Тактика и стратегия ведения боя русскими полководцами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Описание

Зарождение массовых постоянных армий, поступление на их вооружение более совершенного огнестрельного оружия и то, что они получили более стройную организацию и более прогрессивные методы обучения и воспитания, оказали влияние на характер военных действий и военное искусство. Постепенно вооруженная борьба приобрела более широкий размах. В ней стали принимать участие большие по численности армии, боевые действия развертывались одновременно на нескольких направлениях или театрах. Все это вело к быстрому развитию стратегии и тактики.

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2.doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)

       Во  время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Суворов разработал основные принципы новой тактики колонн, в основу которых легло его учение о  наступательном бое. На польском театре он применяет рассыпной строй. На турецком - рассыпной строй в сочетании с колонной (Туртукай), батальонные каре (Козлуджи). 

       Переход к расчлененным боевым порядкам потребовал теоретического осмысливания и обобщения  боевого опыта для доведения  его до войск. В приказах 1774 и 1778 годов был обобщен опыт русско-турецкой войны 1768-1774 гг., на крымских маневрах показаны новые способы ведения военных действий. 

       Главная задача, доставленная в приказах, -- освоение принципов наступательного  боя. «Господам полковым командирам в каждом полку весьма затвердить:... фронтовые маневры, завороты, наступательные движения, фланговые обращения фронтов... о том обучать сему и с стрельбою, которая не должна исправляться множеством патронов, но цельным прикладом и скорым зарядом». На маневрах рекомендовалось обучать колонны твердым и весьма поспешным движениям, маршам и обращениям во все стороны, а затем новым боевым порядкам. «В поле варвары побеждаются: страшными им пехотными кареями, исходящими из него картечами и мелкою пальбою...», которые и составляют основу боевого порядка. Сочетание рассыпного строя и каре, а также рассыпного строя и колонн могут варьироваться в зависимости от местности и обстановки. В приказе от 1778 г. Суворов выдвигает ряд новых тактических идей. 

       Особенный интерес представляют указания Суворова об обучении меткой стрельбе, для чего он рекомендовал на «примерной пальбе разбивать доски пулями, в мишенные меты... Мишенной стрельбе обучать вначале: одиначкою, шестками в ширенге, карпоральною ротною ширенгою, рядами, карпоральствами, ротами, баталионами». Наконец, и что особенно важно, Суворов предложил иметь «в каждом пехотном карпоральстве ротных четыре стрелка; сии бьют в их ранжире... Сколько ж сие служит для соблюдения огня, известно тонкой практике военной». 

       Вторая  идея заключалась в использовании  полевых инженерных укреплений. 

       На  маневрах вполне определялись те формы  и методы ведения боя, которые  Суворов применил столь мастерски  в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Однако в них еще не видно  сквозных атак, нет атаки на заднюю шеренгу. 

       Главной задачей была быстрота маневра, а  целью обучения - способ атаки развернутым  строем первой линии неприятеля, затем  колоннами или каре второй линии. Не менее важно было развитие глазомера - когда проходят «картечную черту» полевой артиллерии (200 м), полковой артиллерии (120-150 м) и «верную черту пуль» (50-60 м). Значение маневров Суворов сформулировал четко и ясно: «Военное обучение должно служить упражнением вышним начальникам над их нижними». Полагая, что «производить его (нужно) во всякое способное время, по силе описания воинского строя 1763 года», Суворов считал себя свободным в выборе форм эволюции. Задачей маневра является обучение действиям крупными массами, причем «нужно наблюдение в эскадронах интервалов, для врубки сквозь оные второй кавалерийской линии»... Казаков обучать сильному употреблению дротика, по донскому его размеру, в атаке, сшибке и погоне. И пехоту разным маршам, быстрым движениям раз построй но, обращениям вперед и эволюциям, употреблению штыка и ружья, к скорому заряжанию, жесткой атаке, а особливо полковыми и баталионными кареями». 

       Особо важным Суворов считал проведение больших  маневров для того, чтобы «твердо  обучать целыми частями войска по способностям». Таким образом, войска Суворова освоили основные положения новой тактики для ведения военных действий против турок. Правильность боевой подготовки поиск Суворова подтвердила русско-турецкая война 1787-1791 гг. В сражениях при Фокшанах и Рымнике оправдали себя сочетание рассыпного строя и каре и наступление, как основной вид боевых действий. Огромную роль сыграл также опыт Суворова под Измаилом для разработки полевой фортификации и новых методов штурма крепостей. 

       Самый интересный этап военно-педагогической деятельности Суворова составляет, пожалуй, тульчинский период. Именно в этот период он заканчивает разработку «Науки побеждать». Ей непосредственно предшествует приказ Суворова 1794 г., в котором сформулирован ряд положений, вошедших затем в «Науку побеждать». 

       В «Науке побеждать» Суворов сформулировал свои принципы наступательного боя: глазомер, быстрота и натиск. Для проведения всех этих видов наступательного боя Суворов рекомендует линии, колонны и каре. Смысл всех учений и состоял в освоении новых принципов боя. Быстрота, стремительность и натиск делали учения короткими, но чрезвычайно напряженными. «Солдат ученье любит, - говорил Суворов, - было бы коротко, да с толком». 

       Суворов проводил марши, развертывал, строил в  линии, сводил войска в колонны и  т. п. с одной целью - научить солдат из любого положения и в любых условиях вступить в бой и перейти в атаку. Сначала Суворов рекомендовал односторонние атаки, позже он перешел к атакам двусторонним. Для проведения атак Суворов разделял свои силы на две половины, затем они начинали сближение; подойдя друг к другу на 100 шагов, войска бросались в атаку бегом с ружьями на-перевес. Атака производилась при пушечном и ружейном огне. 

       В 1799 г. Суворов возглавил союзную  русско-австрийскую армию. Предстояла борьба с хорошо подготовленной французской армией, воспитанной на принципах тактики колонн и рассыпного строя. Во главе ее стояли такие мастера военного дела, как Моро, Жубер, Массена. Австрийская же армия не отступила еще от фридриховских канонов и, несмотря на неудачи 1792 г., продолжала упорно держаться устаревших способов боя. 

       Суворов еще в 1796 г. требовал, чтобы обучение производилось в действиях колоннами, считая возможными будущие столкновения с французами: «Они воюют на немцев и иных колоннами. Есть ли бы нам  случилось против их, то надобно нам их бить колоннами ж». Правильность суворовских принципов была подтверждена победой при Адде, Треббии, Нови, где русские и австрийские войска дрались с большим успехом. «Здесь при мне и немцы хорошо воюют»... и тут же добавил: «Но без меня их все равно побьют». Это предсказание русского полководца подтвердилось очень быстро. Австрийцы забыли уроки Суворова и были жестоко биты Наполеоном в 1800, 1805, 1809 годах. 

       Суворовскую тактику изучали во всей Европе. Моро, Макдональд и другие полководцы почтительно отзывались о великом русском полководце, а Наполеон позже внимательно изучил все кампании Суворова и не раз применял его опыт на практике. В то же время нужно сказать, что Суворова не понимали в Европе. Например, австрийцы считали, что Суворову всегда и везде сопутствовало счастье. 

       Не  менее важное место в подготовке войск занимало воинское воспитание. Система воспитательных мер Суворова такова. 

       Суворов считал военную службу служением  отечеству и поэтому стремился  внедрить в сознание солдат чувство долга, доведенного до сознания необходимости самопожертвования. 

       Важное  место занимало в суворовской  системе формирование у солдат чувства  национальной гордости, чести и славы  русского оружия. «Нам честь и слава», «Неприятель от нас дрожит», «Мы  русские и поэтому победим», -- говорил он солдатам. 

       Огромное  значение придавал Суворов воспитанию в войсках высокого воинского  духа. В это понятие вкладывал  он целый комплекс «нравственных  качеств. Важнейшим средством воспитания воинского духа было у Суворова обращение к славным традициям полков. 

       Воспитание  храбрости, твердости и смелости может быть осуществлено только при  умении обращаться с солдатом. «Люби  солдата, - говорил Суворов, - и он будет любить тебя». 

       Суворов требовал от командиров, чтобы они  воспитывали у солдат упорство, настойчивость и инициативу. Опаснее всего, говорил он, «проклятая немогузнайка, намека, загадка, лживка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка». Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву…». Суворов был твердо убежден, что высокий моральный дух армии - первое условие для победы. 

       Развивая  в своих солдатах твердость, мужество, инициативу и наказывая за «немогузнайство», Суворов вместе с тем воспитывал в них великодушие, благородство и самоотверженность. «Сам погибай, а товарища выручай», - говорил он. «Не менее оружия поражать противника человеколюбием». 

       Таков, в основном, тот нравственный кодекс, на который опирался Суворов в  своей воспитательной деятельности. Но он, как и другие полководцы прошлого, рассматривал моральный фактор «изолированно, вне связи с характером войны, социально-политических, экономических и морально-идеологических основ воюющего государства, в отрыве от народных масс - главного источника силы, определяющей, в конечном счете, победу над врагом». 

       Система Суворова была самой передовой для  второй половины XVIII в. В ней были воплощены все лучшие традиции Русской военной школы, и поэтому она завоевала первенствующее положение в русской армии. Система обучения и воспитания войск Суворова имела широкое распространение в армии, но не была признана официально, потому что реакционные круги при Екатерине II, а позже при Павле I видели ней «опасное вольнодумство» в момент обострения борьбы с революцией. Вот почему подвергся опале сам Суворов. Павлом I была также изгнана из русской армии и суворовская система. На ее место царь стал насаждать чуждую русской армии и русскому народу, но близкую русской реакции прусскую систему. 

       Имя Суворова и его опыт старались  замолчать, и это удалось сделать  русским ретроградам настолько, что только после буржуазных реформ XIX в. Суворова-мыслителя пришлось как бы заново «открывать» и снова изучать его боевой опыт. Однако образ его опять был искажен. Дворянская буржуазная историография изображала Суворова гениальным чудаком, баловнем счастья, выигравшим без труда все свои 63 сражения. Она не считала Суворова теоретиком и отказывала ему в глубокой теоретической мысли. И только в наше, советское время боевая деятельность великого русского полководца получила правильную оценку, равно как и его система обучения и воспитания войск. 

       Военное искусство Суворова глубоко народно. Сам Суворов был тесно связан с народом, с солдатской массой. Всемирно известные полководцы Румянцев и  Суворов не были только мастерами  стратегии и тактики. Нет, они знали и дорогу к сердцу своих солдат, своей армии. Они были мастерами высокого духа войск, умели вселять в душу солдата прочное доверие к себе. 

       Все европейские государства направляли в русскую армию в период русско-турецких войн своих «волонтеров», в обязанности которых входило самое тщательное изучение русского военного искусства и военной теории. В армии Румянцева и Потемкина были представители Франции, Австрии, Пруссии, Швеции и других государств. Их донесения, в которых описывались победы Румянцева и Суворова, тщательно изучались, но должных выводов не делалось, так как многое из опыта русской армии не могло быть осуществлено в наемных армиях Европы. 

       Фридрих II стремился взять к себе Румянцева на службу, но тот отказался. По настойчивой просьбе Австрии во главе союзных войск назначается Суворов, который задолго практиковал все то, что появилось во французской армии только, после буржуазной революции. 

       Методы  и формы боевой подготовки, формы  и методы ведения войны и боя  Суворова изучались военными теоретиками всех стран. Русская военная теория, развиваясь самостоятельно, оказала глубокое влияние на западноевропейскую теоретическую мысль. 
     

       Развитие  военного искусства в различных  странах, ' если рассматривать его  применительно к той или иной исторической эпохе, подчинено действию общих закономерностей, выражающих собой определенные объективные предпосылки и основания этого процесса. Однако реализация общих закономерностей всегда происходит в определенных исторических условиях конкретной страны. Экономические и социальные, демографические и социально-психологические, культурные и этнические процессы, накладываясь на механизм действия общих закономерностей, придают ему своеобразный характер. Так складываются специфические особенности развития военного искусства, которые отнюдь не отменяют общие закономерности, но становятся конкретной формой их проявления.  
     
     
     
     
     
     
     

                                             Литература 

       1. Павлов С.В. История Отечества.  М., 2006. 

       2. Панков Г.В. История Отечества.  М., 2005. 

       3. Михалков К.В. Военная история.  СПб., 2007. 

       4. Богданов С.К. Военная история  России. М., 2007. 

       5. Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь  замечательных людей. - М., 1990. 

       6. Ганичев В.Н. Русский военный  флот // вопросы истории. 

       7. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775 - 1800 гг. - М., 1959. 

       8. Керсонский А.А. История русской  армии. - М., 1992. 

       9. Кертман Л.Е. География, история  и культура Англии - М., 1995. 

       10. Овчинников В.Д. В служении  Отечеству. - М., 1993. 

       11. Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков. - М., 2003. 

       12. Петрушевский Д.М. Очерки из  истории английского государства  в средние века. - М., 1986. 

       13. Сацкий А.Г. Начало создания  Черноморского флота // Вопросы  истории. 1985. № 8. 

Информация о работе Тактика и стратегия ведения боя русскими полководцами