Предмет и метод ИППУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций

Описание

Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.

Работа состоит из  1 файл

IPPU.docx

— 83.89 Кб (Скачать документ)

Требование к законам: законам  должно быть мало. Судебная система  отсутствует.

Судопроизводство устное, тюрьмы отсутствуют. Санкции: изгнание, бичевание, запрет общаться с женщинами, лишение общей трапезы  и т.д. При насильственном преступлении используется принцип талиона. Правило  помилования имеют только три  соправителя.

Значение идей Кампанеллы:

1. Моделирует будущее общества  разительно отличающееся от существующего. 

Идеал государства Кампанелла пытались создать иезуиты.

 

Тема № 8

 Политические и правовые  учения в Голландии и Англии  в период ранних буржуазных  революций 17 века.

Вопросы.

1. Зарождение реалистической концепции  естественного права. Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза. 

2. Школа естественного права  в Англии.

3. Идеи индепендентов 

4. Левеллеров

5. Диггеров

Нидерландская революция 1566 -1609 г.г. Английская – 1642-1654 г.г. Идеологическое знание –  протестантизм. Решался конституционный  вопрос, кто суверен король или  парламент, социально-экономический  вопрос, в какой степени купцы, финансисты допускаются к управление страной. Постепенно в стране сформировалась конституционная монархия.

18 век – век просвещение.

Характеристика: безграничная вера в  человеческий разум, возможность поострить  общество на разумных основаниях. 

Классическим воплощением мировоззрения  стала теория общественного права  и общественного договора – Гуго Гроций. Года жизни 1583-1645 г.г.

принципы теории естественного  права:

1. Право – это совокупность  предписаний человеческого разума, без которых невозможно существование  самого индивида.

2. Источниками права могут быть  разум или воля человека. Он  делит право на естественное  прав – оно представлено предписаниями  здравого разума. А воля установленного  права представлена божественными  законами, несущими в себе волю  бога, человеческими законами, включающие  в себе волю человека, которые  подразделяются на право народов  и внутригосударственное, национальное  право.

Государство - совершенный союз свободных  людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Основной признак государство – наличие  верховной власти, которая издает законы, отправляет правосудие, назначает  должностных лиц и руководит  их деятельностью, взимает налоги, разрешает  вопросы войны и мира, заключает  международные договоры.  Носители верховной власти: отдельные лица, группа лиц, сочетание лиц и собраний.

В сфере правообеспечения:

1. Отрицал права народа на  сопротивление постановлениям представителям  власти

2.  Признавал право граждан  изменять форму правления и  преобразовать государство

Политико-правовая концепция в  сфере международного права заключалась  в обосновании необходимости  правового регулирования в межгосударственных отношениях

Гроций – основоположник науки международного права. Источником МП должны быть международные обычаи и договоры.

Значение учения Гроция:

1)он вошел в историю как  основоположник школы естественного  права Нового времени, основу  которого составлял рационализм.

2) Выводил постулаты естественного  права исключительной из человеческого  разума

3) С Гроция началась эпоха  естественного права философов. 

Последователи Дома-с Гоббс, Локк, Бенедикт Спиноза.

Основоположник науки международного права.

 

Бенедикт (Барух) Спиноза- голландский мыслитель (1632-1677)

Логическое основании учения Спинозы:

1. Материализм 

2. Пантеизм- отождествление бога  и природы. 

3. Рационализм.

Основные работы: «Основы философии  Рене Декарта» 1663 г., «Богословско-политический трактат» 1670г., «Этика, доказанная геометрическим методом» 1675г.

Значения:

1. Вошел в историю как теоретик  происхождения договорного происхождения  государства

2. Теоретик естественных, неотчуждаемых  прав человека 

3.  Сторонник демократической  формы правления государства. 

4. Разработал концепцию естественных  прав человека 

5. Изучал человека как математик 

6. В представлении Спинозы естественное  право – это право на самосохранение, которым обладает каждый. Естественное  право индивида- это его природная  сила.

Спиноза различал два  состояния людей:

1) естественное.

2) государственное.  Сама природа  диктует человеку перейти в  государственное состояние для  самосохранения. Переход в государственное  состояния связан с заключением  общественного договора.

Основные идеи:

1. Государство способно сдерживать  аффективную природу человека. Поэтому  общество не может состоять  без права. 

2. Человек связан с государством  до тех пор, пока она приносит  ему пользу.

3. Приходит к признанию неотчуждаемого  характера естественного права  человека.

4. Все в природе стремится  к самосохранению, включая и государство. 

5. Государство не должно посягать  на свободу мысли 

6. Игнорирование государством свободомыслия  – признак насильственного поведения  государства. 

7. Выделял три формы государственного  правления: монархия (абсолютная, ограниченна), аристократия, демократия.

8. Аристократия - такая форма государственного  правления, где власть принадлежала  числу богатых. 

9. Ни одно общество не возможно  без существования законов. За  законами Спиноза признавал сдерживающие  воздействие за народом. 

10. Создание законов не должно  быть передано монархам. Чтобы  закон был разумен, он должен  быть принят большим собранием  людей. 

11. Законы должны опираться на  разум и обшей для всех людей  аффект.

Значения идей Спинозы:

1. Идея народного суверенитета.

2. С именем Спинозы связано  дальнейшее развитие естественных, т.е. неотчуждаемых прав человека (главное из них свободомыслие).

3. Развитие  светских теорий  государства и законов, отказ  от теологических представлений. 

Правовая  политическая мысль Англии 17 века.

Представители: сторонники королевской  власти (роялисты), противники королевской  власти (республиканцы).

Сторонники отстаивали божественное происхождение королевской власти, разрабатывали теорию патриархального  происхождения государства (Роббер, Фильмер), предлагали учение о политическом абсолютизме (Гоббс).

Томас Гоббс (1588-1679) – английский политический мыслитель, теоретик сильного государства.

Основания учения Гоббса:

Материализм. Человек воспринимался  как тело в мире тел.

Работы: «О гражданине» 1642 г., «Левиафан  или материя, форма и власть государства  церковного и гражданского» 1651 г.

Взгляды Гоббса:

1. Приверженец теории появления  договорного государства.  Теоретик  сильного государства способного  предотвратить гражданскую войну. 

2. Естественное право –это и   есть та сила, которой обладают  человеческие индивиды в результате  неизбежно столкновении множества  сил и естественное состояние  представляет собой состояние  войны всех против всех и  постоянного состояния боязни.

3. Естественный разум предписывает  следовать естественным законам  , т.е. это найденное разумом  общее правило. 

4. Три естественных закона: 1) закон  как цель, следует искать мира  и следовать ему;2) Закон как  средство, относись к другим людям  так, как ты хочешь, чтоб относились  к тебе; 3) люди должны выполнять  заключенные ими соглашения.

5. Все естественные законы –  это моральные законы.

6. Основное назначение государства  - обеспечить мир и безопасность, Что невозможно в догосударственном  состоянии. 

Гоббс не признает право индивидов  на сопротивление государству, созданного путем общественного договора.

Гоббс критикует концепцию разделения властей в государстве. 

Почему Гоббс отрицал  право индивидов на сопротивление  государству:

1. Индивиды заключили договор  друг с другом о подчинение  к суверену, а не отдельный  договоры с ним, поэтому по  отношению к конкретному  гражданин  суверен  не может нарушить  договор. 

2. Доказательство от противного.   Государство представляется Гоббсу  меньшим злом для людей, чем  его отсутствие.

Почему Гоббс критиковал теорию разделения властей:

1. Государство представлялось ему  искусственным человеком огромных  размером (Левиафан). 

2. Аналогии человека и государства:  верховная власть- душа, награды  и наказания- нервы, благосостояние  и богатство частных лиц - это  сила, безопасность народа – это  занятие, справедливость и законы- это искусственный разум и  воля, гражданский мир- здоровье, смута- это болезнь, гражданская  война - смерть.

Гоббс не абсолютизировал форму  государства, и не разрабатывал идеальное  государство.

В монархии верховная власть может  достаться несовершеннолетнему, или  тому, кто не различает добро и  зло. Аристократия тоже несовершенная  форма гос-ва. Демократия – это  неопытный младенец в решении  вопросов о войне и мире и т.д. Он отдает предпочтения абсолютной монархии. При монархии общие интересы совпадают  с частными интересами.

Вклад Гоббса:

1. Впервые у него получило  развитие Теория договорного  происхождения государства.

2.  Эта теория была развита  Локком, Спинозой, Монтескье. 

3. Политически-правовые идеи Гоббса  были восприняты основателем  школы юридического позитивизма  Дж. Остеном. 

 

 

Учение Дж. Локка о праве и государстве 

Дж. Локк (1632-1704 г.г.)- основатель либерализма, английский политический мыслитель.

Основное течение философии 17 века – рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). В конце 17 века в Англии возникает  эмпиризм (они считали, что все  знания выводятся из наших чувств). Представители Локк, Беркли, Юм. Основателем  является Дж. Локк. Он отстаивал идею естественного права (рационализм) Основные работы: «Опыты о законах  природы» 1662-1664г.г. «О медицинском искусстве» 1669, «Два тракта об управлении» 1694 г.

Значение его идей:

1) первый радикальный критик  абсолютной монархии.

2) теоретик договорного происхождения  государства

3) теоретик разделения властей  в государстве

4) разработчик теории законности.

5) обосновал естественные неотчуждаемые  права человека.

В первой книге «Два тракта об управлении»  Локк опровергает теорию патриархального  происхождения государства Филмера. Во второй книге Локк опровергал несовместимость  абсолютной монархии с гражданским  обществом.

В след за Гоббсом Локк допускал такое  состояние как войны  всех против всех, Локк говорил что мир –  это состояние разумных людей. Догосударственное  состояние общества - это такое  состояние равенства, когда никто  не имеет больше другого. Он полагал  тем самым, в таком состоянии  людям принадлежат естественные права. Жизнь, свобода и собственность  – это триада естественных прав человека.

Недостатки догосударственного состояния  общества:

1) нет установленного, определенного  известного закона.

2) нет знающего и беспристрастного  судьи.

3) нет исполнительной силы.

Главная цель создания государства  – сохранить эту триаду.

Преодолеть недостатки естественного  состояния можно преодолеть путем  заключения общественного договора.

В отличие от Гоббса Локк считал, что  заключая общественный договор, люди не отказываются от своих естественных прав в пользу государства.

Концепция ограничения государственной  власти:

1) ограничить объем законодательной  власти 

2) необходимо разделить государственную  власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Законодательная (действует непродолжительное  время), исполнительная и федеративная (действуют постоянно). Федеративная власть решает вопросы внешней политики.

У Локка законодательная власть является верховной по отношению  к исполнительной и федеративной. Настоящая верховная власть принадлежит  народу, который сохраняет за собой  право на восстание.

Суть концепции  закононности.

Он анализирует закон и свободу  граждан, а также принцип равенства  всех перед законом. Свобода –  это жить в соотв. с постоянным законом, законом общим для каждого, законом, установленным законодательной  властью, созданной в обществе. Свобода  – это возможности следовать  своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает  закон. 

Принцип равенства  всех перед законом.

Приступать пределы власти не имеет  право никто.

Значение теории Локка:

1) концепция неотчуждаемых естественных  прав человека использована Томасом  Джеферсоном. 

2) Теория Локка развита Монтескье. 

 

Противники королевской власти в Англии

К ним относятся пресвитериане, индепенденты, левеллеры, диггеры. 

Пресвитериане выражали интересы таких слоев как богатые и буржуа, часть буржуа, мелких и средних рыцарей и зажиточных крестьян. Основные требования:

1) Отмена устаревших церковных  обрядов

2) реформа церкви 

3) отказ от роскоши

4) запрет ростовщичества

5) переход к конституционной  монархии.

Индепенденты выражали интересы средних слоев буржуазии, мелких и средних дворян, военной знати. Требования:

Информация о работе Предмет и метод ИППУ