Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:46, дипломная работа
Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика субъектов финансовых правоотношений 6
§1. Финансовая правосубъектность: понятие, содержание и сущность 6
§2. Субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений 15
Глава II. Содержание бюджетно-налоговых полномочий субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 24
§ 1. Бюджетные полномочия Республики Татарстан 24
§ 2. Налоговая правосубъектность Республики Татарстан 36
§ 3. Актуальные проблемы совершенствования финансового законодательства, регулирующего правовой статус субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 44
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 58
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Юридический
факультет
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Выпускная
квалификационная (дипломная)
работа
Специальность 030501.65 (021100) «Юриспруденция»
Специализация
«Финансово-правовая»
Казань 2011
Содержание
Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.
Федерализм как одна из основ конституционного строя Российской Федерации предполагает разделение государственной власти между Российской Федерацией в целом и субъектами РФ. Оптимальная организация этого разделения в любой федерации является залогом успешного развития всех сфер государственной и общественной жизни. Особую актуальность имеет правильное разделение государственно-властных полномочий в отношениях по формированию, разделению и использованию централизованных государственных фондов денежных средств, т.е. в бюджетной сфере. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ становится все более актуальным вопросом в свете проводимой в стране бюджетной реформы, одним из центральных аспектов которой является закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы РФ на долгосрочной основе.
Социально-экономическое
развитие любой самостоятельной
административно-
Финансовый аспект федеративных связей является точкой наибольшей напряженности отношений различных уровней власти, ареной проявления порой диаметрально противоположных интересов Российской Федерации и регионов, одним из предметных центров политического процесса. Постоянное состояние реформы публичных финансов накладывает свой отпечаток на принципы формирования законодательной базы в области финансово-правового статуса субъектов РФ. В условиях постоянно меняющейся законодательной базы наука финансового права призвана дать те ориентиры, которые позволяют сохранить действенную систему финансово-правового регулирования отношений в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на всех уровнях государства, в том числе в субъектах РФ. При этом следует отметить, что разработка модели финансового взаимодействия между РФ и ее территориальными образованиями должна базироваться на теоретическом осмыслении финансово-правового статуса публично-территориальных образований. Одним из мало исследованных вопросов в данном контексте является вопрос о финансово-правовом статусе субъектов РФ.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является глубокое, полное и всестороннее изучение финансово-правового статуса Республики Татарстан.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
В
процессе написания выпускной
Структура дипломной работы состоит из: введения, двух глав, поделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая работы посвящена общим положениям о субъектах финансового права. Она включает в себя рассмотрение таких вопросов, как: понятие и содержание финансовой правосубъектности; субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений.
Глава вторая дипломной работы посвящена исследованию финансово-правого статуса субъектов РФ (на примере Республики Татарстан), а именно: бюджетных полномочий Республики и ее налоговой правосубъектности.
Заключительная
часть работы отображает все выводы,
полученные в результате изучения избранной
темы исследования.
Профессор Н.И. Химичева под субъектом финансового права понимает лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями1. Практически аналогичной точки зрения придерживаются многие представители финансово-правовой науки2. Необходимо отметить также следующее. При характеристике субъектного состава финансовых правоотношений авторы прибегают к двум категориям: «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения». По мнению Ю.А. Крохиной, субъектом финансового права является лицо, имеющее потенциальную возможность быть участником финансовых правоотношений. Субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения3.
«Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Нужно хорошо усвоить важнейшие в правовой теории и практике понятия правосубъектности, правоспособно, дееспособности и деликтоспособности»4. Таким образом, основной характеристикой субъекта финансового права является признак обладания финансовой правосубъектностью. Как отмечает Р.О. Халфина, правосубъектность выступает «общей предпосылкой возникновения правоотношения», определенной в норме права5. Т.е., финансовая правосубъектность имеет нормативное закрепление.
Правосубъектность или иначе праводееспособность включает в себя два основных элемента: во-первых, правоспособность – способность субъекта в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности6. Правоспособность бывает общей, отраслевой и специальной. Поэтому можно вести речь о наличии финансовой правоспособности, соответственно и правосубъектности, объем и содержание которой зависит от того какими финансовыми правами и обязанностями наделяется субъект.
Понятие
«финансовая правосубъектность» включает
в себя понятия «финансовая
Различие
между правоспособностью и
К основным особенностям финансовой правосубъектности относятся:
Следовательно,
субъект финансового права –
это лицо, наделенное таким юридическим
свойством как
Переход
(трансформация) субъекта права в
субъекта правоотношения связан с процессом
превращения возможности в
Ю.А.
Крохина также отмечает, что финансовая
правосубъектность выступает
Финансово-правовой статус - это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.
В теории финансового права принято выделять специальные три группы субъектов права:
Информация о работе Финансово-правовой статус Республики Татарстан