Предмет и метод ИППУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций

Описание

Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.

Работа состоит из  1 файл

IPPU.docx

— 83.89 Кб (Скачать документ)

Элементы  государственно власти:

1. Сущность власти представлена  способом управления, которое было  дано богом.

2. Форма власти тождественна  способу ее приобретения (законно  или незаконно) 

 Способы использования власти  разделяют в зависимости от  того в чьих интересах принимается  власть. Наилучшая форма правления  – монархия. Устройство государства  подобно устройству человеческого  организма.  Анализ исторического  опыта показывает, что монархия  более успешна. Монархия бывает  абсолютной и политической (сословно-представительная)

Классификация законов:

1. Вечный закон (божественный, естественный) – он управляет миром.

2. Естественный (человеческий естественный)

3. Человеческий (человеческий, положительный) 

4. Божественный закон (божественный, положительный закон). Он находятся  в Библии и в ведениях Святых.

Правовая концепция:

1. Право было им приравнено  к справедливости

2. Выражение справедливости содержится  в воздаянии каждого по его  заслугам .

3.  Фома Аквинский был противником  религиозных ересей.

Политико-правовые взгляды Марсилия Подуанского (12 век):

1. Поддержка монархии.

2. Объяснение происхождении власти  и государства как усложнения  форм человеческого общежития  (семья-род- государство) 

3. Народ – это единственный  источник власти.

4. Предложение о всенародном  голосовании за принятие и  отмену законов и правительства. 

5. Отстаивал тезис  в различиях  между законодательной  и исполнительной  власти

6. Разделение сфер деятельности  церкви и государства. 

Правовые взгляды:

1. Разработал классификации законов:  божественные и человеческие.

Критерии: божественный закон имеет  целью спасения души, а цель человеческого  закона – это справедливость и  общего блага на земле.

Содержание закона: описание различий между грехами и заслугами  перед богом, и указание на пути вечного  спасения души.

Содержание человеческого закона: указание на различия между правомерным  неправомерным поведениям на земле.

Способы обеспечении б/з: обещание блаженства в загробной жизни, а  ч/з это право, т.е. установленные  государством нормы поведения, обеспеченные силой применения  государством.

Средневековые ереси

Этапы:

1. Антицерковные выступления 4-7 веков

2. Ереси 11-13 веков 

3. Ереси 14-15 веков 

Отличительные х-стики ереси 4-7 веков:

1. Возникли из противоречия толковании  догматов о троичности церкви 

2. Носили преимущественно богословский  характер 

3. Не затрагивали основ общественно-политического  строя

Ереси: Арианство, возникло в Александрии; Несторианство, возникло в Константинополе; Донотизм, Карфаген.

Еретики 11-13 веков:

1. Действовали в период обострения  социальных противоречиях

2. Отрицательно относились к  государству вообще.

3. Критиковали организацию церковной  власти

4. По-своему толковали основы  религии. 

Ереси 4-7 веков: Богомилы, на территории Болгарии, Патарелы- в Италии, Тиссераны- во Франции, Вальденсы, Альбегольцы.

Ереси 11-13 веков: представлена бюргерскими  сословиями. Бюргерское течение- отражало интересы зажиточным слоев населения, стремилось упразднить духовные сословия и вернуть государству и народу имущество церкви ( в Чехии- Ян Густ, Англия- Джон Уидглиф). Плебейское направление: лоллард- Англия, табориты – Чехия (Ян Жижка): защит интересов крестьян, городских низов, обледеневшего  мелкого рыцарства. Призывали к  передачи земли крестьянским общинам, возвратится к простой жизни  ранних крестьян, отменить исключительные пава дворянства и феодальные повинности .

Основные  направления юридической науки  в Средние Века.

В западноевропейском Средневековье действовали права:

1.рецепированное римское права, 

2. обычное право 

3. каноническое право (церковное  право) 

Римское право

Началу процессу возрождению римского права послужила основание Ирнеллием (1065-1125) школы глоссаторов. Цель этой школы было  изучение собственно римского права.

Легисты кроме изучения римского права  занимались приспособлением его  к феодальному обществу. Легисты  оправдывали абсолютизм, признавали волю монархов выше закона.

Обычное право 

Средние века действовало обычное  право. Сторонники обычного права тоже являлись сторонники королевской власти, но у них не было намерения подчинить  римское право закону. Генри де Бректон умер в 1268 г. в «трактате  о законах и обычаях Англии», он отразил процесс формирования сословно-представительной монархии. Филипп де Гомануар  1250-1296. «Кутюмы  Бовизи» - обычаи города Бовизи.  Протестовал  против сохранения крепостничества, поддерживал  идею правовой консолидации страны. 

Каноническое  право

Кодекс Грациана – первый свод канонического права. Его составил в 12 веке монах Грациан. Обосновывалось право церкви судить и решать дела не только нравственно религиозного, но и светского характера.

Что характерно для всех средневековых  юрист- для них характерна приверженность схоластики. 

 

Тема № 6

      Политические  и правовые учения в России  в период образования централизованного  государства. 

 

1. Проблема самодержавия российской  политико-правовой мысли 15-16 в.в.  Теория Москва  - третий Рим. 

2. Политическая программа Ивана  Пересветова. Переписка Ивана  Грозного с князем Андреем  Курбским.

Митрополит Илларион : «Слова о  законе и благодати» - первый киевский митрополит с 1051 году.  Это первый опыт христианского переосмысления.

Периоды:

1. Языческий

2. Иудейский 

3. Христианский.

Он считал, что в истории  действует божественный промысел, направляющий народы к истинному познанию бога. Обосновывает концепцию единодержавной, наследственной княжеской власти. Т.к. только законный правитель может  сохранить территориальную целостность  страны. Власть должна не только законной, но и праведной, князь должен пасти  свой народ правдой. Илларион впервые  сформулировал идею власти как священного служения.

Правовые взгляды:

1. Закон лишь предтеча  благодати

2. Закон лишь тень истины, а не сама истина.

3. Закон устанавливает  государственную, но не божественную  власть.

 

Митрополит Никифор. Он представитель религиозного рационализма. Послание Владимиру Мономаху. Никифор впервые в русской литературе выразил органические представления о государстве. Вера – это душа государства. Подчеркивает божественное происхождение княжеской власти. А главная обязанность князя – это нелицемерное отправление правосудия. Он обязан быть милостив и несходительным к своим подчиненным.

 

Поучение Владимира Мономаха. (1117-1125 г.г.). В оборот введено было только в 19 веке.

Мономах сформулировал патриархальное представление о государстве  и власти.

Отвергает смертную казнь, как  первобытную кровную месть.

Повесть Временных Лет. Впервые излагается учение о тиране. Князья могут быть как праведными, так и неправедными.

В кочне 15 века актуальны две проблемы:

1. Возможность казни еретиков. 1471 г  Ересь жидостующих. 

2. Секуляризация церковного  имущества. Вызвана была стремлением  Ивана 3 огосударствить все церковные  земли. Т.к. церковь являлась  крупным землевладельцем. 

Движения:

1. Стяжательство. Во главе стоял Иосиф Волоцкий (1440-1515). Книга «Просветитель». Они считали, что правитель как и все остальные люди имеют греховную природу. Поэтому правителю нужно повиноваться только телом, но не душой. Обосновывает право подданных на сопротивление тирану. Они говорили: «научись сначала управлять собой, а потом уже другими людьми». Классификация законов:

1. Божественные заповеди

2. Постановление церковных  соборов. 

3. Государственные законы, основанные на предписаниях первых  двух.

4. Отрицательно относились  к секуляризации церковного имущества,  но сами церковные служители  не должны тянутся к богатству.

2. Нестяжательство. Нил Сорский (15 век). Отстаивал автономию церкви и государства. Монах не должен иметь личной собственности.

В 1501-1505 г.г. одержали стяжатели (Иосифляне)

 

Максим Грек (Михаил Треводис) 1475-1555. Родился в Италии, получил образование в университете, позднее становится монахом. Склоняется к нестяжателям. По решению церковного собора за ересь и за шпионаж, он был заточен в монастырь. Максим Грек формулирует учение о свободе воли, т.е. не вся определяется судьбой. Он считал выборы наряду с наследованием законным способом замещения престола. Фактически он подошел к формулировкам о сословно-представительной монархии.

Ереси. Вассиан Потрекеев умер до 1545 года. Ученик Нила Сорского. В 1499 году насильственно пострижен в монахи и сослан в Кирило-Белозерский монастырь. В 1509 году возвратился в Москву и вошел в окружение Василия 3.   Вел ожесточенную борьбу с Иосифом Волоцкого. Отстаивал независимость от государственной власти церковь. Выступил против второго брака Василия 3, что превело охлаждения князя отношений. После чего был осужден церковью, и отправлен в монастырь.

Зиновий Отенский умер в 1568 году. Жил в новгородском Отенском монастыре. Сослан он был туда после осуждения  его учителя Максима Грека.   Осуждал идеи Феодосию Косого и еретиков.

Феодосий Косой. В конце 1540-х годов бежал из Москвы в  Белоозеро. Его считают беглым холопом. Там он постригся в монахи. Там  начал пропаганду, созданного нового учения, в котором выдвигал идею духовного разума. В 33 году был привлечен  по делу Матвею Башкина, который тоже был осужден за ересь, и оба  были заключены в монастырь. Но Косой  бежал в Литву.  Он критиковал основные догматы православия, отрицал  церковную иерархию. Также отрицал  святых, отрицал чудеса, которые  они творили, отрицал поклонение к иконам и кресту, призывал к  уничтожению монашества. Умер в монастыре.

Федор Карпов. Умер в 1540 году. Дипломат, публицист. В 1508-1539 руководил  внешней политикой Российского  государства. Написал послание Даниилу  и Максиму Греку.

 

 

     Формирование национально-госудасртвенной идеологии при Василии 3.

Выражено было идеологией старцем Елизароского монастыря  Филофея (1465-1542). Он обосновал тезис  «Москва – третий Рим». Первым Римом  он называет Рим, который погиб из-за ересей. Второй Рим- Константинополь, погиб  так, так заключил унию с католиками. Третьим Римом Фелофей называл  истинный хранитель христианства - Москва, который будет существовать вечно. Москва должна быть центром христианства.

Учение новгородского митрополита  Зосимы. «Пасхалия» 1492г. Московского царя Михаила называет новым правителем Константином. Государство - наивысшее достижения человечества.

15 начало 16 века новый жанр Политическая  легенда. 

Сказания о Вавилоне - Граде, сказание о князьях владимирских. Римский император Август считается  родственником основателей киевской династии.

 

 

Переписка первого русского царя Ивана 4 Грозного с Князем Андреем Курбским

Андрей  Курбский (1528-1583).

Иван Грозный – защитник нового централизованного порядка 

Курбский-представитель интересов  боярской олигархии.

В 1564 г. сбежал в Литву, где стал участником Польской рады. Участвовал в войне против России. Сочинения «История о Великом Князе Московском» 1573 г. Являлся сторонником индивидуализма, который был весьма не типичен для России. Утверждает права боярства по отношению к царю и государству. Упоминает о естественном законе, единым для всех людей. На второе после естественного закона, он ставит церковный закон. Обвиняет Грозного в  том, что он нарушает естественный закон и действует единолично. Идеалом государства  считает разделение государственной власти между царем и боярством.

Грозный- представитель коллективистской идеологии. Он уверен в божественном происхождении царской власти. Поданные обязаны подчиняться в силу божественного  закона. Поданные не могут повиноваться царю, если тот нарушил церковные  законы.  Западные государи, писал  Иван Грозный, неполновластные, которые  из них приняли престол выборным путем, и поэтому вынуждены заигрывать со своими поддонами. Единственно законным источником власти является наследование. Критикует принцип многовластия. Исконным атрибутом власти он считал юридическую безответственность. Т.к. царь отвечает и за себя лично и  за страну в целом только перед  богом. 

Никонианская реформа православия 17 век.

Патриарх Никон видел  симптомы постепенной секуляризации  от церкви. Это было выражено в Соборном уложении 1549 года. Там прослеживается тенденция обращения церковных  земель в государственную собственность  и сужение судебной компетенции  Русской православной церкви. На этом основании он формулирует идею о  превосходстве церкви над государством. Обе власти даны от бога, но духовная власть дана богом непосредственно, а царь властвует лишь над телом  человека, а священник царствует  над душой. Царь лишь принуждает, а  священник утешает. В 1666 году с престола его идеи были незвержены.

К 1700 году после смерти Патриарха  Адриана, новый патриарх по велению  Петра 1 избран не был.  Патриаршество  пресеклось. Священный синод заменял  патриаршество.

 

Тема № 7

 ППУ в Западной  Европе в 15-16 веках. 

1. Идеология возрождения. Макиавеллизм.

2. ПП идеи реформации. Мартин  Лютер, Томас Мюнцер, Жан Баден.

3. Политико-правовая идеология  утопического социализма. Томас  Мор, Томмаза Кампанелла.

Идеология возрождения.

Характерными признаками эпохи возрождения были:

-кризис феодальных отношений

Информация о работе Предмет и метод ИППУ