Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:11, реферат
Как показало все наше изложение, своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательной смене форм, заключается в том, что половой свободы, присущей групповому браку, все более и более лишаются женщины, но не мужчины. И, действительно, групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
"Ежегодно повторявшееся
принесение этой жертвы
У других народов религиозная оболочка отсутствует: у некоторых - в древности у фракийцев, кельтов и др., в настоящее время еще у многих коренных обитателей Индии, у малайских народов, у тихоокеанских островитян и у многих американских индейцев - девушки пользуются до своего замужества полнейшей половой свободой. Это особенно распространено почти всюду в Южной Америке, что может засвидетельствовать каждый, кто проникал хоть немного в глубь этого материка. Так Агассис ("Путешествие в Бразилию", Бостон и Нью-Йорк, 1886, стр. 266) рассказывает следующее об одной богатой семье индейского происхождения. Когда он познакомился с дочерью, он спросил об ее отце, полагая, что это муж ее матери, который участвовал в это время в качестве офицера в войне с Парагваем, но мать с улыбкой ответила: nao tern pai, e filha da fortuna - у нее нет отца, она - дитя случая.
"Так всегда
говорят индейские женщины и
метиски без стыда и стеснения
о своих внебрачных детях; и
это вовсе не исключение, исключением,
по-видимому, является скорее обратное.
Дети... часто знают только свою
мать, потому что все заботы
и ответственность падают на
нее; о своем отце они ничего
не знают, да и женщине,
То, что здесь цивилизованному человеку представляется странным, согласно материнскому праву и в условиях группового брака является попросту правилом.
У одних народов
друзья и родные жениха или приглашенные
на свадьбу гости предъявляют
во время самой свадьбы
"Мы постановляем
и объявляем, что
Бахофен, далее, безусловно
прав, когда настойчиво утверждает,
что переход от того, что он называет
"гетеризмом", или "греховным
зачатием", к единобрачию совершился
главным образом благодаря
Парная семья возникла на рубеже между дикостью и варварством, большей частью уже на высшей ступени дикости, кое-где лишь на низшей ступени варварства. Это - характерная форма семьи для эпохи варварства, так же как групповой брак - для дикости, а моногамия - для цивилизации. Для дальнейшего развития парной семьи в прочную моногамию нужны были иные причины, чем те, которые, как мы видели, действовали до сих пор. Уже в парном сожительстве группа была сведена к своей последней единице, своей двухатомной молекуле, - к одному мужчине и одной женщине. Естественный отбор завершил свое дело путем проводимых все дальше изъятий из брачного общения; в этом направлении ему уже ничего не оставалось делать. И если бы, следовательно, не начали действовать новые, общественные движущие силы, то не было бы никакого основания для возникновения из парного сожительства новой формы семьи. Но такие движущие силы вступили в действие.
Мы покидаем теперь Америку, эту классическую почву парной семьи. Нет никаких признаков, которые позволяли бы заключить, что здесь развилась более высокая форма семьи, что здесь до открытия и завоевания когда-либо существовала где-нибудь прочная моногамия. Иначе обстояло дело в Старом свете.
Здесь приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатства и породили совершенно новые общественные отношения. Вплоть до низшей ступени варварства постоянное богатство состояло почти только из жилища, одежды, грубых украшений и орудий для добывания и приготовления пищи: лодки, оружия, домашней утвари простейшего вида. Пищу приходилось изо дня в день добывать вновь. Теперь же прогрессировавшие пастушеские народы - арийцы в индийском Пятиречье и в области Ганга, как и в еще гораздо более богатых в ту пору водой степях бассейнов рек Оксуса и Яксарта, семиты по Евфрату и Тигру - приобрели в стадах лошадей, верблюдов, ослов, крупного рогатого скота, овец, коз и свиней имущество, которое требовало только надзора и самого примитивного ухода, чтобы размножаться все в большем и большем количестве и доставлять обильнейшую молочную и мясную пищу. Все прежние способы добывания пищи отступили теперь на задний план; охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь роскошью.
Но кому принадлежало
это новое богатство? Первоначально,
безусловно, роду. Однако уже рано должна
была развиться частная
Ибо теперь изобретено
было также и рабство. Для человека
низшей ступени варварства раб был
бесполезен. Поэтому американские индейцы
обращались с побежденными врагами
совсем не так, как с ними поступали
на более высокой ступени
Такие богатства, поскольку
они однажды перешли в частное
владение отдельных семей {*31} и быстро
возрастали, нанесли сильный удар
обществу, основанному на парном браке
и на материнском роде. Парный брак
ввел в семью новый элемент. Рядом
с родной матерью он поставил достоверного
родного отца, который, к тому же,
вероятно, был даже более достоверен,
чем иные современные "отцы". Согласно
существовавшему тогда
Согласно материнскому праву, следовательно, до тех пор, пока происхождение считалось только по женской линии, а также в соответствии с первоначальным порядком наследования в роде, умершему члену рода наследовали его сородичи, Имущество должно было оставаться внутри рода. Ввиду того, что составлявшие его предметы были незначительны, оно на практике, вероятно, искони переходило к ближайшим сородичам, следовательно - к кровным родственникам со стороны матери. Но дети умершего мужчины принадлежали не к его роду, а к роду своей матери; они наследовали матери первоначально вместе с остальными ее кровными родственниками, позднее, возможно, - в первую очередь; но своему отцу они не могли наследовать, так как не принадлежали к его роду, имущество же отца должно было оставаться в этом последнем. Следовательно, после смерти владельца стад его стада должны были переходить прежде всего к его братьям и сестрам и к детям его сестер или же к потомкам сестер его матери. Его же собственные дети оказывались лишенными наследства.
Таким образом, по мере
того как богатства росли, они, с
одной стороны, давали мужу более
влиятельное положение в семье,
чем жене, и, с другой стороны, порождали
стремление использовать это упрочившееся
положение для того, чтобы изменить
традиционный порядок наследования
в пользу детей. Но это не могло
иметь места, пока происхождение
велось в соответствии с материнским
правом. Поэтому последнее должно
было быть отменено, и оно было отменено.
Это было совсем не так трудно, как
нам теперь представляется. Ведь этой
революции - одной из самых радикальных,
пережитых человечеством, - не было
надобности затрагивать ни одного из
живущих членов рода. Все они могли
оставаться и далее тем, чем были
раньше. Достаточно было простого решения,
что на будущее время потомство
членов рода мужчин должно оставаться
внутри него, тогда как потомство
женщин должно исключаться из него
и переходить в род своего отца.
Этим отменялось определение происхождения
по женской и право наследования
по материнской линии и вводилось
определение происхождения по мужской
и право наследования по отцовской
линии. Мы ничего не знаем о том, как
и когда эта революция
Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Это приниженное положение женщины, особенно неприкрыто проявившееся у греков героической и - еще более - классической эпохи, постепенно было лицемерно прикрашено, местами также облечено в более мягкую форму, но отнюдь не устранено.
Первый результат установившегося таким образом единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме - патриархальной семье. Ее главная характерная черта - не многоженство, о котором речь будет ниже, а
"организация
известного числа лиц,
Существенными признаками
такой семьи являются включение
в ее состав несвободных и отцовская
власть; поэтому законченным типом
mb.) формы семьи является римская
семья. Слово familia первоначально означает
не идеал современного филистера, представляющий
собой сочетание
"Это выражение,
таким образом, не древнее
Маркс к этому добавляет: "Современная семья содержит в зародыше не только рабство (servitus), но и крепостничество, так как она с самого начала связана с земледельческими повинностями. Она содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве".{*35}
Такая форма семьи означает переход от парного брака к моногамии. Чтобы обеспечить верность жены, а следовательно, и происхождение детей от определенного отца, жена отдается под безусловную власть мужа; если он ее убивает, он только осуществляет свое право.{*36}