на острове  Тапробана, который  расположен  в Индийском океане, а жителями  этого города называют соляриями.

2. Это государство живет по  принципам города солнца: 1) принцип  общности имущества, только это  позволит граждан стать добродетельными,  все должны быть одинаково  богаты и одинаково бедны, общность  имущества исключает нищету, и  богатство, которое делает людей  надменными; 2) принцип всеобщей обязательности  труда, все работают не больше 4 часов в день, все остальное  время он занимается интеллектуальной  деятельностью. Мотивацией к работе  является любовь к родине. 3) Принцип  централизованного распределения  продукции. 4) Принцип религиозной  нетерпимости. Идеальное государство  может состоять только из христиан. 5) Принцип общности жен. 6) Принцип  казарм в быту. Все солярии  меняют одежду 4 раза в год,  ежемесячно одежда стирается. 7) Глава  государства – солнце (Метафизик), который выбирается из числа  24 жрецов. Оно не сменяемо  до  тех пор, пока не найдется  мудрее его.  Солнцу принадлежит  суверенитет, за ним окончательное  решение всех вопросов. 8) Сочетание  двух принципов: демократия, технократия. 9) Он возрождает платоновский  идеал управителя – философа. 9) Соправители солнца: пон, который  возглавляет силовое ведомство,  син – ведомство науки, мор  – возглавляет ведомство по  производству людей и животных. Все их заместители сменяемы  по воле народа. Коллегиальный  орган – собрание всех должностных  лиц, который работает один  раз в неделю, Собрание вех  соляриев или большой совет,  в нем принимают жители, кто  достиг 24 лет. 

Информация о работе Предмет и метод ИППУ