Предмет и метод ИППУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций

Описание

Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.

Работа состоит из  1 файл

IPPU.docx

— 83.89 Кб (Скачать документ)

Отношение к крепостному  праву:

1. Нужно урегулировать  законы обязанностей крестьян.

2. Закрепить за крестьянами  на движимое имущество

3. Запретить продажу крестьян  без земли и без их согласия.

Радищев А.Н. (1749-1802) . Естественная правовая теория и осмысления опыта революций. Работы: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» 1781-1783. Радищев – автор первой программы революционной демократии, которая предполагала народную республику и учреждение. Государство основано на молчаливом договоре между людьми. Признает право на сопротивление государственной власти.  Самодержавие – это произвол самодержца. Самодержец- разбойник и убийца. Радищев критиковал крепостничество с юридической точки зрения и нравственной. Идеальная форма правления- республика. Закона – это выражение общей воли. Значение трудов Радищева:

1. Выразил интересы трудового  крестьянства

2. Автор первой программы  народной революции. 

 

 

Тема: ППУ во Франции  в период просвещения…

  1. Политико-правовые воззрения Вольтера. Учение Монтескьё о государстве и праве
  2. Политические правовые идеи Жан Жакк???

 

I.

Общая черта – мыслители  просвещения верили в социальный прогресс.

Проблема гуманизации  христианства.

Бог христианский был им заменен философским Богом.

Для деистов Бог существовал

Вольтер считал, что Бог  – это…

Логическое основание  Вольтера:

  1. Английская либеральная политическая система и веротерпимость
  2. Школа естественного права
  • Философские письма – 1733 (вышло на английском языке). В 1734 году – на французском.
  • Словарь – 1764 год. Не только во Франции, но и во многих других странах.
  • Метофический трактат – 1734 г.
  • Комментарии к духу закона – в 3-е годы.

Это представительно школы  естественного права.

Заслуга Вольтера определил  роль религии.

За каждым индивидом признает существование неотчуждаемых прав.

  • Свобода – человека не должен зависеть ни от чего произвола.
  • Соб-ть – каждый имеет право распоряжаться ч/с.

Труд есть соб-ть тех, кто  не имеет никакой соб-ти.

Вольтер считал, что каждый имеет право на соб-ть.

  • Безопасность –
  • Равенство – сюда относил число естественных прав. Все люди рождаются равными. Каждый человек в глубине душе имеет право верить, что он равен с другими людьми.

Позитивные законы…

Закон Локк…

Вольтер выступал против законодательного волюнтаризма.

Атеизм способен подорвать  режим законности.

Монтескье 1689-1755гг.

На 25 млн. населения приходило  всего лишь…

Остальные составляли третье сословий.

Мировоззрение Мотоскьё

Главный метод, к-рым он пользовался:

  1. Сравнение
  2. Наблюдение

Основные работы

  1. Персидские письма
  2. Размышления
  3. Защиты духов законов

О духе закона - 1734

Монтсокие – автор теории разделения властей.

Монтоские – основоположник юридической социологии.

Конституционная монархия с  разделением властей.

Формы правления:

  1. Демократические
  2. Аристократические
  3. Монархия
  4. Деспотия

Монтескье считал: законодатель не…она зависит от размера территории

Монтескье рассматривал принцип  правления.

Для аристократической –  это умеренность

Для монархии – честь

Для деспотии – страх

Под естественным законом  он понимал.., к-рый согласуется природой.

  1. Свобода есть право делать все, что дозволено законами
  2. Свобода политическая заключается в нашей безопасности

Гарантии свободы:

  1. Законы, отвечающие требования по форме принятия и содержанию

Справедливость налоговых  законов:

Сущность теории разделения властей:

  1. Законодательная – должно осуществлять двухпалатное собрание
  2. Исполнительная – должна быть в руках монарха. Должна иметь право вето, но не должно иметь право законодательной инициативы
  3. Судебная – не следует возлагать на постоянно-действующий Сенат. Привлекается из народа на небольшой срок.

Не имеет перед глазами  судей

Приверженец суда присяжных.

Признаки умеренного правления  для к-рого необходимо:

  1. Уметь комбинировать власть
  2. Регулировать и умерять власти, т.е. ограничивать
  3. Приводить их в действие, чтобы под. балласты одной чтобы она…

Воззрение Монтескье –  фундамент политического либерализма.

Принципиальная новизна  заключается в использовании  системного метода исследования.

Законы всегда причинно обусловлены  действием факторов как физического, так и морального фактора.

Физический фактор – климат, размер территории и численность  населения.

Моральный фактор – принципы правления, нравы и религию.

По мнению Монтескье универсальных  законов быть не может.

Жан Жакк Руссо 1712-1788 (французский  политический правовой мыслитель) –  это представитель идейного течения  сентиментализма, в основе к-рого культ  простого образа жизни и чувства  сострадания к бедному человеку и идеализация природного состояния  людей. Отрицательно относился

Работа:

  1. Рассуждение о происхождении и основания неравенства м/у людьми
  2. Об общественном договоре – 1762.
  3. Проект Конституции для Корсики – 1765
  4. Соображение об образе правления Польши и проекте его изм-й – 1772

Теоретик договорного  происхождения и народного суверенитета.

Естественный человек  – это счастливый человек.

Появление государства появляется новый вид социального государства.

Форма правления – договорного:

  1. Монархическое
  2. Аристократическое
  3. Демократическое

Народ имеет право на свержение  деспота.

Концепция народного суверенитета:

  1. Неотчуждаемость
  2. Неделимость
  3. Непогрешимость
  4. Абсолютность

Идеал Руссо – непосредственная демократия без политической партии.

В своих работах Руссо  придерживается принципов идеалов  идегатализмов.

Единственной разумной ФП он считал республиканской

Значение – справедливости, свободе, равенстве

 

Пропущенная лекция.

 

Тема: «Учение  Гегеля о государстве и праве».

Гегель (1770-1831)

1820 – философия права

Философия право – это важнейшее составляющее всей гегелевской системы философии. Основные задачи философии права – это научное познание гос-ва и права.

 «Наше произведение, поскольку  в нем содержится наука о  гос-ве и праве, будет по  этому попыткой постичь и изобразить  гос-во как нечто разумное внутри  себя. В качестве философского  сочинения оно должно быть  дальше всего от того, чтобы  конструировать гос-во, каким оно  должно быть…».

«Наука о праве  есть часть философии». Поэтому она должна развить идею, представляющий собой разум предмета.

Право состоит в том, что  наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Что касается взаимосвязи и диалектики права  – оно говорит о том, что  протекает одновременно.

Свобода – это составляющее субстанцию и основное определение воли (речь идет о развитой, разумной воле, т.к. предполагается только то, что развитое, разумное воля м/б свободной). Безусловно составляющей развитой и разумное воли является и мышление. Разум и воля не могут противопоставляться как различные способности, т.к. являются двумя способами, т.е. теоретическим и практическим способности мышления. Основным определителем или стержнем в праве является свобода.

Право употребляется в 3-х значениях:

  1. Право как свобода («идеи права»). Право и свобода имеют единый смысл. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены ч/з диалектику свободной воли.
  2. Право как определенная ступень и форма свободы («особое право»). Система права как осуществленная свобода представляется собой иерархию «особых прав». Каждая ступень самоуглубление идеи свободы, т.е. конкретизация понятия права (иными словами) есть определённое наличное бытие свободы или свободной воли – «особых прав».
  3. Право как закон («позитивное право»). То, что есть право в себе положено в своем объективном наличном бытие, т.е. определено сознания мыслью и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон. Право есть вообще. Благодаря этому определению положительное право.

Переход от права к закону осуществляется путем законодательства бытия. Возможное законодательство придает праву форму всеобщности  и подлинной определённости. Предметом  законодательства внешние стороны  человеческих отношений.

Содержание права: м/б  искажено в процессе законодательства. Поэтому не всё, данное в законе является правом. То, что законно и правомерно выражено в положительном праве.

«По обстоятельствам, что  насилия и тирания м/б элементом  положительного права, является для  последнего чем-то случайным и не касается его природы».

Гегель говорит, что положительное  право по своей природе разумно, а соответственно закон лишь форма  выражения права. Иными словами, положительное право вкл. в себя все положительные начала (свобода, воля). Закон является лишь формой выражения  права.

Что качается ступени развития права? Гегель отмечает, что трем основным развития права соответствует 3 формы  образования свободной воли.

1 ступень – это абстрактное  право – вкл. в себя вопросы  собственности, договора, неправды

2 ступень – это мораль  – вина, умысел, намерение и благо,  добро, совесть.

3 ступень – это нравственно  – выделяется семья, гражданское  общество и гос-во.

Абстрактное право – это первая ступень развития понятия права. Право абстрактно от свободной воли личности. В основе такого право – свобода личности.

Личность, по Гегелю, это  правоспособность.

Реализация личность находится  в частной собственности. Поэтому  Гегель формально обосновал принцип  равенства.

Преступление – это  сознательное нарушение права. Поэтому  наказание следует не только как  восстановление нарушенного права, но и право, заложенное в поступке свободной личности.

… и осуществление наказания, т.е. то, что человек п… на этой ступень  личность абстрактного права становится субъектом свободной воли. Лишь в  поступках наблюдается субъективная воля, к-рая достигает своей объективности, а, следовательно, сферу действия права.

3 направление – действенность  абстрактного права и морали  ч/у конкретность обретают нравственность, т.е. когда понятие свободы  объективируется на личном мире, т.е. в существующей действительности, ч/з семью, гражданское общество  и законодательство.

Гегель различал гражданское  общество – это буржуазное общество «гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, к-рый  всем определении идеи предоставляет  впервые право»

Гражданское общество –  это сфера реализации

ГО вкл. в себя систему  потребностей, систему отбавления правосудия, полицию и корпорацию. ГО реально  функционирует собственность, к-рое  защищается законом, судом и полицией. Общество и гос-во соотносится как  рассудок и разум. Подлинное     гос-во разумно.

Развитие ГО предполагает наличие гос-ва ка его основания. Гос-во, представляющее разум, свободу  и право… то, что есть гос-во –  шествие бога в мире; его основанием служит власть разум, осуществляющего  себя как волю.

Идея гос-ва проявляется  трояко:

  1. Как непосредственной действительности виды индивидуального гос-ва (о гос-ном строе как о гос-ном праве)
  2. В отношении гос-ва …
  3. Во всемерной истории

Заиление властей –  это гарантия… естественным ограничителем  он рассматривает суверенитет (суверенитет  – это абсолютная власть идеального целого над частью)

Отношение м/у гос-вом  выделяет международное право.

Споры м/у гос-вами – это  сопоставление воли…


Информация о работе Предмет и метод ИППУ