Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:11, реферат
Как показало все наше изложение, своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательной смене форм, заключается в том, что половой свободы, присущей групповому браку, все более и более лишаются женщины, но не мужчины. И, действительно, групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
Так произошло то,
что поднимающаяся буржуазия, в
особенности в протестантских странах,
где больше всего был поколеблен
существующий порядок, все более
и более стала признавать свободу
заключения договора также и в
отношении брака и осуществлять
ее вышеописанным образом Брак оставался
классовым браком, но в пределах
класса сторонам была предоставлена
известная свобода выбора. И на
бумаге, в теоретической морали и
в поэтическом изображении, не было
ничего более незыблемого и прочно
установленного, чем положение о
безнравственности всякого
Но это право человека в одном отношении отличалось от всех остальных так называемых прав человека. Тогда как эти последние на практике распространялись только на господствующий класс - буржуазию - и прямо или косвенно сводились на нет для угнетенного класса - пролетариата, здесь снова сказывается ирония истории. Господствующий класс остается подвластным известным экономическим влияниям, и поэтому только в исключительных случаях в его среде бывают действительно свободно заключаемые браки, тогда как в среде угнетенного класса они, как мы видели, являются правилом.
Полная свобода при заключении браков может, таким образом, стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь еще столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого Другого мотива, кроме взаимной склонности.
Так как половая любовь по природе своей исключительна, - хотя это ныне соблюдается только женщиной, - то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием. Мы видели, насколько прав был Бахофен, когда он рассматривал переход от группового брака к единобрачию как прогресс, которым мы обязаны преимущественно женщинам, только дальнейший шаг от парного брака к моногамии был делом мужчин, исторически он по существу заключался в ухудшении положения женщин и облегчении неверности для мужчин. Поэтому, как только отпадут экономические соображения, вследствие которых женщины мирились с этой обычной неверностью мужчин, - забота о своем собственном существовании и еще более о будущности детей, - так достигнутое благодаря этому равноправие женщины, судя по всему прежнему опыту, будет в бесконечно большей степени способствовать действительной моногамии мужчин, чем полиандрии женщин.
Но при этом от
моногамии безусловно отпадут те
характерные черты, которые ей навязаны
ее возникновением из отношений собственности,
а именно, во-первых, господство мужчины
и, во-вторых, нерасторжимость брака.
Господство мужчины в браке есть
простое следствие его
Таким образом, то,
что мы можем теперь предположить
о формах отношений между полами
после предстоящего уничтожения
капиталистического производства, носит
по преимуществу негативный характер,
ограничивается в большинстве случаев
тем, что будет устранено. Но что
придет на смену? Это определится, когда
вырастет новое поколение: поколение
мужчин, которым никогда в жизни
не придется покупать женщину за деньги
или за другие социальные средства
власти, и поколение женщин, которым
никогда не придется ни отдаваться
мужчине из каких-либо других побуждений,
кроме подлинной любви, ни отказываться
от близости с любимым мужчиной из
боязни экономических последствий.
Когда эти люди появятся, они отбросят
ко всем чертям то, что согласно нынешним
представлениям им полагается делать;
они будут знать сами, как им
поступать, и сами выработают соответственно
этому свое общественное мнение о
поступках каждого в
Вернемся, однако, к
Моргану, от которого мы порядочно удалились.
Историческое исследование развившихся
в период цивилизации общественных
учреждений выходит за рамки его
книги. На судьбе моногамии в течение
этого периода он останавливается
поэтому лишь весьма кратко. Он также
усматривает в дальнейшем развитии
моногамной семьи известный прогресс,
приближение к полному