Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:11, реферат
Как показало все наше изложение, своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательной смене форм, заключается в том, что половой свободы, присущей групповому браку, все более и более лишаются женщины, но не мужчины. И, действительно, групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
Старая относительная свобода половых связей отнюдь не исчезла с победой парного брака или даже единобрачия.
"Старая система
брака, введенная в более
Под гетеризмом Морган
понимает существующие наряду с единобрачием
внебрачные половые связи мужчин
с незамужними женщинами, что, как
известно, процветает в самых различных
формах на протяжении всего периода
цивилизации и все более и
более превращается в неприкрытую
проституцию.{*49} Этот гетеризм ведет
свое происхождение непосредственно
от группового брака, от той жертвы,
ценой которой женщины, отдаваясь
посторонним, покупали себе право на
целомудрие. Отдаваться за деньги было
первоначально религиозным
Но вместе с этим
развивается второе противоречие внутри
самой моногамии. Рядом с мужем,
скрашивающим свое существование гетеризмом,
стоит покинутая супруга.{*50} Одна
сторона противоречия так же немыслима
без другой, как невозможно иметь
в руке целое яблоко после того,
как съедена его половина. Однако
не таково, по-видимому, было мнение мужчин,
пока жены не вразумили их. Вместе с
единобрачием появляются два неизменных,
ранее неизвестных характерных
общественных типа: постоянный любовник
жены и муж-рогоносец. Мужчины одержали
победу над женщинами, но увенчать победителей
великодушно взялись
"L'enfant concu pendant le manage
a pour pere le mari" - "отцом ребенка,
зачатого во время брака,
Таков конечный результат
трехтысячелетнего
Таким образом, в
тех случаях, когда индивидуальная
семья - остается верна своему историческому
происхождению и когда в ней
в силу исключительного господства
мужа противоречие между мужчиной и
женщиной приобретает ясно выраженный
характер, эта семья дает нам в
миниатюре картину тех же противоположностей
и противоречий, в которых движется
общество, разделенное на классы со
времени наступления эпохи
Впрочем, индивидуальная семья отнюдь не везде и не во всякое время принимала такую классически суровую форму, какую она имела у греков. У римлян, которые в качестве будущих завоевателей мира обладали более широким, хотя и менее утонченным взглядом на вещи, чем греки, жена пользовалась большей свободой и большим уважением. Римлянин считал, что супружеская верность достаточно обеспечена предоставленной ему властью над жизнью и смертью его жены. Кроме того, жена могла здесь наравне с мужем при желании расторгнуть брак. Но наибольший прогресс в развитии единобрачия был достигнут, несомненно, с вступлением на историческую арену германцев и достигнут потому, что у них, вероятно ввиду их бедности, моногамия, по-видимому, в то время еще не вполне развилась из парного брака. Мы приходим к этому заключению на основании следующих трех обстоятельств, упоминаемых Тацитом. Во-первых, при всей святости брака, - "они довольствуются одной женой, женщины живут огражденные целомудрием", - у них все же было распространено многоженство среди знати и вождей племен, подобно тому, что мы встречали у американцев, у которых существовал парный брак. Вовторых, переход от материнского права к отцовскому мог совершиться у них только незадолго перед этим, так как брат матери - ближайший сородич мужского пола согласно материнскому праву - еще признавался у них чуть ли не более близким родственником, чем собственный отец, что также соответствует точке зрения американских индейцев, у которых Маркс, как он часто говорил, нашел ключ к пониманию нашего собственного прошлого. И, в-третьих, женщины у германцев пользовались большим уважением и значительным влиянием на общественные дела, что стоит в прямом противоречии со свойственным моногамии господством мужчин. Почти во всем этом германцы не отличаются от спартанцев, у которых, как мы видели, парный брак также не был еще полностью изжит.{*51} Таким образом, и " этом отношении вместе с германцами приобрел мировое господство совершенно новый элемент. Новая моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность. Тем самым впервые была создана предпосылка, на основе которой из моногамии, - внутри нее, наряду с ней и вопреки ей, смотря по обстоятельствам, - мог развиться величайший нравственный прогресс, которым мы ей обязаны: современная индивидуальная половая любовь, которая была неизвестна всему прежнему миру.
Этот прогресс, однако,
был вызван именно тем обстоятельством,
что германцы переживали еще период
парной семьи и перенесли в
моногамию, насколько это представлялось
возможным, положение женщины, соответствующее
парной семье; он был вызван отнюдь
не каким-то легендарным, чудесным природным
предрасположением германцев к
чистоте нравов, которое в сущности
сводится к тому, что парный брак
действительно свободен от резких нравственных
противоречий, присущих моногамии. Напротив,
германцы в период их переселений, в
особенности на юго-восток, к степным
кочевникам Причерноморья, глубоко
пали в нравственном отношении и
восприняли у последних, кроме их
искусства верховой езды, также и
гнусные противоестественные
Но если из всех
известных форм семьи моногамия
была единственной формой, при которой
могла развиться современная
половая любовь, то это не значит,
что последняя развилась в
ней исключительно или хотя бы
преимущественно как любовь супругов
друг к другу. Самая природа прочного
единобрачия при господстве мужа
исключала это. У всех исторически
активных, то есть у всех господствующих
классов, заключение брака оставалось
тем, чем оно было со времени парного
брака, - сделкой, которую устраивают
родители. И первая появившаяся в
истории форма половой любви,
как страсть, и притом доступная
каждому человеку (по крайней мере
из господствующих классов) страсть, как
высшая форма полового влечения, - что
и составляет ее специфический характер,
- эта первая ее форма, рыцарская
любовь средних веков, отнюдь не была
супружеской любовью. Наоборот. В
своем классическом виде, у провансальцев,
рыцарская любовь устремляется на всех
парусах к нарушению
Заключение брака в современной нам буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители по-прежнему подыскивают юному буржуазному сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является наиболее полное развитие присущего моногамии противоречия: пышный расцвет гетеризма со стороны мужа, пышный расцвет супружеской неверности со стороны жены. Католическая церковь, надо думать, отменила развод, лишь убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств. В протестантских странах, напротив, буржуазному сынку, как правило, предоставляется большая или меньшая свобода выбирать себе жену из своего класса; поэтому основой для заключения брака может служить в известной степени любовь, как это, приличия ради, постоянно и предполагается в соответствии с духом протестантского лицемерия. Здесь гетеризм практикуется мужем не столь энергично, а неверность жены встречается не так часто. Но так как при любой форме брака люди остаются такими же, какими были до него, а буржуа в протестантских странах в большинстве своем филистеры, то эта протестантская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, все же приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем. Лучшим отражением обоих этих видов брака служит роман: для католического - французский, для протестантского - немецкий.{*52} В том и другом "он получает ее": в немецком молодой человек - девушку, во французском муж - пару рогов. Не всегда при этом ясно, кто из них оказывается в худшем положении. Поэтому-то скука немецкого романа внушает французскому буржуа такой же ужас, как "безнравственность" французского романа - немецкому филистеру. Впрочем, в последнее время, с тех пор как "Берлин становится мировым городом", немецкий роман начинает менее робко относиться к таким давно хорошо известным там явлениям, как гетеризм и супружеская неверность.
Но и в том и в другом случае брак обусловливается классовым положением сторон и поэтому всегда бывает браком по расчету.{*53} Этот брак по расчету в обоих случаях довольно часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает свое тело не так, как наемная работница свой труд, оплачиваемый поштучно, а раз на всегда продает его в рабство. И ко всем бракам по расчету относятся слова Фурье:
"Как в грамматике
два отрицания составляют
Половая любовь может
стать правилом в отношениях к
женщине и действительно
Наши юристы, впрочем, считают, что прогресс законодательства все больше отнимает у женщин всякое основание для жалоб. Законодательства современных цивилизованных стран все более и более признают, во первых, что брак, для того чтобы быть действительным, должен представлять собой договор, добровольно заключенный обеими сторонами, и, во вторых, что и в течение всего периода брака обе стороны должны иметь одинаковые права и обязанности по отношению друг к другу Если бы эти оба требования были последователь но проведены, то у женщин было бы все, чего они только могут желать.
Эта чисто юридическая
аргументация совершенно совпадает
с той, какой пользуется радикальный
буржуа-республиканец, время от времени
призывая пролетария к порядку. Трудовой
договор якобы добровольно
В отношении брака
даже самый прогрессивный закон
вполне удовлетворен, если заинтересованные
стороны формально
Не лучше обстоит дело с юридическим равноправием муж чины и женщины в браке Правовое неравенство обоих, унаследованное нами от прежних общественных отношений, - не причина, а результат экономического угнетения женщины. В старом коммунистическом домашнем хозяйстве, охватывавшем много брачных пар с их детьми, вверенное женщинам ведение этого хозяйства было столь же общественным, необходимым для общества родом деятельности, как и добывание мужчинами средств пропитания. С возникновением патриархальной семьи и еще более - моногамной индивидуальной семьи положение изменилось. Ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества. Оно стало частным занятием, жена сделалась глав ной служанкой, была устранена от участия в общественном производстве. Только крупная промышленность нашего времени вновь открыла ей - да и то лишь пролетарке - путь к общественному производству. Но при этом, если она выполняет свои частные обязанности по обслуживанию семьи, она остается вне общественного производства и не может ничего заработать, а если она хочет участвовать в общественном труде и иметь самостоятельный заработок, то она не в состоянии выполнять семейные обязанности. И в этом отношении положение жен шины одинаково как на фабрике, так и во всех областях деятельности, вплоть до медицины и адвокатуры. Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины, а современное общество - это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул. Муж в настоящее время должен в большинстве случаев добывать деньги, быть кормильцем семьи, по крайней мере в среде имущих классов, и это дает ему господствующее положение, которое ни в каких особых юридических привилегиях не нуждается. Он в семье - буржуа, жена представляет пролетариат. Но в области промышленности специфический характер тяготеющего над пролетариатом экономического гнета выступает со всей своей резкостью только после того, как устранены все признанные законом особые привилегии класса капиталистов и установлено полное юридическое равноправие обоих классов; демократическая республика не уничтожает противоположности обоих классов - она, напротив, лишь создает почву, на которой развертывается борьба за разрешение этой противоположности. Равным образом, своеобразный характер господства мужа над женой в современной семье и необходимость установления действительного общественного равенства для обоих, а также способ достижения этого только тогда выступят в полном свете, когда супруги юридически станут вполне равноправными. Тогда обнаружится, что первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества.