Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотрение сущности религиозно-политической доктрины Жана Кальвина, условий ее возникновения и влияния на развитие европейских государств.
Основные задачи:
-выявить условия и причины возникновения религиозно- политической концепции кальвинистской (Второй) Реформации;
-рассмотреть сущность и специфику учения Жана Кальвина и взгляды Кальвина на политику в контексте теологических обоснований и в связи с практической деятельностью реформатора;
-проследить дальнейшее влияние Реформации Кальвина после её завершения в европейских государствах.
22 октября
1540 года составляется письмо к
Кальвину. От имени малого, большого
и Генерального совета
Возвращение
изгнанного проповедника было
настоящим триумфальным
2.3. Реформы Кальвина и борьба с оппозицией
В сентябре 1541г. Кальвин с триумфом был встречен в Женеве. Его проект церковных ордонансов был принят магистратом лишь после долгих споров и с ограничениями. Этот проект представлял из себя следующее. Устанавливались четыре церковных чина:
-пасторы,
-доктора для преподавания в школе,
- старейшины для нравственного надзора за гражданами,
- диаконы, для различных
Старейшины и диаконы избирались из числа светских лиц магистратом(старейшины - из правительственных органов). Церковные должности тоже замещались магистратом, по рекомендации пасторов и после экзамена.
Создавалась33 консистория из 12 старейшин и 8 пасторов, которая разбирала
особо важные проступки против нравственности и отступления от истинной веры.
В менее серьезных случаях пасторы и старейшины, постоянно совершавшие обходы по домам, ограничивались частным внушением.
Из церковного обихода устранялись украшения, символы, церемонии.
Отменялись последние праздники,
оставленные Реформацией (Рождество,
Обрезание, Благовещение, Вознесение)
и оставлялось только
В 1543г. вышло третье издание «Наставления в христианской вере», где
содержалась подробная программа церковного переустройства. По этой программе предусматривалось разделение светской и церковной сфер.
Наблюдение за нравственностью входило в сферу церковных органов. Выборы в консисторию и в пасторы должны были быть демократическими.
Кандидаты назначались пасторами, но избрание совершалось при общем собрании всех членов общины. Они подвергались суровому экзамену, во время которого выяснялись их правоверность, умение проповедовать, безупречность их поведения. Избранные должны были принести присягу в ревностном соблюдении своих духовных обязанностей и соблюдении гражданских законов, «насколько последние не будут противоречить его обязанностям перед Богом». Пасторы приравнивались к пророкам и апостолам : они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старейшинами налагать церковные наказания».
О содержании пасторов должна заботиться община. Кальвин не требовал от них евангельской бедности и даже не запрещал им заботиться о приумножении своих богатств, если это не противоречит строгой нравственности. Он видел в материальной обеспеченности средство для большей независимости духовного сословия.
В
своих проповедях и на
Положение34 самого Кальвина в общине выросло необычайно. На протяжении 1540-1564гг. он фактически правил городом. Авторитет его был настолько высок, что враги даже прозвали его "женевским папой". Он помимо всего прочего занимается и дипломатической перепиской, редактированием политического, судебного, полицейского законодательства Женевы. Беспорядки предыдущей эпохи привели управление Женевы в большое расстройство, Кальвин пытается привести все в порядок. Уже в начале 1543г. комиссия под его руководством провела ряд мероприятий: были установлены определенные рамки для деятельности различных государственных органов, четко и ясно обозначены обязанности должностных лиц. До мельчайших подробностей было разработано судебное устройство. Кальвин пишет подробные инструкции для смотрителей за постройками, для пожарной команды, даже правила для ночных сторожей.
Почти
каждый день он появлялся перед
городским советом со своими
докладами, донесениями и
извещениями. Но чем больше
проводилась реформа, тем
среди населения и в самом магистрате. В данном случае немалую роль играли сами мероприятия магистрата. Запрещались танцы, театральные представления, азартные игры. За произнесение кощунств и проклятий налагались строгие наказания.
Но еще ужаснее была та жестокость, которой отличалось само судопроизводство. Пытка была необходимой принадлежностью всякого допроса - обвиняемого пытали до тех пор, пока он не признавал обвинения, подчас в мнимом преступлении. Детей заставляли свидетельствовать против родителей. Иногда простого подозрения достаточно было не только для ареста, но и для осуждения.
Кальвин
старался стимулировать
В 1547г. образовалась35 сильная партия недовольных - перринисты , которые стремились ограничить влияние Кальвина и в большей степени подчинить консисторию и коллегию пасторов магистрату. Особым нападках с их стороны подвергалось церковное отлучение. В основе их деятельности лежали идеи У. Цвингли, поэтому значительная часть протестантов Швейцарии, особенно из Берна, оказалась на их стороне.
Выступили против кальвинистов и различные радикальные группировки, в частности анабаптисты и «либертины», с которыми Кальвину пришлось полемизировать в своей работе "Против неистовой секты либертинов, именуемых спиритуалами , 1545. По их учению, существует лишь единая Божественная субстанция, которая проявляется во всех творениях. Все, что создано, происходит от Бога и есть сам Бог. Бог есть все - и материя и дух. Следовательно, все божественно: нет ни ангелов, ни демонов, ни добра, ни зла, ни правды, ни лжи. Евангелие Божественно, но как и всякая друга книга. Все земные блага должны быть общей собственностью. Подобные идеи довольно широко были представлены в так называемой народной реформации.
С 1551г. начался спор между Кальвином и представителями лютеранства в Германии, особенно Иоахимом Вестфалем. В этом же году начались столкновения Кальвина с французским врачом и ученым Жеромом Бользеком по поводу предопределения. Идеи Бользека оказались популярны и в Женеве.
Критическим положение стало в 1553г. В магистрате перевес оказался на
стороне перринистов. В Женеве появился один из самых серьезных и опасных противников Кальвина испанский ученый Мигель Сервет (1509 - 1553). В 1553г. Сервет36 под псевдонимом Villeneuve издал в Лионе свое сочинение «Восстановление христианства». Цель этого труда - "восстановить христианство". В нем он смыкается с анабаптистами и
заявляет о необходимости крещения в сознательном возрасте. На Христа
он смотрит как на Сына Божьего. Святой Дух – божественное дыхание, он смыкается с дыханием земной, сотворенной жизни и это соединение и составляет душу Христа. Бог един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе. Слово и Дух - модусы самовозвещания Бога, а не его ипостаси. Особенно достается католической церкви, которую он называет содомской блудницей.
Сервет , пробираясь в Италию, проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, городской совет отдал приказ об аресте. В нескольких заседаниях совета, который по сути превратился в церковный суд, происходили длинные споры между Кальвином и Серветом по самым сложным догматическим вопросам. Сервет обвинил «Симона-волхва», т. е. Кальвина, в фальсификации и предложил судебный поединок: если побеждает Кальвин и доказывает еретичность взглядов Сервета, то Сервет подлежит смертной казни, а его книги - сожжению, но, если побеждает Сервет, то будет казнен Кальвин. Магистрат приговорил Сервета к смерти.
К 1555г. положение Кальвина и реформаторов в Женеве существенно
укрепилось.
Магистрат согласился окончательно
признать за консисторией право налагать
отлучение. Чтобы лишить перринистов
всякого влияния, власти стали
массами принимать в
Женева37 становится крупным центром миссионерского движения и даже приобретает репутацию «святого города», «евангелического Рима». Сам Ж. Кальвин в 1559г. принимает женевское гражданство, но основной сферой его деятельности остается миссионерство и разработка теоретических проблем.
В это же время Кальвин пытается завязать активные отношения с Англией,Шотландией, Нидерландами, Германией и Польшей, пишет шведскому королю Густаву Вазе и датскому Христиану. Уже одно это свидетельствует, что кальвинизм постепенно начинает становиться международным фактором. Кальвин становится одним из крупнейших международных деятелей. В разное время с ним контактируют М. Лютер, Ф. Меланхтон, германский историк Готман, французский гуманист Ж. Боден, Социн, польский реформатор Ян Лаский, шотландский проповедник Джон Нокс и многие другие. Кальвин откликается на все крупные проблемы, возникавшие в связи с общеевропейской Реформацией.
Умирает Кальвин в 8 часов вечера 27 мая 1564г. «В этот день, - сказал Т.
Беза, -
вместе с закатившимся солнцем,
погасло и самое блестящее
светило церкви».
2.4. Судьба кальвинизма в Западной Европе после Кальвина
По мнению вождей протестантизма новое понимание религии должно было охватить население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о «невидимой церкви» к церквям «видимым». Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации.
Кальвинизм38 оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря
целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей:
- Кальвинизм был сильнее остальных первоначальных протестантских вероучений настроен против католицизма.
- В нем в большей степени были «возрождены» такие особенности
раннехристианского периода, как противопоставление любому инакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал нравственности.
- Ни одно протестантское направление не настаивало так резко на
безусловном и исключительном авторитете Библии.
- Кальвин и его
- В то же время в кальвинистских общинах их руководители, пасторы и
старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение.
- Отдельные общины объединялись
между собой в союзы
с общим выборным управлением
(пресвитериальное и
- Кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей в своих целях любые оппозиционные католической церкви учения.