Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:11, реферат
Как показало все наше изложение, своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательной смене форм, заключается в том, что половой свободы, присущей групповому браку, все более и более лишаются женщины, но не мужчины. И, действительно, групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
* * *
Итак, мы имеем три
главные формы брака, в общем
и целом соответствующие трем
главным стадиям развития человечества
Дикости соответствует
Как показало все
наше изложение, своеобразие прогресса,
который проявляется в этой последовательной
смене форм, заключается в том,
что половой свободы, присущей групповому
браку, все более и более лишаются
женщины, но не мужчины. И, действительно,
групповой брак фактически существует
для мужчин и по настоящее время.
То, что со стороны женщины считается
преступлением и влечет за собой
тяжелые правовые и общественные
последствия, для мужчины считается
чем-то почетным или, в худшем случае,
незначительным моральным пятном, которое
носят с удовольствием. Но чем
больше старинный гетеризм изменяется
в наше время под воздействием
капиталистического товарного производства
и приспособляется к
Среди женщин проституция развращает только тех несчастных, которые становятся ее жертвами, да и их далеко не в той степени, как это обычно полагают. Зато всей мужской половине человеческого рода она придает низменный характер. Так, например, долгое пребывание в положении жениха в девяти случаях из десяти является настоящей подготовительной школой супружеской неверности.
Но мы идем навстречу
общественному перевороту, когда
существовавшие до сих пор экономические
основы моногамии столь же неминуемо
исчезнут, как и основы ее дополнения
- проституции. Моногамия возникла вследствие
сосредоточения больших богатств в
одних руках, - притом в руках мужчины,
- и из потребности передать эти
богатства по наследству детям именно
этого мужчины, а не кого-либо другого.
Для этого была нужна моногамия
жены, а не мужа, так что эта
моногамия жены отнюдь не препятствовала
явной или тайной полигамии мужа.
Но предстоящий общественный переворот,
который превратит в
Можно было бы не без основания ответить, что она не только не исчезнет, но, напротив, только тогда полностью осуществится. Потому что вместе с превращением средств производства в общественную собственность исчезнет также и наемный труд, пролетариат, а следовательно, и необходимость для известного, поддающегося статистическому подсчету числа женщин отдаваться за деньги. Проституция исчезнет, а моногамия, вместо того чтобы прекратить свое существование, станет, наконец, действительностью также и для мужчин.
Положение мужчин,
таким образом, во всяком случае сильно
изменится. Но ив положении женщин,
всех женщин, произойдет значительная
перемена. С переходом средств
производства в общественную собственность
индивидуальная семья перестанет быть
хозяйственной единицей общества. Частное
домашнее хозяйство превратится
в общественную отрасль труда. "Уход
за детьми и их воспитание станут общественным
делом; "общество будет одинаково
заботиться обо всех детях, будут
ли они брачными или внебрачными.
Благодаря этому отпадет
Здесь вступает в действие новый момент, который ко времени развития моногамии существовал самое большее лишь в зародыше, - индивидуальная половая любовь.
До средних веков
не могло быть и речи об индивидуальной
половой любви. Само собой разумеется,
что физическая красота, дружеские
отношения, одинаковые склонности и
т. п. пробуждали у людей различного
пола стремление к половой связи,
что как для мужчин, так и
для женщин не было совершенно безразлично,
с кем они вступали в эти
интимнейшие отношения. Но от этого
до современной половой любви
еще бесконечно далеко. На протяжении
всей древности браки заключались
родителями вступающих в брак сторон,
которые спокойно мирились с этим.
Та скромная доля супружеской любви,
которую знает древность, - не субъективная
склонность, а объективная обязанность,
не основа брака, а дополнение к нему.
Любовные отношения в современном
смысле имеют место в древности
лишь вне официального общества Пастухи,
любовные радости и страдания
которых нам воспевают Феокрит
и Мосх, Дафнис и Хлоя Лонга, - это
исключительно рабы, не принимающие
участия в делах государства,
в жизненной сфере свободного
гражданина. Но помимо любовных связей
среди рабов мы встречаем такие
связи только как продукт распада
гибнущего древнего мира, и притом
связи с женщинами, которые также
стоят вне официального общества,
- с гетерами, то есть чужестранками
или вольноотпущенницами в
Современная половая
любовь существенно отличается от простого
полового влечения, от эроса древних.
Во-первых, она предполагает у любимого
существа взаимную любовь, в этом отношении
женщина находится в равном положении
с мужчиной, тогда как для античного
эроса отнюдь не всегда требовалось
ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность
половой любви бывают такими, что
невозможность обладания и
Средневековье начинает с того, на чем остановился древний мир со своими зачатками половой любви, - с прелюбодеяния. Мы уже описали рыцарскую любовь, создавшую песни рас света. От этой любви, стремящейся к разрушению брака, до любви, которая должна стать его основой, лежит еще далекий путь, который рыцарство так и не прошло до конца. Даже переходя от легкомысленных романских народов к добродетельным германцам, мы находим в "Песне о Нибелунгах", что Кримхильда, хотя она втайне влюблена в Зигфрида не меньше, чем он в нее, когда Гунтер объявляет ей, что просватал ее за некоего рыцаря, и при этом не называет его имени, отвечает просто
"Вам не нужно меня просить как Вы мне прикажете, так я всегда и буду поступать кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь".{*55}
Ей даже в голову не приходит, что здесь вообще может быть принята во внимание ее любовь. Гунтер сватается за Брунхильду, а Этцель - за Кримхильду, которых они ни разу не видели, точно так же в "Гудрун" Зигебант ирландский сватается за норвежскую Уту, Хетель хегелингский - за Хильду ирландскую, наконец Зигфрид морландский, Хартмут орманский и Хервиг зеландский - за Гудрун, и только здесь последняя свободно решает в пользу Хервига. По общему правилу, невесту для молодого князя подыскивают его родители, если они еще живы, в противном случае он это делает сам, советуясь с крупными вассалами, мнение которых во всех случаях пользуется большим весом. Да иначе и быть не могло. Для рыцаря или барона, как и для самого владетельного князя, женитьба - политический акт, случай для увеличения своего могущества при помощи новых союзов; решающую роль должны играть интересы дома, а отнюдь не личные желания. Как в таких условиях при заключении брака последнее слово могло принадлежать любви?
То же самое было у цехового бюргера средневековых городов. Уже одни охранявшие его привилегии, создававшие все возможные ограничения цеховые уставы, искусственные перегородки, отделявшие его юридически здесь - от других цехов, там - от его же товарищей по цеху, тут - от его подмастерьев и учеников, - достаточно суживали круг, в котором он мог искать себе подходящую супругу. А какая из невест была паи более подходящей, решалось при этой запутанной системе безусловно не его индивидуальным желанием, а интересами семьи.
Таким образом, в
бесчисленном множестве случаев
заключение брака до самого конца
средних веков оставалось тем, чем
оно было с самого начала, - делом,
которое решалось не самими вступающими
в брак. Вначале люди появлялись
на свет уже состоящими в браке -
в браке с целой группой
лиц другого пола. В позднейших
формах группового брака сохранялось,
вероятно, такое же положение, только
при все большем сужении
Таково было положение к моменту, когда капиталистическое производство со времени географических открытий, благодаря развитию мировой торговли и мануфактуры, вступило в стадию подготовки к мировому господству. Можно было полагать, что этот способ заключения браков будет для него самым подходящим, и это действительно так и оказалось. Однако - ирония мировой истории неисчерпаема - именно капиталистическому производству суждено было пробить здесь решающую брешь. Превратив все в товары, оно уничтожило все исконные, сохранившиеся от прошлого отношения, на место унаследованных обычаев, исторического права оно поставило куплю и продажу, "свободный" договор. Английский юрист Г. С. Мейн полагал, что сделал величайшее открытие своим утверждением, что весь наш прогресс, сравнительно с предыдущими эпохами, состоит в переходе from status to contract {*56} - от унаследованного порядка к порядку, устанавливаемому свободным договором; впрочем, - насколько это вообще правильно, это было сказано уже в "Коммунистическом манифесте".
Но заключать
договоры могут люди, которые в
состоянии свободно располагать
своей личностью, поступками и имуществом
и равноправны по отношению друг
к другу. Создание таких "свободных"
и "равных" людей именно и было
одним из главнейших дел капиталистического
производства. Хотя это вначале происходило
еще только полусознательно и
вдобавок облекалось в религиозную
оболочку, все же со времени лютеранской
и кальвинистской реформации было твердо
установлено положение, что человек
только в том случае несет полную
ответственность за свои поступки,
если он совершил их, обладая полной
свободой воли, и что нравственным
долгом является сопротивление всякому
принуждению к безнравственному
поступку. Но как же согласовалось
это с прежней практикой
Эти вопросы не могли
не встать в такое время, когда
были ослаблены все старые узы
общества и поколеблены все