Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций
Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.
Элементы государственно власти:
1. Сущность власти представлена способом управления, которое было дано богом.
2. Форма власти тождественна способу ее приобретения (законно или незаконно)
Способы использования власти
разделяют в зависимости от
того в чьих интересах
Классификация законов:
1. Вечный закон (божественный, естественный) – он управляет миром.
2. Естественный (человеческий естественный)
3. Человеческий (человеческий, положительный)
4. Божественный закон (
Правовая концепция:
1. Право было им приравнено к справедливости
2. Выражение справедливости
3. Фома Аквинский был
Политико-правовые взгляды Марсилия Подуанского (12 век):
1. Поддержка монархии.
2. Объяснение происхождении
3. Народ – это единственный источник власти.
4. Предложение о всенародном
голосовании за принятие и
отмену законов и
5. Отстаивал тезис в различиях
между законодательной и
6. Разделение сфер деятельности церкви и государства.
Правовые взгляды:
1. Разработал классификации
Критерии: божественный закон имеет целью спасения души, а цель человеческого закона – это справедливость и общего блага на земле.
Содержание закона: описание различий между грехами и заслугами перед богом, и указание на пути вечного спасения души.
Содержание человеческого
Способы обеспечении б/з: обещание блаженства в загробной жизни, а ч/з это право, т.е. установленные государством нормы поведения, обеспеченные силой применения государством.
Средневековые ереси
Этапы:
1. Антицерковные выступления 4-7 веков
2. Ереси 11-13 веков
3. Ереси 14-15 веков
Отличительные х-стики ереси 4-7 веков:
1. Возникли из противоречия
2. Носили преимущественно
3. Не затрагивали основ
Ереси: Арианство, возникло в Александрии; Несторианство, возникло в Константинополе; Донотизм, Карфаген.
Еретики 11-13 веков:
1. Действовали в период
2. Отрицательно относились к государству вообще.
3. Критиковали организацию
4. По-своему толковали основы религии.
Ереси 4-7 веков: Богомилы, на территории Болгарии, Патарелы- в Италии, Тиссераны- во Франции, Вальденсы, Альбегольцы.
Ереси 11-13 веков: представлена бюргерскими сословиями. Бюргерское течение- отражало интересы зажиточным слоев населения, стремилось упразднить духовные сословия и вернуть государству и народу имущество церкви ( в Чехии- Ян Густ, Англия- Джон Уидглиф). Плебейское направление: лоллард- Англия, табориты – Чехия (Ян Жижка): защит интересов крестьян, городских низов, обледеневшего мелкого рыцарства. Призывали к передачи земли крестьянским общинам, возвратится к простой жизни ранних крестьян, отменить исключительные пава дворянства и феодальные повинности .
Основные направления юридической науки в Средние Века.
В западноевропейском
Средневековье действовали
1.рецепированное римское
2. обычное право
3. каноническое право (церковное право)
Римское право
Началу процессу возрождению римского
права послужила основание
Легисты кроме изучения римского права занимались приспособлением его к феодальному обществу. Легисты оправдывали абсолютизм, признавали волю монархов выше закона.
Обычное право
Средние века действовало обычное право. Сторонники обычного права тоже являлись сторонники королевской власти, но у них не было намерения подчинить римское право закону. Генри де Бректон умер в 1268 г. в «трактате о законах и обычаях Англии», он отразил процесс формирования сословно-представительной монархии. Филипп де Гомануар 1250-1296. «Кутюмы Бовизи» - обычаи города Бовизи. Протестовал против сохранения крепостничества, поддерживал идею правовой консолидации страны.
Каноническое право
Кодекс Грациана – первый свод канонического права. Его составил в 12 веке монах Грациан. Обосновывалось право церкви судить и решать дела не только нравственно религиозного, но и светского характера.
Что характерно для всех средневековых юрист- для них характерна приверженность схоластики.
Тема № 6
Политические
и правовые учения в России
в период образования
1. Проблема самодержавия
2. Политическая программа Ивана Пересветова. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
Митрополит Илларион : «Слова о законе и благодати» - первый киевский митрополит с 1051 году. Это первый опыт христианского переосмысления.
Периоды:
1. Языческий
2. Иудейский
3. Христианский.
Он считал, что в истории
действует божественный промысел, направляющий
народы к истинному познанию бога.
Обосновывает концепцию единодержавной,
наследственной княжеской власти. Т.к.
только законный правитель может
сохранить территориальную
Правовые взгляды:
1. Закон лишь предтеча благодати
2. Закон лишь тень истины, а не сама истина.
3. Закон устанавливает
государственную, но не
Митрополит Никифор. Он представитель религиозного рационализма. Послание Владимиру Мономаху. Никифор впервые в русской литературе выразил органические представления о государстве. Вера – это душа государства. Подчеркивает божественное происхождение княжеской власти. А главная обязанность князя – это нелицемерное отправление правосудия. Он обязан быть милостив и несходительным к своим подчиненным.
Поучение Владимира Мономаха. (1117-1125 г.г.). В оборот введено было только в 19 веке.
Мономах сформулировал патриархальное представление о государстве и власти.
Отвергает смертную казнь, как первобытную кровную месть.
Повесть Временных Лет. Впервые излагается учение о тиране. Князья могут быть как праведными, так и неправедными.
В кочне 15 века актуальны две проблемы:
1. Возможность казни еретиков. 1471 г Ересь жидостующих.
2. Секуляризация церковного
имущества. Вызвана была
Движения:
1. Стяжательство. Во главе стоял Иосиф Волоцкий (1440-1515). Книга «Просветитель». Они считали, что правитель как и все остальные люди имеют греховную природу. Поэтому правителю нужно повиноваться только телом, но не душой. Обосновывает право подданных на сопротивление тирану. Они говорили: «научись сначала управлять собой, а потом уже другими людьми». Классификация законов:
1. Божественные заповеди
2. Постановление церковных соборов.
3. Государственные законы,
основанные на предписаниях
4. Отрицательно относились
к секуляризации церковного
2. Нестяжательство. Нил Сорский (15 век). Отстаивал автономию церкви и государства. Монах не должен иметь личной собственности.
В 1501-1505 г.г. одержали стяжатели (Иосифляне)
Максим Грек (Михаил Треводис) 1475-1555. Родился в Италии, получил образование в университете, позднее становится монахом. Склоняется к нестяжателям. По решению церковного собора за ересь и за шпионаж, он был заточен в монастырь. Максим Грек формулирует учение о свободе воли, т.е. не вся определяется судьбой. Он считал выборы наряду с наследованием законным способом замещения престола. Фактически он подошел к формулировкам о сословно-представительной монархии.
Ереси. Вассиан Потрекеев умер до 1545 года. Ученик Нила Сорского. В 1499 году насильственно пострижен в монахи и сослан в Кирило-Белозерский монастырь. В 1509 году возвратился в Москву и вошел в окружение Василия 3. Вел ожесточенную борьбу с Иосифом Волоцкого. Отстаивал независимость от государственной власти церковь. Выступил против второго брака Василия 3, что превело охлаждения князя отношений. После чего был осужден церковью, и отправлен в монастырь.
Зиновий Отенский умер в 1568 году. Жил в новгородском Отенском монастыре. Сослан он был туда после осуждения его учителя Максима Грека. Осуждал идеи Феодосию Косого и еретиков.
Феодосий Косой. В конце 1540-х годов бежал из Москвы в Белоозеро. Его считают беглым холопом. Там он постригся в монахи. Там начал пропаганду, созданного нового учения, в котором выдвигал идею духовного разума. В 33 году был привлечен по делу Матвею Башкина, который тоже был осужден за ересь, и оба были заключены в монастырь. Но Косой бежал в Литву. Он критиковал основные догматы православия, отрицал церковную иерархию. Также отрицал святых, отрицал чудеса, которые они творили, отрицал поклонение к иконам и кресту, призывал к уничтожению монашества. Умер в монастыре.
Федор Карпов. Умер в 1540 году. Дипломат, публицист. В 1508-1539 руководил внешней политикой Российского государства. Написал послание Даниилу и Максиму Греку.
Формирование национально-госудасртвенной идеологии при Василии 3.
Выражено было идеологией старцем Елизароского монастыря Филофея (1465-1542). Он обосновал тезис «Москва – третий Рим». Первым Римом он называет Рим, который погиб из-за ересей. Второй Рим- Константинополь, погиб так, так заключил унию с католиками. Третьим Римом Фелофей называл истинный хранитель христианства - Москва, который будет существовать вечно. Москва должна быть центром христианства.
Учение новгородского
15 начало 16 века новый жанр Политическая легенда.
Сказания о Вавилоне - Граде,
сказание о князьях владимирских.
Римский император Август считается
родственником основателей
Переписка первого русского царя Ивана 4 Грозного с Князем Андреем Курбским
Андрей Курбский (1528-1583).
Иван Грозный – защитник нового централизованного порядка
Курбский-представитель
В 1564 г. сбежал в Литву, где стал участником Польской рады. Участвовал в войне против России. Сочинения «История о Великом Князе Московском» 1573 г. Являлся сторонником индивидуализма, который был весьма не типичен для России. Утверждает права боярства по отношению к царю и государству. Упоминает о естественном законе, единым для всех людей. На второе после естественного закона, он ставит церковный закон. Обвиняет Грозного в том, что он нарушает естественный закон и действует единолично. Идеалом государства считает разделение государственной власти между царем и боярством.
Грозный- представитель коллективистской
идеологии. Он уверен в божественном
происхождении царской власти. Поданные
обязаны подчиняться в силу божественного
закона. Поданные не могут повиноваться
царю, если тот нарушил церковные
законы. Западные государи, писал
Иван Грозный, неполновластные, которые
из них приняли престол выборным
путем, и поэтому вынуждены заигрывать
со своими поддонами. Единственно законным
источником власти является наследование.
Критикует принцип
Никонианская реформа православия 17 век.
Патриарх Никон видел
симптомы постепенной секуляризации
от церкви. Это было выражено в Соборном
уложении 1549 года. Там прослеживается
тенденция обращения церковных
земель в государственную
К 1700 году после смерти Патриарха Адриана, новый патриарх по велению Петра 1 избран не был. Патриаршество пресеклось. Священный синод заменял патриаршество.
Тема № 7
ППУ в Западной Европе в 15-16 веках.
1. Идеология возрождения.
2. ПП идеи реформации. Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Баден.
3. Политико-правовая идеология утопического социализма. Томас Мор, Томмаза Кампанелла.
Идеология возрождения.
Характерными признаками эпохи возрождения были:
-кризис феодальных отношений