Финансово-правовой статус Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:46, дипломная работа

Описание

Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика субъектов финансовых правоотношений 6
§1. Финансовая правосубъектность: понятие, содержание и сущность 6
§2. Субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений 15
Глава II. Содержание бюджетно-налоговых полномочий субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 24
§ 1. Бюджетные полномочия Республики Татарстан 24
§ 2. Налоговая правосубъектность Республики Татарстан 36
§ 3. Актуальные проблемы совершенствования финансового законодательства, регулирующего правовой статус субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 44
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 58

Работа состоит из  1 файл

РТ исправ.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

     Также необходимо отметить, что одним из основных бюджетных полномочий Республики Татарстан по отношению к муниципальным образованиям, входящим в ее состав является полномочие по осуществлению бюджетного регулирования. Так, согласно позиции Конституционного Суда РФ бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы РФ; недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов58. Примечательным является в данном контексте Приказ Минфина РТ от 11 июня 2008 г. № 07-61 «Об оперативной (ежеквартальной) и годовой оценке качества управления финансами муниципальных образований Республики Татарстан»59.

§ 2. Налоговая правосубъектность Республики Татарстан

     Основой финансовой устойчивости органов власти является стабильное поступление в  их бюджеты налоговых доходов, которые  в структуре всех доходов бюджетов занимают преобладающую долю. В связи  с необходимостью создания и укрепления финансовой устойчивости органов государственной власти и местного самоуправления целью разграничения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы ставится установление на постоянной основе за каждым уровнем власти собственных доходных источников, позволяющих формировать бюджет в соответствии с поставленными общественными задачами.

     В целях характеристики налоговой  компетенции Республики Татарстан  необходимо проанализировать нормы  Конституции РФ в сфере налогообложения  в РФ, поскольку именно они устанавливают границы реализации процедур принятия актов законодательства о налогах и сборах разными уровнями государственной власти60.

     Федеративные  отношения в налоговой деятельности выражаются в разграничении налоговой  компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов Федерации. На основании этого Российская Федерация и ее субъекты наделены Конституцией РФ компетенцией по правовому регулированию определенных вопросов налоговых отношений, которые относятся к их исключительному ведению или к предметам совместного ведения. Предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов является сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ  и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции ее субъекта.

     Налогово-правовые предметы ведения субъектов Российской Федерации   конституционно ограничены только пределами ведения Российской Федерации и полномочиями Российской Федерации по предметам совместного (конкурирующего) ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73 Конституции РФ); вне пределов ведения Российской Федерации и конкурирующих вопросов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).

     В сфере налоговой деятельности к совместному ведению конституционно отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст. 72 Конституции РФ).

     Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации согласно п. 3 ст. 75 Конституции РФ устанавливаются только федеральным законом. Они имеют универсальное значение как для федерального законодателя, так и для регионального, поскольку в результате аккумулирования (мобилизации) денежных средств через систему налогообложения формируется доходная база всей бюджетной системы, обеспечивающая выполнение общественно необходимых и законодательно установленных функций и задач.

     Участие субъектов Российской Федерации  в процессе установления общих принципов  налогообложения и сборов осуществляется посредством представительства в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в результате реализации представительными (законодательными) органами субъектов Федерации права законодательной инициативы. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).  Статья 105 Конституции РФ предусматривает, что после принятия Государственной Думой РФ федеральный закон, в том числе закрепляющий общие принципы налогообложения и сборов, передается на рассмотрение Совета Федерации, который может либо одобрить, либо отклонить его. В случае отклонения федерального закона Совет Федерации и Государственная Дума РФ вправе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого закон повторно рассматривается Государственной Думой РФ. При этом в Совете Федерации обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам финансового регулирования (п. «в» ст. 106 Конституции РФ). Таким образом, субъекты Федерации принимают участие в обсуждении проектов федеральных законов по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

     Однако, несмотря на существование механизма  представительства, ведущая роль в установлении общих принципов налогообложения и сборов принадлежит Российской Федерации. Это подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, который указал на то, что принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ (обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя; установление налоговых изъятий только на основании закона), находятся в ведении Российской Федерации61.

     Как отмечает А.В. Демин, участник налогового правоотношения это правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности62. Под налоговыми правоотношениями в свою очередь понимаются урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением63. Республика Татарстан будучи публичным субъектом налоговых правоотношений принимает участие в следующих группах налоговых правоотношений: по установлению налогов и сборов, по введению налогов и сборов и по их взиманию. Поэтому необходимо определить, прежде всего, права и обязанности (полномочия) Республики в сфере установления и введения налогов.

     Объем налоговой компетенции субъектов  РФ определяется их полномочиями по отношению к региональным налогам, а также к федеральным и местным налогам.

     Термин «установление налогов субъектов Российской Федерации» необходимо трактовать в двух аспектах: как первичное (базовое) установление налогов и как вторичное (производное) установление налогов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определяемыми федеральным законом. Регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Федерации. Установление налога субъектом означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление же регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д64.

     Установление  налогов и сборов - это определение  в актах законодательства о налогах  и сборах элементов налогообложения  и сборов65.

     Первичное (базовое) установление налогов субъектов РФ осуществляется на федеральном уровне. Оно подразумевает перечисление федеральным законом (НК РФ) исчерпывающего перечня налогов субъектов РФ, а также описание всех элементов налогообложения:

  1. налогоплательщик;
  2. объект налогообложения;
  3. налоговая база;
  4. налоговый период;
  5. налоговая ставка;
  6. порядок исчисления налога;
  7. порядок и сроки уплаты налога.

     В данном случае необходимо пояснить, что  федеральным законодательством  установлены определенные границы  в реализации полномочий Республики Татарстан по установлению налогов. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ (статья 12 НК РФ). Примерами актов по установлению региональных налогов являются Закон РТ от 10 февраля 2006 № 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций - резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан»66, Закон РТ от 23 сентября 2003 г. № 40-ЗРТ «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан»67.

     Вторичное (производное) установление налогов  субъектов РФ осуществляется на региональном уровне субъектами Федерации самостоятельно, а определенных федеральным законом  пределах. Компетенция субъектов  РФ по установлению налогов включает полномочие самостоятельного определения конкретного вида налога, подлежащего взиманию на территории субъекта Федерации из перечня, утвержденного федеральным законом, а также возможность конкретизации некоторых элементов налогообложения.

     Полномочия  Российской Федерации и субъектов Федерации по установлению налогов оказывают непосредственное влияние на федеральное и региональное правотворчество в области налоговых отношений.

     Первичное установление налогов может рассматриваться  только как элемент федерального правотворчества, поскольку субъекты РФ не обладают полномочиями в решении данного вопроса.

     В процессе вторичного установления региональных налогов субъектами РФ проявляется  специфика правотворчества субъектов  Федерации в области налоговых  отношений, поскольку возможно использование только двух элементов правотворчества: дублирования и расширения. В сфере налоговой компетенции правотворчество субъектов РФ ограничено, так как право устанавливать новые правовые нормы, не предусмотренные в результате первичного установления региональных налогов, субъектам РФ не предоставляется.

     Возникновение налогового правоотношения, связанного с взиманием налога субъектов  РФ обусловлено не только фактом его  установления, но требует также введения регионального налога. Введение налогов - это решение того или иного публичного субъекта о взимании у него на территории налогов и сборов68. Введение налога придает юридическую силу установленным элементам налогообложения, вследствие чего и возникает налоговое правоотношение, а также достигается цель налога. Причем, если установление налога субъектов РФ ограничивается федеральным законодателем, то его введение находится в исключительной компетенции субъектов РФ. Представительные органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно осуществляет непосредственное введение регионального налога в законодательном порядке, поскольку согласно п. 3 ст. 12 НК РФ налоги и сборы субъектов РФ вводятся в действие законами субъектов РФ. Установление регионального налога может быть осуществлено независимо от его последующего введения, однако в данном случае не возникнет налоговое правоотношение по поводу его взимания. Таким образом, прежде чем ввести налог его обязательно нужно установить, что объясняет производность введения налога от его установления.

     Полномочия Республики Татарстан не ограничиваются лишь правами и обязанностями в сфере установления и взимания налогов. Некоторые полномочия напрямую связаны с взиманием налогов и сборов, причем не только региональных, поскольку часть отчислений с регулирующих налогов идет на пополнение бюджета Республики. Например, В соответствии с главой 9 НК РФ, в целях организации работы по согласованию решений о предоставлении отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в части бюджета Республики Татарстан, а также в целях повышения эффективности управления финансами Республики Татарстан был утвержден Порядок согласования решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, поступающих в бюджет Республики Татарстан, проведения мониторинга отсроченных, рассроченных платежей, недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам69.

Информация о работе Финансово-правовой статус Республики Татарстан