Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотрение сущности религиозно-политической доктрины Жана Кальвина, условий ее возникновения и влияния на развитие европейских государств.
Основные задачи:
-выявить условия и причины возникновения религиозно- политической концепции кальвинистской (Второй) Реформации;
-рассмотреть сущность и специфику учения Жана Кальвина и взгляды Кальвина на политику в контексте теологических обоснований и в связи с практической деятельностью реформатора;
-проследить дальнейшее влияние Реформации Кальвина после её завершения в европейских государствах.
- Кальвинизм в силу своей специфики принимает преимущественно
антимонархическое направление и сближается с республиканскими и
конституционными партиями.
- Принцип «Бога надо слушаться больше, чем людей» приводит кальвинистов к теории сопротивления тиранической власти и учению о договоре между королем и народом.
- Республиканские формы церковного устройства легко переносятся на
политическую жизнь.
Центром кальвинизма 39 остается Женева, но само вероучение широко
распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна.
Кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он «стал буфером между лютеранским севером и католическим югом».
На родине Реформации, в Германии, кальвинизм не получил широкого
распространения. Кальвинистов было немного и они враждовали с лютеранами.
Вражда была настолько сильной, что среди лютеран ходила поговорка «лучше паписты, чем кальвинисты». К кальвинизму обратились прежде всего «те, кто жил лучше в финансовом отношении».
Закрепился кальвинизм в Пфальцграфстве (Палатинате), правитель которого
курфюрст Фридрих III поддерживал кальвинистское богословие и
пресвитерианское управление церкви. После диспута 1560г. он склонился окончательно к кальвинизму. Захарий Урсин (1534-1583) и Каспар Олевиан (1536-1587) подготовили «Гейдельбергский катехизис», который был официально признан в 1563 году и стал официальным символом веры немецких реформатских церквей. Университет в Гейдельберге стал центром кальвинизма.
В Нидерландах кальвинизм начал распространяться довольно рано и широко. В 1550-х годах начал распространяться кальвинизм, на первых порах среди низших слоев города. С самого начала он принимает форму оппозиционного течения. К 1560г. большинство протестантов были кальвинистами.
Проповеди кальвинистов собирали многотысячные толпы, если
правительственные чиновники производили аресты, арестованных освобождали силой. С 1566г. развернулось иконоборческое движение.
Кальвинист Марникс де Сент-Альдегоид написал протест, который был вручен правительнице Маргарите Пармской. После ввода в Нидерланды испанских войск под командованием герцога Альбы и репрессий (казнь Эгмонта, Горна и др.) начинается сближение оппозиционно настроенных дворян с кальвинистами. Многие дворяне стали переходить в протестантизм или эмигрировать в протестантские страны. Вильгельм Оранский начал переговоры с французскими кальвинистами.
После выступлений «морских гезов» и захвата ими г. Бриля в дельте Рейна
северные области страны оказались под контролем кальвинистов.
Семь
северных провинций образовали
в 1581г. независимую
На национальном соборе в Дордрехте (1618-1619 из 130 ее участников 28 были кальвинистами из Англии , Бремена, Гессы, Палатината, Швейцарии и Франции. Были выработаны 5 кальвинистских статей - каноны Дорта, которые противостояли «Ремонстрации» 1610г..
Французский кальвинизм40 по своим идеям и организации был ближе всего к кальвинизму швейцарскому. Интерес французских гуманистов к истории раннего христианства и лютеранское влияние стали факторами, стимулировавшими возникновение своих протестантских настроений.
Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II.
Первыми
приняли кальвинизм вальденсы
в Южной Франции. К концу
50-х годов в стране
Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в
соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления представлялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие.
С
переходом гугенотов к
организации были использованы в партийном строительстве. Особенно активно эта работа шла после Варфоломеевской ночи (1572). На юге и западе Франции гугеноты находят поддержку в сепаратистских
устремлениях части дворянства и горожан и создают федерацию областей с представительными учреждениями.
В правление кардиналов Ришелье и Мазарини кальвинисты пользовались свободой своего вероисповедания и богослужения практически беспрепятственно. Новая стадия противостояния католицизма и протестантизма во Франции начнется во второй половине XVII в. Людовик XIV в 1685г. начинает новые преследования протестантов. Примерно 400
тысяч гугенотов были вынуждены бежать в Англию, Пруссию, Голландию, Южную Африку и на Каролинские острова в Северную Америку. С этого времени реформатский протестантизм не играл большой роли во Франции и протестанты составляли меньшинство ее населения.
В
50-х годах XVI в. кальвинизм начинает
распространяться в Шотландии41
Священники в ней избирались, но не народом непосредственно, а церковными советами и пользовались большим авторитетом. Косвенным образом шотландская Реформация повлияла на Америку, т.к. Многие шотландские пресвитериане в начале XVII в. эмигрировали в Северную Ирландию, а оттуда в первой половине XVIII в. две тысячи человек эмигрировали в Америку.
В Англии кальвинизм распространяется после проведения реформации. Англиканская церковь, созданная при Эдуарде VI (1547-1553) и Елизавете (1558-1603), имела целый ряд черт, общих с католицизмом. Кальвинисты требовали дальнейшего очищения церкви от «суеверий» и «идолослужения». Вскоре они получат название «пуритан» (от лат. purus- чистый, puritas - чистота). Официальная церковь стала именовать их «нонконфоромисты», так как они отвергали единообразие учения и культа, или «диссентеры» («разногласные», от англ. dissent - разногласие, расхождение во взглядах). Это течение не было однородным. Наиболее умеренные пуритане готовы были смириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и остатки католицизма в культе. Другая группа была близка по своим воззрениям к шотландским кальвинистам и выступала за республиканско -
аристократическую
организацию пресвитерианства
во главе с национальным синодом.
К концу XVI в. складывается течение
так называемых «браунистов» (по имени
его основателя Роберта Брауна,
1550 - 1633) или «индепендентов», которые
выступали за демократизацию и самоуправление
общин. Вначале это были чисто религиозные
течения, но в XVII в., при
Стюартах, религиозная и политическая
оппозиции начинают сближаться. Кальвинистские
идеи здесь, как и во Франции, были
использованы при разработке различных
республиканских и конституционных
теорий.
Пуритане
активно борются в это
время против королевского
верховенства в церковных делах
и абсолютизма в государстве.
Заключение
В завершении данной работы ,целью которой являлось рассмотреть сущность религиозно - политического учения Жана Кальвина и его развитие, выявить условия и причины возникновения политической концепции кальвинистской Реформации, проследить дальнейшее влияние кальвинизма на политическое развитие европейских государств , можно сделать следующий вывод.
Учение
Жана Кальвина представляет из
себя один из гениальных религиозно-
В
идейном отношении
является своеобразным «возрождением», ибо обращается к
первоосновам христианства и пытается воссоздать учение Иисуса Христа в его простом изначальном облике, не замутненном последующими историческими наслоениями. Он, напротив, пытается усилить тот принцип веры, который содержится и в католицизме. Но интенсификация этого принципа такова, что он доводится до обособления и в результате картина соотношения личной веры (внутренний фактор) и обрядности (внешний фактор), сложившаяся в средневековом католицизме, меняется на прямо противоположную. На первый план выходит именно вера. Христианин по набожности превращается в христианина по убеждению. Это
противопоставление веры и обряда явилось своеобразной реакцией на деградацию церкви и, одновременно, превращается в мощный фактор,
стимулировавший разложение средневекового варианта католицизма.
Гораздо более основательно, чем предшествующие реформаторы. Жан Кальвин вынужден был заняться рассмотрением проблемой церкви. Противостояние католиков и протестантов вступило в решающую стадию, выступления радикалов стали особенно яростными. Кальвин утверждал, что есть конкретные библейские указания относительно правильного порядка служения, поэтому конкретная форма церковного порядка стала особым пунктом его доктрины. Он начинает разрабатывать конкретную форму церковного управления. Кальвин разрабатывает подробную теорию церковного управления, базирующуюся на экзегезе Нового
Завета и во многом основанной на терминологии римской императорской администрации. В противоположность тому, что говорили и писали радикалы, Кальвин настаивает на том, что конкретная форма церковной структуры и управления изложена в Писании.
Политическая
концепция Кальвинистской (Второй)
Реформации возникла в эпоху
Раннего Нового времени, что
нашло отражение в ее