Реформаторская деятельность Кальвина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: рассмотрение сущности религиозно-политической доктрины Жана Кальвина, условий ее возникновения и влияния на развитие европейских государств.
Основные задачи:
-выявить условия и причины возникновения религиозно- политической концепции кальвинистской (Второй) Реформации;
-рассмотреть сущность и специфику учения Жана Кальвина и взгляды Кальвина на политику в контексте теологических обоснований и в связи с практической деятельностью реформатора;

-проследить дальнейшее влияние Реформации Кальвина после её завершения в европейских государствах.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.Изменение.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

Введение

  Актуальность темы: В конце первой половины XVI века в великом религиозном движении, охватившем Западную Европу, наступает новая фаза и во главе этого нового движения становится крупная личность женевского реформатора, так называемого «женевского папы» - Жана Кальвина.

  Момент  выступления Кальвина представляется  в высшей степени важным еще  и в том, что до сих пор  роль реформаторов была, так сказать,  чисто воинствующая. Лютер в Германии, Цвингли в немецкой Швейцарии, Фарель в романских землях - все они направляли свои усилия главным образом на то , чтобы разрушить гордую, казавшуюся неодолимой крепость католицизма, чтобы подорвать могучий престиж папской власти, наложившей свои оковы на умы и совесть всех католиков. Усилия их увенчались успехом. Авторитет папства был поколеблен; брешь, пробитая в католицизме, была довольно значительна. Против стройной католической системы необходимо выставить такую же стройную систему протестантских принципов: новая церковь должна получить строгую организацию, и, наконец, необходимо создать новый независимый центр, откуда могла бы смело вестись религиозная пропаганда. Таким центром с конца первой половины XVI века становится Женева, а задачу организатора церкви принимает на себя Кальвин.

  Цель данной работы: рассмотрение сущности религиозно-политической доктрины Жана Кальвина, условий ее возникновения и влияния на развитие европейских государств.

  Основные задачи:

-выявить условия и причины возникновения религиозно- политической концепции кальвинистской (Второй) Реформации;

 -рассмотреть сущность и специфику учения Жана Кальвина и взгляды Кальвина на политику в контексте теологических обоснований и в связи с практической деятельностью реформатора; 
 

 -проследить дальнейшее влияние Реформации Кальвина после её завершения  в европейских государствах.

    Историографический обзор достаточно широко и подробно освещает зарождение и развитие реформаторской деятельности Жана Кальвина в отечественной и зарубежной исторической науки.  Во второй половине XIX в., в эпоху позитивизма, исследователи стремились максимально подробно описать интересующие их события, что не исключало их анализа, который, однако, не доходил до уровня построения теорий. Известный дореволюционный и, впоследствии, советский медиевист Р. Ю. Виппер1 наиболее полно изложил биографию Жана Кальвина и историю его деятельности в Женеве. Он видел особенность женевской модели кальвинизма в организации консистории органа  управления с широкими полномочиями, в состав которого входили представители церковной и светской властей. Автор подробно рассмотрел структуру управления

городом, сформировавшуюся при Кальвине, и  среди прочих факторов уделял большое  внимание роли личности Жана Кальвина, «женевского папы». Подробно описывая происходившие в Женеве события, автор показал динамику изменения жизни города в 1542- 1564 гг. Р. Ю. Виппер в своем диссертационном исследовании «Церковь и государство в Женеве XVI в. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в.» представил анализ исследовании его предшественников конца  XIX - начала XX вв.

  Начиная с 20-х гг. XX в. отечественная историография развивалась на основе марксистского материалистического видения исторического процесса, религиоведение было заменено научным атеизмом. Историография была основана на материалистическом подходе, и концентрировала внимание на социальной природе кальвинизма. Ф. Д. Капеллюш2 модернизировал понимание взглядов Кальвина на законность власти и социальный успех, связывал их с «республиканским и революционным движением нарождающейся буржуазии».

   В советской историографии вопрос о распространении кальвинизма в Европе не освящен в специальных исследованиях, поэтому интерес представляют работы, посвященные истории отдельных европейских стран в XVI — XVII вв..  А. Н. Чистозвонов3 рассматривал историю борьбы за независимость Нидерландов и полагал , что кальвинизм, положенный в основу идеологии восставших, имел классовый характер и поддерживал интересы буржуазии в Нидерландской революции. М. А. Барг4,  исследуя английскую буржуазную революцию XVII в., акцентировал внимание на социально-экономических факторах. По его мнению, «Одной из важнейших особенностей Английской революции середины XVII в. являлось своеобразие идеологической драпировки ее социально-классовых и политических идей. Это была единственная революция европейского масштаба, в которой роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме кальвинизма на английской почве - пуританизма»

 Известная  исследовательница позднего советского  периода Н. В. Ревуненкова5  склонна умалять роль религиозного менталитета, присущего европейцам XVI - XVII вв. Она представляла развитие взглядов на государство и общество реформатора как эволюцию от гуманизма к тираноборчеству. «Субъективное отношение Кальвина к гуманизму после того, как он отрекся от собственного гуманистического прошлого, однозначно, - пишет исследовательница. - Это искренняя, сознательная и равная борьба с равным  противником» Она делает акцент на недоверии Кальвина к единоличной власти и рассматривает отражение его идеи об установлении Царства Божьего на Земле в идеологии Оливера Кромвеля.

 На  современном этапе произошло  сближение отечественной и зарубежной  историографии. В странах Запада  с 80-х гг., в России - с середины 90-х, в связи с процессом  глобализации, большинство исследований раннего кальвинизма носят макроисторический характер и основываются на теориях конфессионоализации и интернационального кальвинизма.

  Ю.  Е. Ивонин6 рассмотрел Реформацию как сложное явление, затрагивающее разные сферы жизни общества, важный фактор идеологической, политической и социальной жизни общества. Внимание автора сосредоточилось на Реформации в землях Священной Римской империи. В этом контексте он рассмотрел суть пфальцского кальвинизма, введенного курфюрстом Фридрихом III, основанного на социальном дисциплинировании и формировании нового типа подданного. Он обратил внимание на кальвинизм как фактор международных отношений и идейную основу межгосударственных союзов.

 Российская  исследовательница С.Л. Плешкова7 рассмотрела историю отношений власти и церкви во Франции перед Реформацией и выявила закономерность распространения кальвинизма на почве французской культуры и политики вследствие того, что в XVI в..

 С.  Л. Плешкова показала также  тесную связь между кальвинистами  Женевы и гугенотами. Она проиллюстрировала это, например, показав лидерство Теодора де Беза на коллоквиуме в Пуасси (1561 г.).

 Распространение взглядов реформатора в Новой Англии рассмотрено И. Ю. Хрулевой8 . Она показала, что кальвинизм стал идеологией основателей колоний, наиболее активных англичан, стремившихся к независимости от центральной власти. Исследуя спор пресвитериан и конгрегационалистов Новой Англии, автор проанализировала различия их взглядов, касающиеся взаимоотношений государственной власти и церкви.

   Советская историография вопроса в Европе также выросла из позитивистских трудов XIX - начала XX вв.

  В англоязычных странах9 начиная с середины XIX в. и на протяжении прошлого столетия развивалась либеральная историография, в центре внимания которой находился вопрос о соотношении демократических и тоталитарных элементов во взглядах Кальвина и в организации женевской церковно-политической общины. В американской историографии вопросы возникновения и развития политической доктрины кальвинизма весьма актуальны, поскольку именно протестанты основали первые колонии и приняли участие в выработке текста Глав Соглашений, определивших ход дальнейшей истории Америки.

  X.Шиллинг, разработавший концепции конфессионализации и интернационального кальвинизма, рассмотрел кальвинизацию некоторых территорий Священной Римской Империи - Северо-западной Германии и Нидерландов. Проанализировав памфлеты кальвинистов, он охарактеризовал их жанр как политическую теологию, исходя из поставленной в них перед и  правительством задачи охранять интересы конфессии .

  Особое  место в американской историографии  занимают работы Р. Кингдона10, который является ведущим современным исследователем реформ Кальвина в Женеве.  Р. Кингдон опубликовал ряд работ, основанных на широком круге источников, в которых он изложил сведения о жизни Женевы при Кальвине и о роли реформатора в происходящих событиях на основе данных записей женевской Сеньории и протоколов Консистории.

Он подробно рисует картину жизни города и  установленной в нем дисциплины и заключает, что консистория составляла суть и особенность женевской модели кальвинизма.

 Отдельный  круг литературных источников  посвящен распространению кальвинизма  в мире. Некоторые из них имеют  обзорный характер.

   Например, О. Грелл показал, что в распространении кальвинизма в Европе выступали не только проповедники, но и купцы, которые являлись носителями    протестантской конфессии . 

  Хронологические  рамки: Учение Кальвина возникло в XVI в. в процессе Реформации, наибольшего расцвета  достигло в 1541 году, когда Кальвин написал «Церковные   установления» и начал осуществление своей реформы в Женеве . Дальнейшее развитие и распространение кальвинизма доходит до XVII- XVIII веков.

  Территориальные  рамки: Местом зарождения кальвинизма является Женева . В последствии кальвинизм   распространился   в Рейнской  долине  Германии,  во  Франции,   Нидерландах, Шотландии,  Северной Ирландии, Венгрии,  Моравии и даже на некоторое время в Польше.

  Структура работы: Работа состоит из введения , двух глав поделённых на параграфы. Первая глава состоит из трех параграфов, а вторая  из четырех . Также  работа включает в себя заключение и список используемой литературы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Религиозно-политическое учение Жанна Кальвина

1.1. Кальвинистское учение о предестинации (предопределении).

В 1536 году в Базеле11 появилось первое издание "Наставления в христианской вере. Это был главный труд реформатора, к которому он постоянно возвращался, отделывая детали, усиливая доказательства и пополняя пропуски. В первом издании книга состояла всего лишь из, 6 глав; последнее (6-е, при жизни реформатора) издание 1559 года состояло уже из 4 книг, подразделявшихся на 80 глав. За каждым латинским изданием обыкновенно следовал его французский перевод. 

  Кальвин   признает только один безусловный авторитет -  Священное Писание. По его мнению, Бог раз навсегда выразил свою волю в Писании и вся жизнь человечества -  не только религиозная и нравственная, но политическое и церковное устройство - должна быть строго согласована с буквой этого закона. Церковная традиция для него пустой звук. Отцы церкви имеют значение лишь в той степени, в какой их учение соответствует прямому смыслу Писания, и в полемике с ними реформатор часто позволяет себе самые пренебрежительные выражения. Не менее решительно, чем церковное предание, он отвергает и помощь человеческого разума. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего» - таков  девиз недавнего гуманиста. Недоступное никаким влияниям истории и философии, сковывающее всякое развитие форм общественной и религиозной жизни, оно  служит верным отражением жизни и характера самого реформатора, который, раз выяснив себе свою программу, ни в чем не отступал от нее до конца жизни.

 «Предопределение»12  -  один  из  труднейших  пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о свойствах Бога, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Эта идея  является универсальным выражением и признанием всемогущества Бога и бессилия человека.

 Доктрина  предопределения  часто рассматривается как основная черта  реформатского богословия. Переосмысление католических представлений о предопределении  можно  увидеть  у У. Цвингли. Мысль  об  абсолютном суверенитете  Бога была  развита  Цвингли  в его доктрине  Провидения и особенно  в  его знаменитой проповеди «О  Провидении».

  Отправной   точкой  для учения  о  предопределении   в  кальвинизме стало

учение   о   Боге,  считающееся  иногда  даже   ядром   этого  христианского

направления.  При  этом  речь идет не о сути  Бога,  его самосущности

а  о  «всевластии  Бога  в природной и моральной сферах»,  его

Информация о работе Реформаторская деятельность Кальвина