Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:11, реферат
Как показало все наше изложение, своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательной смене форм, заключается в том, что половой свободы, присущей групповому браку, все более и более лишаются женщины, но не мужчины. И, действительно, групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
С появлением патриархальной семьи мы вступаем в область писаной истории и вместе с тем в ту область, где сравнительное правоведение может оказать нам значительную помощь. И действительно, благодаря ему мы сделали здесь существенный шаг вперед. Мы обязаны Максиму Ковалевскому ("Очерк происхождения и развития семьи и собственности", Стокгольм, 1890, стр. 60-100) доказательством того, что патриархальная домашняя община, встречающаяся теперь еще у сербов и болгар под названием Zadruga (примерно означает содружество) или Bratstvo (братство) и в видоизмененной форме у восточных народов, образовала переходную ступень от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира. Это, по-видимому, действительно доказано, во всяком случае для культурных народов Старого света, для арийцев и семитов.
Южнославянская задруга представляет собой наилучший еще существующий образец такой семейной общины. Она охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их женами, причем все они живут вместе одним двором, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина (domacin), который представляет ее перед внешним миром, имеет право продавать мелкие предметы, ведает кассой, неся ответственность как за нее, так и за правильное ведение всего хозяйства. Он избирается и отнюдь не обязательно должен быть старшим по возрасту. Женщины и выполняемые ими работы подчинены руководству домохозяйки (donaacica), которой обыкновенно бывает жена домачина. Она играет также важную, часто решающую роль при выборе мужей для девушек общины. Но высшая власть сосредоточена в семейном совете, в собрании всех взрослых членов общины, как женщин, так и мужчин. Перед этим собранием отчитывается домохозяин; оно принимает окончательные решения, вершит суд над членами общины, выносит постановления о более значительных покупках и продажах - особенно когда дело касается земельных владений - и т. д.
Только приблизительно десять лет тому назад было доказано, что такие большие семейные общины продолжают существовать и в России; теперь общепризнанно, что они столь же глубоко коренятся в русских народных обычаях, как и сельская община. Они фигурируют в древнейшем русском сборнике законов, в "Правде" Ярослава, под тем же самым названием (vervj{*37}), как и в далматинских законах, и указания на них можно найти также в польских и чешских исторических источниках.
У германцев также,
согласно Х¬йслеру ("Основные начала
германского права"), хозяйственной
единицей первоначально являлась не
индивидуальная семья в современном
смысле, а "домашняя община", состоящая
из нескольких поколений со своими
семьями и притом довольно часто
охватывающая и несвободных. Римскую
семью также относят к этому
типу, и в соответствии с этим
в последнее время подвергают
весьма большому сомнению как абсолютную
власть домохозяина, так и бесправие
по отношению к нему остальных
членов семьи. У кельтов также, по-видимому,
существовали подобные семейные общины
в Ирландии; во Франции они сохранились
в Ниверне вплоть до французской
революции под названием parconneries,
а во Франш-Конте они и до настоящего
времени еще не совсем исчезли. В
районе Луана (департамент Соны и
Луары) встречаются большие
В Индии домашняя община с совместной обработкой земли упоминается уже Неархом в эпоху Александра Великого и она существует еще и теперь в той же местности, в Пенджабе, и на всем северо-западе страны. На Кавказе Ковалевский сам смог доказать ее существование. В Алжире она еще существует у кабилов. Она встречалась, по-видимому, даже в Америке; ее предполагают найти в "calpullis" древней Мексики, которые описывает Сурита; напротив, Кунов ("Ausland" № 42-44, 1890) довольно ясно доказал, что в Перу ко времени его завоевания существовало нечто вроде маркового строя (причем удивительно, что эта марка также называлась marca), с периодическими переделами обработанной земли, следовательно, с индивидуальной обработкой земли.
Во всяком случае патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли приобретает теперь совсем иное значение, чем раньше. Мы уже не можем подвергать сомнению ту важную роль, которую она играла у культурных и некоторых других народов Старого света при переходе от семьи, основанной на материнском праве, к индивидуальной семье. В последующем изложении мы еще вернемся к сделанному Ковалевским дальнейшему выводу, что она была также переходной ступенью, из которой развилась сельская община, или община-марка, с индивидуальной обработкой земли отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и лугов.
Относительно семейной жизни внутри этих домашних общин следует заметить, что по крайней мере в России о главах семей известно, что они сильно злоупотребляют своим положением по отношению к молодым женщинам общины, особенно к своим снохам, и часто образуют из них для себя гарем; русские народные песни весьма красноречивы на этот счет.
Прежде чем перейти
к моногамии, быстро развивающейся
с падением материнского права, скажем
еще несколько слов о многоженстве
и многомужестве. Обе эти формы
брака могут быть только исключениями,
- так сказать, историческими предметами
роскоши, - не считая разве только одновременного
существования их обоих в какой-либо
стране, чего, как известно, не бывает.
Так как, следовательно, оказавшиеся
вне многоженства мужчины не могли
находить утешения у женщин, ставших
излишними вследствие многомужества,
число же мужчин и женщин, независимо
от социальных учреждений, до сих пор
было почти одинаковым, то ни та, ни
другая форма брака сама по себе
не могла стать общепринятой. В
действительности, многоженство одного
мужчины было, очевидно, результатом
рабства и было доступно только лицам,
занимавшим исключительное положение.
В патриархальной семье семитского
типа в многоженстве живет только
сам патриарх и, самое большее, несколько
его сыновей, остальные должны довольствоваться
одной женой. Так обстоит дело
еще в настоящее время на всем
Востоке; многоженство - привилегия богатых
и знатных и осуществляется главным
образом путем покупки рабынь;
масса народа живет в моногамии.
Такое же исключение представляет многомужество
в Индии и Тибете; небезынтересный,
без сомнения, вопрос о его происхождении
из группового брака {*38} подлежит еще
дальнейшему изучению. Впрочем, в
своей практике многомужество, по-видимому,
отличается гораздо большей терпимостью,
чем ревнивый режим магометанских
гаремов. Так по крайней мере у
наиров в Индии, хотя каждые трое, четверо
и более мужчин имеют одну общую
жену, однако каждый из них может
наряду с этим иметь совместно
с другими тремя и более
мужчинами вторую жену, равно как
и третью, четвертую и т. д. Удивительно,
что Мак-Леннан, описывая эти брачные
клубы, члены которых могут
4. Моногамная семья.
Она возникает из парной семьи,
Во всей своей
суровости новая форма семьи
выступает перед нами у греков.
В то время, замечает Маркс,{*41} как
положение богинь в мифологии
рисует нам более ранний период,
когда женщины занимали еще более
свободное и почетное положение,
в героическую эпоху мы застаем
женщину уже приниженной
У греков более позднего
периода следует проводить
Совершенно иное
положение мы находим у ионийцев,
для которых характерны Афины. Девушки
учились лишь прясть, ткать и шить,
самое большее - немного читать и
писать. Они жили почти затворницами,
пользовались обществом лишь других
женщин. Женский покой находился
в обособленной части дома, в верхнем
этаже или в глубине, куда мужчинам,
в особенности чужим, нелегко
было проникнуть и куда женщины удалялись
при посещении дома мужчинами. Женщины
не выходили без сопровождения рабыни;
дома они буквально находились под
стражей; Аристофан упоминает о
молосских собаках, которых держали
для устрашения нарушителей супружеской
верности, а, по крайней мере в азиатских
городах, для надзора за женщинами
держали евнухов, которые уже
во время Геродота фабриковались
на острове Хиос для продажи и,
согласно Ваксмуту, не для одних
только варваров. У Еврипида жена обозначается
словом oikurema,{*45} как вещь для присмотра
за хозяйством (слово это среднего
рода), и для афинянина она
Эта афинская семья
с течением времени сделалась
образцом, по которому устраивали свои
домашние порядки не только остальные
ионийцы, но постепенно и все греки
как внутри страны, так и в колониях.
Однако, вопреки всему этому
Таково было происхождение
моногамии, насколько мы можем проследить
его у самого цивилизованного
и наиболее развитого народа древности.
Она отнюдь не была плодом индивидуальной
половой любви, с которой она
не имела абсолютно ничего общего,
так как браки по-прежнему оставались
браками по расчету. Она была первой
формой семьи, в основе которой лежали
не естественные, а экономические
условия {*46} - именно победа частной
собственности над
Таким образом, единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше в качестве высшей формы этого союза. Напротив. Оно появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествующей истории противоречия между полами. В одной старой ненапечатанной рукописи 1846 г., принадлежащей Марксу и мне, я нахожу следующее: "Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для производства детей".{*48} К этому я могу теперь добавить: первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие - это та клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий.