Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотрение сущности религиозно-политической доктрины Жана Кальвина, условий ее возникновения и влияния на развитие европейских государств.
Основные задачи:
-выявить условия и причины возникновения религиозно- политической концепции кальвинистской (Второй) Реформации;
-рассмотреть сущность и специфику учения Жана Кальвина и взгляды Кальвина на политику в контексте теологических обоснований и в связи с практической деятельностью реформатора;
-проследить дальнейшее влияние Реформации Кальвина после её завершения в европейских государствах.
«абсолютном всевластии». Бог - источник любых норм и установлений, абсолютно суверенной воли.
Для
последователей новых протестантских
течений Бог становится
В итоге для Кальвина новое богопонимание «было не столько выводом из
какой-то богословской теории, глубоко продуманной им самим или кем-то другим, сколько следствием фактов, естественное действие которых нельзя было задержать»
Свое
обращение в христианство
Жан Кальвин приписывает
Кальвин в соответствии со строгой логикой считает, что Бог не может не
решить проблему: искупать или осуждать. Бог активен и потому активно
желает спасения тех, кто будут спасены и проклятия тех, кто спасены не
будут. Поэтому предопределение является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие други». Одним из центральных в рассуждениях Кальвина является подчеркивание милости Божьей. Для Кальвина эта милость проявляется в решении Бога спасти отдельных людей, независимо от их заслуг, независимо от того, насколько тот или иной человек достоин того, для Кальвина Бог спасет отдельных людей, несмотря на их заслуги.
Свою доктрину предопределения Кальвин излагает в третьей книге
«Наставлений в христианской вере» издания 1559г. как один из аспектов
доктрины искупления через Христа. В самом раннем издании 1536г. она
рассматривается как один из аспектов доктрины провидения, но с 1539г. она рассматривается как равноправная тема.
Рассмотрение Кальвином 13 «способа получения благодати Христа,
преимуществ, которые она с собой несет и результатов, к которым она
приводит» предполагает, что имеется возможность искупления за счет того, что достиг Христос своей смертью на кресте. Кальвин подробно обсуждает то, каким образом эта смерть может стать основанием для человеческого искупления. Основная мысль заключается в том, что Бог достиг искупления греховного человечества именно через смерть Христа на кресте. Другим каким-либо способом достичь искупления было невозможно. «Сотериология» (от греч.soteria -спасение) связана с пятью основными образами:
Образы победы: Христос одержал победу над грехом, смертью и злом через свой крест и воскресение. Верующие благодаря своей вере могут разделить эту победу и претендовать на нее как на свою собственную.
Образы нового состояния: Благодаря своей покорности на кресте Христос достиг прощения для грешников. Они освобождаются от наказания и получают статус праведности перед Богом.
Образы измененных личных отношений: Человеческий грех принес отчуждение от Бога. "Бог во Христе примирил с Собою мир" . Это сделало возможными обновленные отношения между Богом и людьми.
Образы освобождения: Как Христос освободился из плена смерти, так и люди освобождаются от оков греха.
Образы восстановления целостности: Через смерть Христа достигают целостности те, кто расчленены грехом. Христос лечит раны людей, восстанавливая целостность и духовное здоровье.
Он рассматривает способы осуществления искупления в такой последовательности: вера, перерождение, христианская жизнь, оправдание, предопределение.
Кальвин обозначает предопределение14 как «вечное повеление Божие, которым он определяет то, что Он хочет сделать с каждым человеком. Ибо он не создает всех в одинаковых условиях, но предписывает одним вечную жизнь, а другим - вечное проклятие». Предопределение Кальвин называет внушающим благоговением.
Он
считает, что предопределение
является не продуктом
предопределено принять обещания Божьи, а другим - отвергнуть их: «Некоторым предназначена вечная жизнь, а другим – вечное проклятие».Следовательно, утверждает Кальвин, предопределение должно быть признано основанным на непостижимых суждениях Бога. Нам не дано знать, почему Бог избирает одних и осуждает других. Он свободен выбирать кого пожелает, иначе его свобода станет подвержена внешним соображениям и Создатель будет подчиняться своему Созданию.
Таким образом ,по его учению, человек
не должен проникать в тайны божественных
решений; он не может знать, принадлежит
ли он к числу избранных или отверженных,
и должен поэтому ревностно заботиться
о том, чтобы по своему поведению оказаться
достойным этого избрания. Необходимо
отклонять от себя как опасное искушение
всякое сомнение в своем конечном спасении
и следовать по тому пути, который указал
нам Господь в своем законе. «Человек падает15,
- говорит Кальвин,- потому что так постановлено
свыше, но грешит он по своей вине».
1.2. Кальвин о церкви
Особый всплеск интереса к проблеме церкви в протестантизме приходится именно на 40-е годы XVIв. И именно в сочинениях Ж. Кальвина эта проблема получила на тот период всестороннее рассмотрение «Церкви Божией».
Рассматривает этот вопрос Кальвин уже в первом издании «Наставлений» (1536), но практического церковного опыта он в тот момент еще не имел, поэтому рассуждения его носят теоретический характер и достаточно расплывчаты. Ко времени второго издания своего сочинения (1539) таковой опыт уже отчасти появился. По этой причине во втором издании находилось уже достаточно крупное систематическое изложение проблемы. Здесь содержится «минимальное» определение истинной церкви: обязательными признаками ее являются проповедь Слова Божьего и правильное совершение обрядов таинств.
Дальнейшее развитие кальвинистского учения16 о Церкви связано не только с самим Кальвином. Большое влияние на раннем этапе на его взгляды оказал Мартин Буцер (1491-1551). Центром его деятельности был город Страсбург в Юго-Западной Германии, он занимал ведущее место в группе верхненемецких реформаторов. Буцеру Кальвин обязан представлением о необходимости четвертичной структуры духовенства (пастор, доктор или учитель, старейшина, диакон) и теорией о различии между видимой и невидимой церковью.
Кальвин
утверждал, что есть
Кальвин
разрабатывает подробную
Таким образом, Кальвин закладывает, по сути, основания нового отношения
к церкви. Если Лютер определил церковь по ее отношению к проповеди Слова Божьего, называл ее «собрание святых» и «общение веры и Духа Святого в сердцах»,то Кальвин, сохраняя акцент на важности проповеди Слова Божьего, начинает разрабатывать конкретные формы новой церковной организации. Его точка зрения была более конкретной и определенной, чем точка зрения Лютера. А результатом явилось то, что ко времени смерти Ж. Кальвина, новая реформаторская церковь стала таким же институтом общества, как и католическая церковь.
Сразу же после возвращения17 в Женеву из страсбургского изгнания Кальвин составил «Церковные установления»(1541). Кальвин изложил подробные наставления, касающиеся различных аспектов ее жизни и деятельности.
Одним из наиболее важных пунктов этой программы является положение о консистории. Она была основана в 1542г. и состояла из 12 старейшин-мирян и пасторов. Этот орган должен был собираться еженедельно по четвергам с целью поддержания церковной дисциплины. Прообразом этого учреждения послужили магистратские матримониальные суды.
Кальвин воспринимал консисторию как своеобразный «полицейский»
инструмент по укреплению церковной дисциплины. Она должна была рассматривать дела тех, чьи религиозные взгляды настолько отличались от официальных, что представляло угрозу религиозному порядку в Женеве. Сначала консистория убеждала этих людей изменить свое поведение, а если убеждения не помогали, то применяла наказание в виде отлучения. Это было церковным, а не гражданским наказанием. Городской совет настоял, что «все это должно происходить таким образом, чтобы пасторы не имели гражданской власти, а использовали лишь духовное оружие Слова Божьего... и чтобы консистория не подменяла собой власть сеньора или обычное правосудие. Гражданская власть должна осуществляться беспрепятственно».
По Кальвину, церковь наделена18 «духовной властью», но ее духовная власть
ни в коем случае не посягает на область гражданской власти. Магистрат
неподвластен церкви . Однако, и церковь неподвластна магистрату. «Церковь19 не имеет права мечом карать и сдерживать, не имеет власти принуждать, у нее нет ни тюрем, ни наказаний, которые применяет магистрат. Ее целью является не наказание грешника против его воли, а
получение у него добровольного покаяния. Эти две функции являются совершенно разными вещами, поскольку ни Церковь не имеет права брать на себя функции магистрата, ни магистрат то, что входит в компетенцию Церкви».
Кальвин особо ставит вопрос, зачем нужна церковь вообще?
Церковь нужна и неизбежна, отвечает он. Точно также, как Бог искупил
людей через воплощение, в рамках исторического он освящает их, основав для этой цели особую организацию. Бог использует определенные земные средства, чтобы достичь спасения тех, кого он избрал. Сам он не связан этими средствами, но действует через них. Следовательно, церковь есть основанная Богом структура, в которой он освящает свой народ. В качестве аргументов Кальвин приводит два высказывания Киприана Фасция Цецилиана Карфагенского(201-258): «вы не можете иметь Отцом Бога, если вашей Матерью не является Церковь»; «Вне Церкви нет надежды на оставление грехов и спасение. Из простого слова «мать» мы узнаем, как важно нам знать ее. Нет другого пути к жизни, чем через мать, которая вынашивает нас в своей утробе, кормит нас своей грудью, опекает нас своей заботой и вниманием».