Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:29, курс лекций
Эпоха Нового времени стала эпохой буржуазных революций, подготовленных мировоззрениями просвещения. Лайб мотива 19 века стал либерализм, который имел две стороны: экономическая сторона- свобода предпринимательской деятельности и политическую – обеспечения прав и свобод граждан. Теория – юридический позитивизм. Он рассматривал право как замкнутую самодовлеющую систему. Зарождается социология. Возникает консерватизм и социализм.
В середине 19 века возникает теория научного социализма. Согласно этой теории экономика определяет политику. В 19 веке господствует либерализм.
1. Значительное влияние
2. Появление новой
3. Зарождение и развитие
Факторы развития науки права:
1. Превращение Рима в империю.
2. Появление новых форм
3. Высокая степень развития
4. Наступает кризис института рабства.
Периодизация Древнеримских ППУ:
1. Царский период (754-509 г. до н.э.)
2. Республиканский (509-27 г. до н.э.)
3. период империи (27 г до н.э. - 476 г н.э.)
Царский период.
1.Переход к классовому строю от первобытнообщинного строя
2. Зарождение государства с
3. Появляется институт рабства.
4. Разделение населения на
Марк Туллий Цицерон (106 -43 г до н.э.) – римский политический деятель, оратор. Основные труды: О государстве, о законах, об обязательствах и др. Всего сохранилось 19 трактатов, 900 писем. Он защищал интересы аристократии.
Цицерон о государстве:
1. Государство – это объединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.
2. Причина образование
3. Задачи государства:
4. Форма государства: монархия, аристократия, демократия. Наилучший вид – монархия.
5. Форма государственного
6. Проект идеального государства:
Цицерон о праве:
1. Право должно быть основано на справедливости, которая присуще природе.
2. Внутри права Цицерон выделял
естественное и писанное право.
3. Критерии их отличия: время
их возникновения,
4. Классификация норм писанного
права: законы, традиции и обычаи,
приговоры судей, поведение
Римские стоики и римские юристы
Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.
Идеи стоиков:
1. Покорность судьбе
2. Политическая пассивность
3. Индивидуального
4. Космополитизм.
Помимо мирового государства стоики выделяли малое государство. Обоих государства должны соотв. принципам:
1. Равноправие
2. Равенство
3. Подчинение одним для всех законам.
Римские юристы
Ими разработан светская юриспруденция, как самостоятельная отрасль знания. Источником права они считали мировой общественный разум, который действует в соотв. со справедливостью. Право подразделялось на публичное, которое регулировало общественные отношения с точки зрения общественной пользы (основным источником были принципсы), частное право.
Частное право – это совокупность норм естественного права, права народов и права граждан.
Естественное право распространяется на все живое и регулирует семейные отношения, брачные отношения, вопросы воспитания. Право народов применяется во время военных действий, рождения новых государств, в организации внешнеторговой деятельности.
Право граждан регулирует отношения между римскими гражданами. Источники права граждан: постановления сената, решения плебеев, законы, декреты принцепса, обычаи.
Римские юристы впервые предложили разделения понятия права и закон. Право и закон соотносятся как содержание и форма.
Раннее христианство
Периодизация:
1. Период апостольский (проповедование
идеологии низших слоев
2. Епископальный период (в этот
период христианство
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 г. н.э.) Работы: «О Граде Божьем» , «Исповедь», « О природе и благодати» и др.
Идеи Августина о государстве :
1. Представлял государство как следствие греховности человека
2. Греховность человека
3. Провозглашал существование
Этапы жизни человечества:
1. Младенчество
2. Детство (развитие памяти)
3. Юность (период зарождения морального сознания)
4. Зрелость (распространение религиозного сознания)
5. Старость (период постижения бога)
6. Старость (период торжества
Фомы организации человеческого общества:
1. Семья
2. Государство
3. Общность языка
4. Человеческая общность
5. Общность, объединяющая богов и людей.
В правовой сфере выделяет нормы естественного права, божественные законы, человеческие законы. За нарушение любой нормы должно следовать наказание.
Виды правонарушений:
1. Проступки (портят душу и тело человека)
2. Правонарушения (наносят вред другим людям)
Теологическая концепция включало постулаты христианской церкви:
1. Примат церкви над государством.
2. Верховенство религиозных норм над правовыми нормами.
3. Примат божественного духа над материальными страстями.
Тема № 5
Политические и правовые учение в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма. (5-14 век)
1. Проблема государства и права в теологическом мировоззрении средних веков
2. Учение Фомы Аквинского и Марсия Павландского
3. Основные направление
Политика и правовая идеология ислама
Сфера влияния: Западная Азия, Северная Азия, Закавказье, Северная Африка.
Халифат – теократическое государство, в котором сложилась общая культура и язык.
Расцвет исламской науки падает на 9 – 11 века, крушение исламской цивилизации связано с падением самого государства.
Сущность идеологии ислама:
1. Возникнув в 7 веке, ислам воспринял
многие положения ранних
2. Ислам не призывает к
Особенности: Коран и Сунна считаются действующим правом. Сунна – сборник преданий, о том как поступал Пророк Мухаммед в разрешении жизненных вопросов. Суннитского богословие характеризуется непосредственной связью с правоведением.
Методы суннитского права: рай
– индивидуальное толкование какого-либо
авторитетного калама(
Школы исламского права
Школа Абу Ханифа (умер в 767 году). Ханифизм уделяет большое внимание методам рая и кияза. Эта школа наиболее гибка.
Школа Малика (умер в 795 году). Это система опирается на методику критики хадисов, предпочитает Ижму – согласованное мнение и Рай.
Школа Аш Шафии (умер в 820 г) Выступает против рая и Истислаха.
Ибн Хан Бала (умер в 855 году). Опирается на хадисы. Отличается наибольшей нетерпимостью и имеет наименьшее распространение.
Все эти школы относят к сводной системе – шариат.
В исламе нормы обычного права называются Агап.
Шариат – намеченный предписанный путь, опирается на Коран и Сунну, а также на сборники Фикха. Создает густую сеть обязательных предписаний. Суровые наказание следуют за хищение чужой собственности.
Согласно Шариату действия людей подразделяются на 5 категорий:
1. Обязательные
2. Рекомендуемые
3. Дозволенные
4. Предосудительные (осуждаемые но наказуемые)
5. Запрещенные (наказуемые)
Важны намерения в совершаемых действиях.
Шииты – исповедуют более радикальные взгляды (Иран)
Сунниты - умеренное направление ислама (Турция, Центральная часть Ирака, Средиземноморная часть Египта)
Положение ислама сущности государства в работах арабских философов:
Аль Фарабе (870-950) он определил государство как моральную общность людей, объединенных общими нравственными устремлениями и интересами. Типы государства : добродетельные, коллективные, невежественные. Критерии выделения типов государства:
1. Моральные ценности граждан
2. Умение правителя управлять
Ибн Рушд (1126-1198г.г.) в Европе его называли Авероес, а в России Авецен.
Основные идеи:
1. Существуют две истины: философская
и религиозная. Философская
2. Выдвинул теорию о
3. Государство возникает как
средство удовлетворения
Признаки идеального государства по Алецену:
1. Наличие общности людей,
2. Разделение труда
3. Выборность правителя
4. Наличие справедливых законов
5. Сохранение религии как
Ибн Хальдун (1332-1406)- один из первых разработчиков форм правления. Объединение философского и юридического подхода.
Периоды в развитии государства:
1. Возникновение новой
2. Объединение власти в одних руках.
3. Период рассвета государства
4. Период смены режима и переход к тирании
5. Упадок и гибель государства.
Формы правления:
1. Естественная монархия (управление осущ. только в интересах правителя)
2. Политическая монархия (правление
основывается на признании
3. Халифат.
Учение Фомы Аквинского и Марсилия Подуанского
Общие черты
ППУ Западноевропейского
1. Влияние христианской религии.
2. Присутствие постоянной борьбы за первенство между светской и духовной властью.
3. Наличие различных ересей, т.е. учение которые несовпадали с единственно верной религией.
4. Возвращение к древнегреческим и древнеримским концепциям. Развитие логики.
Периодизация Средневековья:
1. Раннефеодальный период (конец 5- середина 11 веков)
2. Расцвет феодализма (середина 11-конец 15 веков)
3. Упадок феодализма (конец 15- начало 17 века)
Отличительные черты раннефеодального периода:
1. Зарождение и упрочение
2. Крупные государства
Расцвет:
1. Упрочение феодального строя
2. Становление
Черты упадка феодализма:
1. Зарождение капиталистических отношений
2. Упрочение абсолютной монархии.
Фома Аквинский (Томас Аквинат) 1225- 1274 г.г.
1.В след за Аристотелем
2. Указывал, что именно вот эти
свойства послужили толчком
3. Обращал внимание на сходство
процесса устроения
4. Основатель Томизма –
5. Цель государства - сохранен6ие
сословной иерархии, повиновение
политики, участие в политике
должны принимать только