Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:46, дипломная работа
Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика субъектов финансовых правоотношений 6
§1. Финансовая правосубъектность: понятие, содержание и сущность 6
§2. Субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений 15
Глава II. Содержание бюджетно-налоговых полномочий субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 24
§ 1. Бюджетные полномочия Республики Татарстан 24
§ 2. Налоговая правосубъектность Республики Татарстан 36
§ 3. Актуальные проблемы совершенствования финансового законодательства, регулирующего правовой статус субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 44
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 58
Кроме правосубъектности, другим важным предстатусным элементом считаются принципы правового статуса, которые предопределяют основные характеристики правового статуса. В отношении правового статуса субъекта Российской Федерации эту роль выполняют конституционные принципы федеративного устройства, которые «…обусловливают тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации»28.
При определении «принципов – предстатутных элементов» субъектов РФ как участников финансовых правоотношений, можно указать на то, что роль этих принципов играют принципы финансового права – «исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений»29 в сфере финансовой деятельности публично-территориальных образований.
К числу руководящих положений финансовой деятельности следует отнести:
Практическая реализация правового статуса субъектов Федерации происходит в процессе вступления этих публично-территориальных образований в различные правоотношения. Субъект РФ, как субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения, становится субъектом (участником) правоотношения, сохраняя при этом свои качества субъекта финансового права, которыми обладал до вступления в финансовое правоотношение.
Как отмечает М.В. Карасева, субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнении; в) в случае установления налогов и сборов субъектов РФ; г) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФ; д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ31.
Тем не менее, случаи участия субъектов РФ в финансовых правоотношениях не ограничиваются только вышеприведенными. Так, В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»32 субъекты РФ наряду с Российской Федерацией и муниципальными образованиями отнесены к категории резидентов, одних из основных участников валютных правоотношений.
Важным
элементом, имеющим значение для
анализа финансово-правового
Компетенция – совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций33. Финансовая компетенция субъектов Российской Федерации представляет собой содержание финансово-правового статуса субъектов Федерации и определяется как совокупность прав и обязанностей в области финансовых отношений, конкретизирующих финансово-правовые предметы ведения и полномочия.
М.
В. Карасева обоснованно утверждает,
что посредством субъектов
Постановлением от 24 декабря 2003 года № 8-П Конституционный Суд РТ дал толкование части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан: «исходя из его содержания и конституционно-правового смысла … закрепляет принадлежащую Республике Татарстан самостоятельность в той ее мере и степени, при которых самостоятельность Республики Татарстан:
выражается
в обладании Республикой
является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан, в силу чего обладаемая Республикой Татарстан вся полнота государственной власти не может быть уменьшена или ограничена путем изъятия или перераспределения принадлежащих Республике Татарстан ее исключительных полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан каким-либо иным способом, кроме как изменением конституционно-правового статуса Республики Татарстан и в порядке, установленном Конституцией Республики Татарстан и Конституцией Российской Федерации;
не может быть признана или истолкована как такое качественное состояние Республики Татарстан, которое в своем правовом значении и реальном проявлении ущемляет или каким-либо иным образом ограничивает государственный суверенитет Российской Федерации, каким-либо образом затрагивает суверенные права Российской Федерации, осуществляется или может осуществляться в противоречии с ними»36.
Основой финансовой компетенции субъектов Федерации является распределение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Реализуя свою компетенцию в области публичных финансов Российская Федерация и субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, возникающих в данной сфере. Российская Федерация в целом в сфере нормотворчества обладает все же большими полномочиями, так как в соответствии со статьей 71 Конституции РФ37 в ведении Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Содержанием
финансово-правового статуса
Следует отметить, некоторые авторы отмечают, что статус субъекта права не исчерпывается только полномочиями. «Конечно, любая правовая конструкция может быть сведена к правам и обязанностям. Представляется, что такой подход приемлем для защиты интересов участников правоотношений, однако он не учитывает различие юридических конструкций по их целевому назначению. Например, при рассмотрении каких-либо споров можно отстаивать утверждение, состоящее в том, что нарушение гарантии самостоятельности какого-либо субъекта права является нарушением его права. Но в условиях бесконфликтного функционирования субъекта права гарантии могут не совпадать с тем, что называется полномочиями субъекта права». Поэтому авторы в категорию правовой статус включают следующие обязательные элементы: права, обязанности, гарантии и ответственность39.
Финансовые полномочия субъектов Федерации представляют собой совокупность прав и обязанностей, возникающих в области финансовых отношений субфедеральных образований, закрепленных в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней и реализуемых субъектами Федерации через совершение властных действий.
Наибольшей
значимостью для характеристики финансово-правового
статуса субъектов РФ обладают бюджетные,
налоговые полномочия субъектов РФ. Поэтому
именно на основе их анализа будет произведено
изучение форм участия Республики Татарстан
в финансовых правоотношениях в рамках
следующей главы настоящей работы.
Прежде чем охарактеризовать полномочия Республики Татарстан в сфере бюджета, следует остановиться на самом определении понятия «бюджетные полномочия». В данном аспекте будет верным обратиться к анализу использования данной категории в Основном законе РФ, поскольку, как отмечает Ю.Л. Смирникова, «финансовая правосубъектность государственно-территориальных образований находится в непосредственной взаимосвязи и взаимообусловленности с конституционной правосубъектностью. С одной стороны, субъект Федерации как публичный субъект права должен быть легализован (учрежден) в Конституции РФ, что будет свидетельствовать о его признании в качестве элемента государства. Наличие конституционной правосубъектности субфедеральных образований определяет их способность (возможность) участвовать в различного рода правовых отношениях, в том числе и в финансовых отношениях. С другой стороны, конституционная правосубъектность субъектов Федерации включает и элементы финансовой правосубъектности, а осуществление многочисленных конституционных полномочий субфедеральных образований невозможно без наличия необходимых финансовых ресурсов»40.
Определение понятия «бюджетные полномочия» содержится в статье 6 Бюджетного кодекса РФ – это установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В ст. 7 «Бюджетные полномочия Российской Федерации», 8 «Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации», и 9 «Бюджетные полномочия муниципальных образований» БК РФ указаны бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, тогда как в ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) в связи с этим необоснованно рассматривать, полномочия, закрепляемые ст. 7, 8, 9 БК РФ в качестве содержания компетенции государственных органов. Перечисленные ст. 7, 8 и 9 БК РФ полномочия принадлежат не осуществляющим их органам, а непосредственно Российской Федерации и субъекту РФ, муниципальным образованиям как государственно-правовым образованиям, носителем прав на собственный бюджет. Таким образом, обращает на себя внимание, что наименование статей 7, 8, 9 не отражает их действительного содержания, что может отрицательно сказаться на правоприменительной практике.
До 01 января 2005 г. (то есть до вступления силу соответствующих положений Федерального Закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ) рассматриваемая статья называлась «Компетенция органов государственной Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений». Слово «компетенция» происходит от латинского «соmpetentiа» - (ведение, способность, принадлежность по праву). «Компетенция» означает 1) круг ведения как-либо учреждения; 2) обладание достаточными знаниями о предмете42. Законодатель отождествил понятие «компетенция» и понятие «полномочия», имеющих в научной литературе разные определение и смысловую нагрузку, и в связи с этим является неточным с точки зрения юридической техники. В.И. Даль определял «полномочие», во-первых, как «возможность, право судить о ком, о чем или кого»; во-вторых, в соответствии с тем, «кому и что подсудно»; в-третьих; имея для этого «законные, прямые, полные, признанные и полноправные права»43.
Механизм
вертикального разграничения
Информация о работе Финансово-правовой статус Республики Татарстан