"Семья" Моргана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:11, реферат

Описание

Как показало все наше изложение, своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательной смене форм, заключается в том, что половой свободы, присущей групповому браку, все более и более лишаются женщины, но не мужчины. И, действительно, групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.

Работа состоит из  1 файл

Семья ЭРМ.docx

— 101.01 Кб (Скачать документ)

 

"неупорядоченность  включает подавление индивидуальных  склонностей", так что "ее  самой подлинной формой является  проституция".

Мне же, наоборот, кажется, что никакого понимания первобытных  условий не может быть до тех пор, пока их рассматривают через очки дома терпимости. Мы вернемся к этому  вопросу при рассмотрении группового брака.

 

Согласно Моргану, из этого первобытного состояния  неупорядоченных отношений, вероятно, весьма рано развилась:

 

1. Кровнородственная  семья - первая ступень семьи.  Здесь брачные группы разделены  по поколениям: все деды и бабки  в пределах семьи являются  друг для друга мужьями и  женами, равно как и их дети, то есть отцы и матери; равным  образом дети последних образуют  третий круг общих супругов, а  их дети, правнуки первых, - четвертый  круг. Таким образом, в этой  форме семьи взаимные супружеские  права и обязанности (говоря  современным языком) исключаются  только между предками и потомками, между родителями и детьми. Братья и сестры - родные, двоюродные, троюродные и более далеких степеней родства - все считаются между собой братьями и сестрами и уже в силу этого мужьями и женами друг друга. Родственное отношение брата и сестры на этой ступени семьи включает в себя половую связь между ними как нечто само собой разумеющееся.

 

Один французский  друг {*13} и почитатель Вагнера не согласен с этим примечанием и  замечает, что уже в "Старшей  Эдде", на которой основывался  Вагнер, в "Эгисдрекке", Локи так  упрекает Фрейю: "В присутствии  богов обняла ты собственного брата". Отсюда будто бы следует, что брак между братом и сестрой уже  тогда был запрещен. Но "Эгисдрекка" отражает то время, когда вера в старые мифы была полностью утрачена; это - сатира на богов совсем в духе Лукиана. Если Локи словно Мефистофель бросает  здесь Фрейе такого рода упрек, то это скорее говорит против Вагнера. Притом несколькими стихами дальше Локи говорит Нйордру: "Со своей  сестрой породил ты (такого) сына" (vidh systur thinni gaztu slikan mog). Правда, Нйордр не ас, а ван, и в "Саге об Инглингах" он говорит, что браки между братьями и сестрами обычны в стране ванов, чего не водится у асов. Это могло  бы служить указанием на то, что  ваны более древние боги, чем асы. Во всяком случае, Нйордр живет среди  асов, как среди себе равных, и  потому "Эгисдрекка" скорее доказывает, что в эпоху возникновения  норвежских саг о богах брак между  братьями и сестрами, по крайней  мере среди богов, не вызывал еще  никакого отвращения. Если уж оправдывать  Вагнера, то, пожалуй, лучше сослаться  вместо "Эдды" на Гёте, который  в балладе о боге и баядере  делает подобную же ошибку относительно религиозной обязанности женщин отдаваться в храмах, слишком сближая  этот обычай с современной проституцией.{13a} Типичным примером подобной семьи было бы потомство одной пары, у которого в каждом последующем поколении  все являются между собой братьями и сестрами и как раз поэтому  мужьями и женами друг друга.

 

Кровнородственная семья вымерла. Даже у наиболее диких  народов, о которых рассказывает история, нельзя найти ни одного бесспорного  примера ее. Но то, что такая семья  должна была существовать, нас заставляет признать гавайская система родства, остающаяся в силе еще и поныне во всей Полинезии и выражающая такие  степени кровного родства, какие  могут возникнуть лишь при этой форме  семьи; признать это заставляет нас  все дальнейшее развитие семьи, предполагающее существование этой формы как  необходимой первоначальной ступени.

 

2. Пуналуальная  семья. Если первый шаг вперед  в организации семьи состоял  в том, чтобы исключить половую  связь между родителями и детьми, то второй состоял в исключении  ее для сестер и братьев.  Этот шаг, ввиду большего возрастного  равенства участников, был бесконечно  важнее, но и труднее, чем первый. Он совершался не сразу, начавшись,  вероятно,{*14} с исключения половой  связи между единоутробными братьями  и сестрами (то есть с материнской  стороны), сперва в отдельных случаях,  потом постепенно становясь правилом (на Гавайских островах бывали  отступления еще в настоящем  столетии) и закончившись запрещением  брака даже в боковых линиях, то есть, по нашему обозначению,  для детей, внуков и правнуков  родных братьев и сестер. Это  служит, по мнению Моргана,

 

"прекрасной иллюстрацией  того, как действует принцип естественного  отбора".

Не подлежит сомнению, что племена, у которых кровосмешение  было благодаря этому шагу ограничено, должны были развиваться быстрее  и полнее, чем те, у которых  брак между братьями и сестрами оставался  правилом и обязанностью. А как  сильно сказалось влияние этого  шага, доказывает непосредственно им вызванное и выходящее далеко за рамки первоначальной цели учреждение Рода, который образует основу общественного  порядка большинства, если не всех, варварских народов земли и от которого мы в Греции и Риме переходим  непосредственно в эпоху цивилизации.

 

Каждая первоначальная семья должна была раздробиться самое  позднее через несколько поколений. Первобытное коммунистическое общее  домашнее хозяйство, которое без  всяких исключений господствует, вплоть до самого расцвета средней ступени  варварства, определяло максимальные размеры семейной общины, изменявшиеся в зависимости от условий, но для  каждой данной местности более или  менее определенные. Но как только возникло представление о непозволительности половой связи между детьми одной  матери, это должно было сказаться  при дроблении старых и при  основании новых домашних общин (которые при этом не обязательно  совпадали с семейной группой). Ряд  или несколько рядов сестер становились  ядром одной общины, их единоутробные  братья - ядром другой. Таким или  подобным путем из кровнородственной  семьи произошла форма семьи, названная Морганом пуналуальной. По гавайскому обычаю известное число  сестер, единоутробных или более  дальних степеней родства (двоюродных, троюродных и т. д.), было общими женами своих общих мужей, из числа которых, однако, исключались их братья; эти  мужья называли уже один другого  не братом, они и не должны были более  быть братьями, а "пуналуа", то есть близким товарищем, так сказать, associe.{*15} Равным образом ряд братьев, единоутробных или более дальних  степеней родства, состоял в общем  браке с известным числом женщин, но только не своих сестер, и эти  женщины называли друг друга пуналуа. Такова классическая форма семейного  уклада, которая впоследствии испытала ряд видоизменений и главной  отличительной чертой которой была взаимная общность мужей и жен  внутри определенного семейного  круга, из коего, однако, были исключены  братья жен, сначала единоутробные, а позднее и более дальних  степеней родства, а с другой стороны  также и сестры мужей.

 

Вот эта форма  семьи и воспроизводит перед  нами с совершенной точностью  степени родства, которые нашли  свое выражение в американской системе. Дети сестер моей матери все еще  являются и ее детьми, равно как  дети братьев моего отца также  и его детьми, и все они - мои  братья и сестры; но дети братьев  моей матери теперь являются ее племянниками и племянницами, дети сестер моего  отца - его племянниками и племянницами, и все они - мои двоюродные братья и двоюродные сестры. В самом деле, в то время как мужья сестер моей матери все еще остаются ее мужьями, а равным образом жены братьев  моего отца - его женами, - юридически, если не всегда фактически, - осуждение обществом половых связей между родными братьями и сестрами привело к разделению детей братьев и сестер, до сих пор без различия признававшихся братьями и сестрами, на два разряда: одни остаются между собой по-прежнему (и для дальних степеней родства) братьями и сестрами, другие - в одном случае дети брата, в другом дети сестры - не могут уже быть братьями и сестрами, не могут уже иметь общих родителей - ни общего отца, ни общей матери, ни их обоих вместе; и поэтому здесь впервые возникает необходимость в разряде племянников и племянниц, двоюродных братьев и сестер, разряде, который был бы лишен всякого смысла при прежнем семейном строе. Американская система родства, которая представляется чистейшей бессмыслицей при всякой форме семьи, основанной на том или ином виде единобрачия, находит себе разумное объяснение и естественное обоснование, вплоть до своих мельчайших подробностей, в пуналуальной семье. По крайней мере в такой же степени, в какой была распространена эта система родства, должна была существовать также пуналуальная семья или какая-нибудь подобная ей форма.{*16}

 

Об этой форме  семьи, действительное существование  которой на Cавайских островах доказано, мы получили бы, вероятно, сведения из всей Полинезии, если бы благочестивые  миссионеры, подобно блаженной памяти испанским монахам в Америке, способны были усмотреть в подобных противохристианских отношениях нечто  большее, чем простую "мерзость".{*17} Когда Цезарь рассказывает нам о  бриттах, находившихся тогда на средней  ступени варварства, что "у них  каждые десять или двенадцать мужчин имеют общих жен, причем большей  частью братья с братьями и родители с детьми", то это лучше всего  объясняется наличием группового брака.{*18} В период варварства матери не имели  по десяти - двенадцати сыновей такого возраста, чтобы у них были общие  жены, тогда как американская система  родства, которая соответствует  пуналуальной семье, предполагает большое  число братьев, ибо таковыми являются все двоюродные и более отдаленные братья каждого мужчины. Говоря о "родителях  с детьми". Цезарь мог ошибаться; правда, при этой системе не абсолютно  исключена принадлежность к одной  брачной группе отца и сына или  матери и дочери, но зато не допускается  нахождение в ней отца и дочери или матери и сына. Точно так  же, исходя из этой или ей подобной {*19} формы группового брака, легче всего  объяснить сообщения Геродота и  других древних писателей об общности жен у диких и варварских народов. Это относится и к тому, что  сообщают Уотсон и Кей ("Население  Индии") о тикурах в Ауде (к  северу от Ганга):

 

"Они живут  совместно" (речь идет о половых  отношениях), "почти беспорядочно, в рамках больших общин, и  если двое считаются мужем  и женой, то эта брачная связь  только номинальная".

Непосредственно из пуналуальной семьи, по-видимому, возник в громадном большинстве случаев  институт рода. Правда, исходным моментом для него могла служить также  и австралийская система брачных  классов: у австралийцев имеются  роды, но у них еще нет пуналуальной семьи, а существует более грубая форма группового брака.{*20}

 

При всех формах групповой  семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Если она  и называет всех детей общей семьи  своими и несет по отношению к  ним материнские обязанности, то она все же отличает своих родных детей от остальных. Отсюда ясно, что  раз существует групповой брак, то происхождение может быть установлено  лишь с материнской стороны, а  потому признается только женская линия. Так действительно бывает у всех диких народов и у всех народов, стоящих на низшей ступени варварства; и вторая крупная заслуга Бахофена состоит в том, что он первый это  открыл. Это признание происхождения  исключительно по материнской линии  и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования он называет материнским правом; в  интересах краткости я сохраняю это обозначение; но оно неудачно, так как на этой ступени развития общества еще нельзя говорить о праве  в юридическом смысле.

 

Если мы теперь возьмем  из пуналуальной семьи одну из обеих  ее типических групп, а именно группу сестер - единоутробных и более  дальних степеней родства (то есть происходящих от единоутробных сестер в первом, втором или более отдаленном поколениях) - вместе с их детьми и их братьями - единоутробными и более дальних  степеней родства с материнской  стороны (которые, согласно нашей предпосылке, не являются их мужьями), то перед нами будет именно тот круг лиц, которые  впоследствии выступают как члены  рода в его первоначальной форме. Все они имеют одну общую родоначальницу; в силу своего происхождения от нее  все женские потомки в каждом поколении являются сестрами. Но мужья  этих сестер уже не могут быть их братьями, следовательно, не могут происходить  от этой родоначальницы, следовательно, не входят в состав этой кровнородственной  группы, позднейшего рода; дети их, однако, принадлежат к этой группе, потому что решающую роль играет только происхождение  по материнской линии, ибо только одно оно несомненно. С установлением  запрета половых связей между  всеми братьями и сестрами, даже между самыми отдаленными родственниками боковых линий с материнской  стороны, указанная группа превратилась в род, то есть конституировалась  как твердо установленный круг кровных  родственников по женской линии, которые не могут вступать между  собой в брак, круг, который с  этих пор становится все более  и более прочным благодаря  другим общим институтам общественного, а также религиозного характера  и приобретает все больше отличительных  черт по сравнению с другими родами того же племени. Об этом более подробно будет сказано ниже. Но если мы находим, что род не только по необходимости, но и просто как нечто само собой  разумеющееся развивается из пуналуальной семьи, то имеется основание признать почти несомненным существование  в прошлом этой формы семьи  у всех народов, у которых могут  быть обнаружены родовые учреждения, то есть почти у всех варварских и культурных народов. {*21}

 

Когда Морган писал  свою книгу, наши сведения о групповом  браке были еще весьма ограничены. Кое-что было известно о групповых  браках у организованных в классы австралийцев, и, кроме того, Морган уже в 1871 г. опубликовал дошедшие до него данные о гавайской пуналуальной семье. Пуналуальная семья давала, с  одной стороны, полное объяснение господствующей у американских индейцев системе  родства, которая послужила Моргану  исходным пунктом всех его исследований; она, с другой стороны, служила готовым  отправным пунктом, из которого можно  было вывести род, основанный на материнском  праве; она представляла собой, наконец, гораздо более высокую ступень  развития, чем австралийские классы. Понятно поэтому, что Морган рассматривал ее как ступень развития, которая необходимо предшествовала парному браку, и приписывал ей всеобщее распространение в древнейшее время. С тех пор мы ознакомились с целым рядом других форм группового брака и знаем теперь, что Морган здесь зашел слишком далеко. Но ему все же посчастливилось натолкнуться в своей пуналуальной семье на высшую, классическую форму группового брака, на ту именно, исходя из которой проще всего объяснить переход к более высокой форме.

 

Существенным обогащением  наших сведений о групповом браке  мы больше всего обязаны английскому  миссионеру Лоримеру Файсону, который  в течение многих лет изучал эту  форму семьи на ее классической почве - в Австралии. Низшую ступень развития он обнаружил у австралийских  негров в районе Маунт-Гамбир в Южной  Австралии. Здесь все племя разделено  на два больших класса - кроки  и кумите. Половые связи внутри каждого из этих классов строго запрещены; напротив, каждый мужчина одного класса уже от рождения является мужем каждой женщины другого класса, а последняя - его прирожденной женой. Не отдельные  индивиды, а целые группы состоят  в браке друг с другом, класс  с классом. И следует отметить, что ни различие в возрасте, ни близкое  кровное родство здесь никогда  не служат препятствием для половых  связей, а только ограничение, обусловленное  разделением на два экзогамных класса. Для любого кроки каждая женщина  кумите является по праву его женой; но так как его собственная  дочь как дочь женщины кумите по материнскому праву также кумите, то она в силу этого от рождения является женой каждого кроки, а  следовательно, и женой своего отца. Во всяком случае, организация классов  в том виде, в каком мы ее знаем, не ставит этому никаких препятствий. Таким образом, или эта организация  возникла в ту пору, когда, при всем смутном стремлении ограничить кровосмешение, люди не видели еще ничего особенно ужасного в половых связях между  родителями и детьми, - и в таком  случае система классов возникла непосредственно из состояния неупорядоченных  половых отношений, - или же половая  связь между родителями и детьми была уже воспрещена обычаем к  моменту возникновения брачных  классов, и в таком случае современное  состояние указывает на существование  перед тем кровнородственной  семьи и представляет первый шаг  к отказу от нее. Последнее более  вероятно. Насколько мне известно, примеров брачных отношений между  родителями и детьми в Австралии  не приводится, а более поздняя  форма экзогамии, род, основанный на материнском праве, так же, как  правило, молчаливо предполагает запрещение таких отношений, как нечто уже  существовавшее при его возникновении.

Информация о работе "Семья" Моргана