Предмет и метод ИППУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций

Описание

Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.

Работа состоит из  1 файл

IPPU.docx

— 83.89 Кб (Скачать документ)

1. Значительное влияние древнегреческих  концепций.

2. Появление новой самостоятельной  науки - юриспруденция

3. Зарождение и развитие христианства. Новые взгляды на социально-политическую  реальность.

Факторы развития науки права:

1. Превращение Рима в империю.

2. Появление новых форм единоличной  власти 

3. Высокая степень развития правых  институтов и в частности института  частной собственности.

4. Наступает кризис института  рабства. 

Периодизация  Древнеримских ППУ:

1. Царский период (754-509 г. до н.э.)

2. Республиканский (509-27 г. до  н.э.)

3. период империи (27 г до н.э. - 476 г н.э.)

 

Царский период.

1.Переход к классовому строю  от первобытнообщинного строя

2. Зарождение государства с формой  правления военной демократией. 

3. Появляется институт рабства. 

4. Разделение населения на сословия

Марк Туллий Цицерон (106 -43 г до н.э.) – римский политический деятель, оратор. Основные труды: О государстве, о законах, об обязательствах и др. Всего сохранилось 19 трактатов, 900 писем. Он защищал интересы аристократии.

Цицерон о  государстве:

1. Государство – это объединение  людей, связанных между собой  согласием в вопросах права  и общностью интересов. 

2. Причина образование государства  – это потребность жить вместе, и обеспечение безопасности. 

3. Задачи государства: сохранение  установленных форм собственности,  поддержание должного порядка,  управление новыми территориями, обеспечение функционирования нравственных  и религиозных норм и ценностей. 

4. Форма государства: монархия, аристократия, демократия. Наилучший  вид – монархия.

5. Форма государственного правления  могут выделится в виды властвования, где отсутствует само государства.  Виды власти: тирания- произвол  единоличного правителя, олигархия  – господство знатных, охлократия  – безумие и произвол толпы. 

6. Проект идеального государства:  наличие смешанной формы правления,  соблюдение принципов равномерного  распределения прав, обязанностей  и полномочий среди гос. органов,  присутствие у идеальных граждан  политической активности, соблюдение  ими законов, выполнение военного  долга, трудовых повинностей,  идеальный правитель должен быть  мудрым (правовая мудрость), желание  служить во благо всего народа, решительность и справедливость  в отношение осуществления порядка. 

Цицерон о  праве:

1. Право должно быть основано  на справедливости, которая присуще  природе. 

2. Внутри права Цицерон выделял  естественное и писанное право. 

3. Критерии их отличия: время  их возникновения, естественное  право существовало всегда, а  писанное – с возникновением  государства,  естественное право  установлено природой, а писанное  мыслью права. Естественное право  преобладает над писанным.

4. Классификация норм писанного  права: законы, традиции и обычаи, приговоры судей, поведение народа.  

 

Римские стоики и римские юристы

Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.

Идеи стоиков:

1. Покорность судьбе

2. Политическая пассивность

3. Индивидуального самосовершенствования 

4. Космополитизм. 

Помимо мирового государства стоики выделяли малое государство.  Обоих  государства должны соотв. принципам:

1. Равноправие 

2. Равенство

3. Подчинение одним для всех  законам. 

Римские юристы

Ими разработан светская юриспруденция, как самостоятельная отрасль  знания. Источником права они считали  мировой общественный разум, который  действует в соотв. со справедливостью. Право подразделялось на публичное, которое регулировало общественные отношения с точки зрения общественной пользы (основным источником были принципсы), частное право.

Частное право – это совокупность норм естественного права, права народов и права граждан.

Естественное право распространяется на все живое и регулирует семейные отношения, брачные отношения, вопросы воспитания. Право народов применяется во время военных действий, рождения новых государств, в организации внешнеторговой деятельности.

Право граждан регулирует отношения между римскими гражданами. Источники права граждан: постановления сената, решения плебеев, законы, декреты принцепса, обычаи.

Римские юристы впервые предложили разделения понятия права и закон. Право и закон соотносятся  как содержание и форма.

 

                        Раннее христианство

Периодизация:

1. Период апостольский (проповедование  идеологии низших слоев населения,  критика существующего государственного  строя, провозглашение равенства  всех людей, отрицание института  частной собственности, выступление  за общность имущества, провозглашении  принципов обязательности труда  и распределения благ по результатам  труда).

2. Епископальный период (в этот  период христианство становится  официальной идеологией, расширяется  бюрократический аппарат, проводится  канонизация христианской литературы, обожествление всякой власти, правители  выступают как слуги божьи,  начинают учитываться интересы  более состоятельных слоев населения,  частная собственность и богатства  объявляется благом, борьба против  ереси)

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 г. н.э.) Работы: «О Граде Божьем» , «Исповедь», « О природе и благодати» и  др.

Идеи Августина  о государстве :

1. Представлял государство как  следствие греховности человека

2. Греховность человека предопределена  богом

3. Провозглашал существование Божьего  града и Земного града. Град божий это и есть церковь, рождение его граждан небесной благодатью и освобожденной от греха. Цель града божьего: обеспечение истинной справедливости, мира и покоя.  Земной град – есть государство на земле. Признаки: рождение граждан греховной природой, господство человека над человеком, временный характер земного порядка.  Град Земной представлен двумя видами государств: общество нечестивых (власть основаны на насилии, грехе), христианские государства (правление в которых основано на заботе о подданных)

Этапы жизни  человечества:

1. Младенчество

2. Детство (развитие памяти)

3. Юность (период зарождения морального  сознания)

4. Зрелость (распространение религиозного  сознания)

5. Старость (период постижения бога)

6. Старость (период торжества христианства)

Фомы организации  человеческого общества:

1. Семья

2. Государство

3. Общность языка

4. Человеческая общность

5. Общность, объединяющая богов  и людей. 

В правовой сфере выделяет нормы  естественного права, божественные законы, человеческие законы. За нарушение  любой нормы должно следовать  наказание.

Виды правонарушений:

1. Проступки (портят душу и  тело человека)

2. Правонарушения (наносят вред  другим людям)

Теологическая концепция включало постулаты христианской церкви:

1. Примат  церкви над государством.

2. Верховенство  религиозных норм  над правовыми нормами. 

3. Примат божественного духа  над материальными страстями.

 

 

Тема № 5

Политические и правовые учение в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма. (5-14 век)

1. Проблема государства и права  в теологическом мировоззрении  средних веков

2. Учение Фомы Аквинского и  Марсия Павландского 

3. Основные направление юридической  науки в средние века.

 

 Политика и правовая идеология ислама

Сфера влияния: Западная Азия, Северная Азия, Закавказье, Северная Африка.

Халифат – теократическое государство, в котором сложилась общая  культура и язык.

Расцвет исламской науки падает на 9 – 11 века, крушение исламской цивилизации  связано с падением самого государства.

Сущность идеологии ислама:

1. Возникнув в 7 веке, ислам воспринял  многие положения ранних монотеистических  религий.

2. Ислам не призывает к активному  социальному переустройству государства.  Ислам учит смирению и послушанию. Частная собственность по Корану  является священной, хотя перед  Аллахом все равны. В реальной  жизни такого равенства нет,  но необходимо принять данную  богом иерархию. Человек должен  трудится, он должен быть скромен  и терпелив, мужественно сносить  все невзгоды и уповать на  загробную жизнь.

Особенности: Коран и Сунна считаются  действующим правом. Сунна – сборник  преданий, о том как поступал  Пророк Мухаммед в разрешении жизненных  вопросов. Суннитского богословие характеризуется  непосредственной связью с правоведением. 

Методы суннитского права: рай  – индивидуальное толкование какого-либо авторитетного калама(специалисты  по богословию). Ижма – согласное  мнение многих, а то и всех авторитетов  данного времени. Кияз (кыяз) – заключение по аналогии. Истислах – признание  возможности изменения некоторых  хадисов сунны, если содержания оказалось  в противоречии с тем, что признанно  богом. 

Школы исламского права

Школа Абу Ханифа (умер в 767 году). Ханифизм уделяет большое внимание методам  рая и кияза. Эта школа наиболее гибка.

Школа Малика (умер в 795 году). Это система  опирается на методику критики хадисов, предпочитает Ижму – согласованное  мнение и Рай.

Школа Аш Шафии (умер в 820 г) Выступает  против рая и Истислаха.

Ибн Хан Бала  (умер в 855 году). Опирается  на хадисы.  Отличается наибольшей нетерпимостью  и имеет наименьшее распространение.

Все эти школы относят к сводной  системе – шариат.

В исламе нормы обычного права называются Агап.

Шариат – намеченный предписанный путь, опирается на Коран и Сунну, а также на сборники Фикха. Создает  густую сеть обязательных предписаний. Суровые наказание следуют за хищение чужой собственности.

Согласно Шариату действия людей  подразделяются на 5 категорий:

1. Обязательные

2. Рекомендуемые

3. Дозволенные

4. Предосудительные (осуждаемые но  наказуемые)

5. Запрещенные (наказуемые)

Важны намерения в совершаемых  действиях.

 

 

Шииты – исповедуют более радикальные взгляды (Иран)

Сунниты - умеренное направление ислама (Турция, Центральная часть Ирака, Средиземноморная часть Египта)

Положение ислама сущности государства в работах  арабских философов:

Аль Фарабе (870-950) он определил государство как моральную общность людей, объединенных общими нравственными устремлениями и интересами. Типы государства : добродетельные, коллективные, невежественные. Критерии выделения типов государства:

1. Моральные ценности граждан

2. Умение правителя управлять 

Ибн Рушд (1126-1198г.г.) в Европе его называли Авероес, а в России Авецен.

Основные  идеи:

1. Существуют две истины: философская  и религиозная. Философская доступна  только ученым, а религиозным  всем частям общества.

2. Выдвинул теорию о первоначальном  неравенстве людей, и считал  что сословия возникают в догосударственный  период.

3. Государство возникает как  средство удовлетворения общественных  потребностей.

Признаки  идеального государства по Алецену:

1. Наличие общности людей, организованной  на основе приобщения, добродетелей  и знания.

2. Разделение труда 

3. Выборность правителя 

4. Наличие справедливых законов

5. Сохранение религии как источника  знаний для большей части населения.

 

 

 Ибн Хальдун (1332-1406)- один из первых разработчиков форм правления. Объединение философского и юридического подхода.

Периоды в  развитии государства:

1. Возникновение новой принудительной  власти 

2. Объединение власти в одних  руках.

3. Период рассвета государства

4. Период смены режима и переход  к тирании

5. Упадок и гибель государства. 

Формы правления:

1. Естественная монархия (управление  осущ. только в интересах правителя)

2. Политическая монархия (правление  основывается на признании интересов  граждан, но отсутствуют религиозные  нормы при управлении).

3. Халифат.

 

Учение Фомы Аквинского и Марсилия Подуанского 

Общие черты  ППУ Западноевропейского Средневековья (5 – 16 века)

1. Влияние христианской религии. 

2. Присутствие постоянной борьбы  за первенство между светской  и духовной властью.

3. Наличие различных ересей, т.е.  учение которые несовпадали с  единственно верной религией.

4. Возвращение к древнегреческим  и древнеримским концепциям. Развитие  логики. 

 

Периодизация  Средневековья:

1. Раннефеодальный период (конец  5- середина 11 веков)

2. Расцвет феодализма (середина 11-конец  15 веков)

3. Упадок феодализма (конец 15- начало 17 века)

Отличительные черты раннефеодального периода:

1. Зарождение и упрочение феодальной  общественно-экономичексой формации

2. Крупные государства распадались  на мелкие.

Расцвет:

1. Упрочение феодального строя

2. Становление сословнопредставительных  монархий.

Черты упадка феодализма:

1. Зарождение капиталистических  отношений 

2. Упрочение абсолютной монархии.

Фома Аквинский (Томас Аквинат) 1225- 1274 г.г.

1.В след за Аристотелем утверждал,  что человек животное политическое  и общественное.

2. Указывал, что именно вот эти  свойства послужили толчком для  возникновения государства. 

3. Обращал внимание на сходство  процесса устроения государства  человека и сотворения мира  богом.

4. Основатель Томизма – оправдывает  вмешательство духовных правителей  в дела светской власти

5. Цель государства - сохранен6ие  сословной иерархии, повиновение  политики, участие в политике  должны принимать только высшие  сословия.

Информация о работе Предмет и метод ИППУ