Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

Обязательственное право  по ГК – право одного лица (кредитора) требовать от другого лица (должника) определенного действия или воздержания  от действия.

 

ГК устанавливал условия  недействительности сделки:

 

1) цель сделки – нарушение  закона;

 

2) обман, угроза или  нужда – причина заключения  сделки;

 

3) мнимые, притворные.

 

Виды наследования: по закону и завещанию.

 

Законными наследниками признавались: супруг; нисходящие прямые родственники: дети, внуки, правнуки; нетрудоспособные и неимущие лица (иждивенцы умершего).

 

Принципы наследования по закону – равенство долей наследственной массы.

 

Завещание допускало возложение на наследника исполнить определенные обязанности.

 

Срок принятия наследства – 6 месяцев со дня его открытия. Если имущество не было принято наследниками, то оно переходило государству.

 

Декрет ЦИК и СНК  СССР от 30 января 1926 г. «Основы авторского права» установил, что объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства. Авторские  права действовали в течение 25 лет со дня создания произведения.

 

Социалистическая природа  регулирования имущественных отношений  проявлялась в праве государства  на принудительный выкуп любого произведения.

77. Уголовный кодекс РСФСР  1922 г. Основные начала уголовного  законодательства СССР и союзных  республик 1924 г. Уголовный кодекс  РСФСР 1926 г 

 

Широкая кодификация 20-х гг. XX в. затронула и уголовное законодательство.

 

В 1922 г. начал действовать  первый УК РСФСР.

 

В структуру данного нормативного акта включалось: введение; общая часть; особенная часть.

 

Преступление (УК 1922 г.) –  общественно опасное действие или  бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку.

 

Основание уголовной ответственности  – вина, которая может быть выражена как в форме умысла, так и  в форме неосторожности.

 

Цели наказания: воспитательная, общая и частная превенции.

 

Правосудие по уголовным  делам стало исключительным правом судов.

 

Первое место по общественной опасности принадлежало государственным  преступлениям: контрреволюционные преступления, вооруженные восстания, вторжение  на территорию страны, шпионаж, террористические акты и др.

 

Выделялись и другие преступления:

 

1) против порядка управления;

 

2) должностные, хозяйственные,  имущественные и т. д.

 

Условия освобождения от уголовного наказания:

 

1) возраст преступника  – менее 14 лет;

 

2) необходимая оборона.

 

В связи с образованием СССР в октябре 1924 г. были приняты  «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик». А в 1926 г. на его основе – новый УК РСФСР.

 

Особенности кодификации:

 

1) высшей юридической силой  обладал общесоюзный УК;

 

2) ужесточение уголовного  законодательства и мер наказания.

 

Наказания:

 

1) изгнание из пределов  РСФСР на срок или бессрочно;

 

2) лишение свободы;

 

3) принудительные работы;

 

4) условное осуждение;

 

5) конфискация имущества  и др.

 

Часть уголовных преступлений регулировалась специальным законодательством, среди которого можно назвать:

 

1) постановление ЦИК и  СНК СССР «Об охране имущества  государственных предприятий, колхозов  и кооперации и укреплении  общественной (социалистической) собственности»  от 7 августа 1932 г. Общественная  собственность (по Постановлению)  – основа советского строя  и подлежит особой охране. Лица, покушавшиеся на общественную  собственность – враги народа. Хищение общественной собственности  наказывалось расстрелом с конфискацией  имущества либо при наличии  смягчающих обстоятельств – лишением  свободы на срок не менее  10 лет, но конфискация имущества  обязательна;

 

2) Указ «Об уголовной  ответственности за мелкие кражи  на производстве и за хулиганство»  ПВС СССР 10 августа 1940 г. Мелкие  кражи наказывались лишением  свободы на срок не менее  года;

 

3) постановление ЦИК и  СНК СССР «О мерах борьбы  с преступностью среди несовершеннолетних».  Устанавливал возраст уголовной  ответственности – 12 лет за  тяжкие преступления (кража, убийство, насилие, физическое увечье). Устанавливало  уголовную ответственность за подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, за принуждение к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством;

 

4) Исправительно-трудовой  кодекс РСФСР от 16 октября 1924 г.

 

Уголовно-исправительные учреждения:

 

1) для применения мер  социальной защиты исправительного  характера;

 

2) для применения мер  социальной зашиты медико-педагогического  характера;

 

3) для применения мер  социальной защиты медицинского  характера.

78. Положение о государственных  промышленных трестах 

 

Период НЭПа связывается  с распространением хозяйственных  обществ. Появилась потребность  в законодательном регулировании  их правового положения. Это и  было сделано Положением «О трестах» 10 апреля 1923 г.

 

Положение допускало учреждение государственных трестов.

 

Трест – простейшая форма  хозяйственного общества. Тресты учреждались  в промышленном хозяйстве.

 

Государственные тресты в  СССР обладали статусом юридического лица. Положение о трестах устанавливало, что трест является объединением родственных промышленных предприятий  и одновременно – основным производственным и хозяйствующим субъектом гражданских  правоотношений в РСФСР.

 

Признаки государственных  трестов:

 

1) права и обязанности  юридических лиц (например, право  от своего имени выступать  в гражданском обороте, быть  истцом и ответчиком в суде  и арбитраже);

 

2) обособленное имущество  треста, но не входящее в объем  собственности треста;

 

3) право собственности  на произведенную продукцию и  свободное распоряжение ею.

 

Положение закрепляло принципы государственных хозяйственных  учреждений – коммерческий расчет при наличии цели извлечения прибыли.

 

Общая политика НЭПа (и Положение) предоставляла часть национализированных  средних и мелких предприятий  кооперативным объединениям граждан  и частным лицам на правах аренды, т. е. появлялись черты капиталистической  системы экономики с определенными  социалистическими особенностями (предприятия  по-прежнему находились в собственности  государства) – государственного капитализма.

 

Признаки государственного капитализма:

 

1) договор аренды предприятий  включал в себя только те  условия (в том числе и определяющие  права и обязанности арендатора), которые устанавливало государство;

 

2) государство было вправе  заключать с гражданами и их  кооперативными объединениями договоры  коммерческой концессии, т. е.  передавать хозяйственные объекты  (предприятия) в аренду иностранцам,  при этом концессионеры должны  были подчиняться условиям договора, определенным Советским государством, например размер заработной платы  рабочим этих предприятий должен  быть установлен не ниже законодательно  закрепленного в РСФСР, а рабочее  время – не более 40-часовой  рабочей недели, при обязательном  предоставлении отпусков рабочим  и всех установленных в тот  момент в РСФСР гарантий и  компенсаций работникам.

 

Главное право по условиям договора Советского государства с  трестами о предоставлении имущества  предприятия – право хозяйственного ведения, т. е. все имущество предприятия  не могло быть собственностью треста, который лишь имел права на улучшение  этого имущества, его увеличение и затраты на содержание предприятия.

 

Имущество предприятия включало в себя: собственно производственный объект, прилегающую необходимую  территорию, техническое оборудование и т. д.

 

Особенности взаимных прав и  обязанностей государства и трестов:

 

1) государство не отвечало  по долгам трестов, но и тресты  не отвечали по долгам государства;

 

2) вся прибыль треста  должна была отчисляться в  доход казны, в собственность  треста (на счет резервного капитала) переходило только 20 % от прибыли  и отчисления в фонд улучшения  быта рабочих и фонды материального  поощрения.

79. Правоохранительные органы  в период НЭПа 

 

Среди первых в числе правоохранительных органов можно выделить прокуратуру, деятельность которой регулировалась Положением «О прокурорском надзоре», утвержденным ПВС СССР 28 мая 1922 г.

 

Статус прокуратуры: отдел  наркомата юстиции, прокуратура  не была независимой, местные прокуроры  были подотчетны местным исполкомам.

 

Собственно прокуратура  СССР была образована 17 декабря 1933 г. по Положению «О Прокуратуре СССР». Положение утвердило систему  прокуратуры СССР и союзных республик:

 

1) прокурор СССР, его заместители  – высшее должностное лицо  прокуратуры, ему подотчетны все  иные прокуроры, назначался ЦИК  СССР;

 

2) прокуроры республик  – высшие должностные лица  прокуратуры республики, наркомы  юстиции;

 

3) местные прокуроры (городов,  районов) – подчинены прокурору  республики, назначались на должность  также прокурором республики.

 

Компетенция прокуратуры:

 

1) надзор за законностью  действий всех органов власти, организаций и частных лиц  (общий надзор);

 

2) надзор за органами  дознания, следствия, ГПУ;

 

3) поддержание обвинения  в суде;

 

4) надзор за местами  лишения свободы.

 

Полномочия прокуроров:

 

1) внесение представления  об отмене незаконных актов;

 

2) внесение протестов в  вышестоящие органы на незаконные  действия органов власти и  незаконные приговоры судов в  кассационном м надзорном порядке;

 

3) возбуждение уголовных  дел;

 

4) давать указания и  разъяснения органам дознания  и следствия;

 

5) утверждение обвинительных  заключений;

 

6) освобождение незаконно  содержащихся под стражей.

 

Положение «Об Объединенном государственном политическом управлении»  Президиума ЦИК 15 ноября 1923 г. – основа образования СОГПУ. На местах формировались  местные органы СОГПУ.

 

ОГПУ – конституционный  орган на правах народного комиссариата.

 

Компетенция ОГПУ: борьба с  контрреволюционными выступлениями, вредительскими организациями, бандитизмом.

 

Полномочия ОГПУ:

 

1) оперативно-розыскная деятельность;

 

2) расследование уголовных  дел в пределах своей компетенции;

 

3) применение репрессий.

 

ОГПУ было одним из судебных органов (Судебная коллегия), не являющихся судами.

 

Постановление ЦИК и СНК  СССР от 15 декабря 1930 г. ликвидировало  народные комиссариаты внутренних дел  союзных и автономных республик. Теперь (25 мая 1931 г.) действовало Положение  «О рабоче-крестьянской милиции».

 

Милиция была административно-исполнительным органом советской власти.

 

Основной задачей милиции  являлась охрана революционного порядка  и общественной безопасности.

 

Компетенция милиции:

 

1) проведение в жизнь  законов и распоряжений центральных  и местных органов власти в  пределах своей компетенции;

 

2) борьба с преступностью  и расследование уголовных дел;

 

3) защита и охрана государственного  и общественного имущества;

 

4) обеспечение личной безопасности  и имущества граждан.

 

Система рабоче-крестьянской милиции:

 

1) главные управления милиции  союзных республик – главные  органы милиции (они формировались  при СНК республик);

 

2) управления милиции:  краевые, областные, автономных  республик, районные и городские  – местные органы. При милиции  формировались добровольные общества, которыми руководила милиция.

 

В зависимости от компетенции  органы милиции подразделялись на: общие; ведомственные.

80. Конституция СССР 1924 г 

 

Конституция СССР 1924 г. –  следствие образования СССР.

 

Планы союзного объединения:

 

1) Ленин считал, что СССР  должен основываться на конфедеративных  началах, революция пойдет на  Запад, и любое государство  сможет присоединиться к конфедерации;

 

2) Сталин напротив: союзу  будет проще противостоять врагам, если государство будет унитарным.

 

Конституция 1924 г. констатировала факт создания нового союзного Советского государства и включала 2 раздела:

 

1) Декларация об образовании  СССР;

 

2) Договор об образовании  СССР, подписанный вначале РФ, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой,  а позднее к нему присоединились  Узбекистан и Туркменистан.

 

Принципы объединения  советских республик в единое государство (по Декларации):

 

1) добровольность;

 

2) равноправие;

 

3) сохранение суверенности  республик и право их свободного  выхода из СССР; право республик  на обязательное их согласие  в случае изменения их территорий.

 

Договор содержал основные положения  организации власти и устройства СССР, образующие 11 глав: о предметах  ведения верховной власти органов  власти СССР, о съезде Советов, о  Центральном исполнительном комитете, о Верховном Суде СССР и др.

 

Система высших органов власти по Договору:

 

1) высший орган власти  СССР – съезд Советов СССР (временный; в период между  его съездами высший орган  власти СССР – ЦИК);

 

2) ЦИК СССР (формировался  из Союзного Совета, избранного  съездом из представителей республик  пропорционально их населению,  и Совета Национальностей, формируемого  из представителей союзных и  автономных республик и представителей  автономных областей; Президиум  ЦИК в период между съездами  обладал полномочиями высшего  законодательного и исполнительного  органа власти СССР);

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"