Отметим
лишь, что формирования системы межбюджетных
отношений должно стать законодательно
установленное рациональное разграничение
как полномочий между уровнями власти
- федеральной, региональной и муниципальной,
так и соответствующее распределение
доходных источников между федеральным
бюджетом, региональными и местными бюджетами
в целях приведения их в соответствие
с расходными обязательствами органов
власти разных уровней.
Проблема
разграничения расходных полномочий
на уровне субъектов федерации и органов
местного самоуправления остается одной
из самых актуальных в бюджетной политике
государства. Бюджетный кодекс проблему
разграничения расходных полномочий обозначил,
но не решил. Необходимы новые подходы,
поскольку местные бюджеты - базовый уровень
бюджетной системы, где сосредоточена
большая часть социально значимых расходов.
Межбюджетные отношения внутри субъектов
Федерации нуждаются в не менее глубоком
реформировании, чем взаимоотношения
федерального центра и субъектов Федерации.
Важнейшее
значение имеет также создание условий,
обеспечивающих повышение заинтересованности
регионов в наращивании собственных
доходов и преодолении их дотационности.
То же самое можно отметить и в отношении
муниципальных образований, получающих
различного рода межбюджетные трансферты
из бюджетов субъектов РФ. Данная проблема
остро прозвучала в контексте Послания
Президента РФ к Федеральному Собранию
РФ от 31 ноября 2010 г87. В частности,
Президент РФ отметил, что «В сфере межбюджетных
отношений необходимо обеспечить расширение
финансовой самостоятельности субъектов
Российской Федерации и муниципалитетов,
возможностей их влияния на укрепление
доходной базы региональных и местных
бюджетов … Целесообразно перейти к предоставлению
межбюджетных трансфертов преимущественно
в виде дотаций бюджетам субъектов Российской
Федерации, что обусловлено необходимостью
обеспечения большей самостоятельности
органов власти субъектов Российской
Федерации и повышения их ответственности
за результаты деятельности».
Необходимо
реализовать отмеченные вопросы и некоторые
другие, в частности определение критериев
эффективного использования полученных
межбюджетных трансфертов муниципальными
образованиями Республики Татарстан,
путем принятия специализированного Закона
РТ, как это сделано в других регионах88.
В
завершение параграфа, следует отметить,
что формой реализации финансовых полномочий
субъектов РФ является принятие финансово-правовых
актов. При этом преимущественно используются
два метода: дублирование норм федерального
законодательства и расширение. Как показывает
опыт нормативных положений Республики
Татарстан, преимущественно используется
первый метод, что не проявляет должным
образом правотворческую инициативу субъектов
РФ.
Заключение
По
итогам проведенного исследования можно
сделать следующие выводы.
Финансово-правовой
статус субъектов РФ включает в себя
совокупность прав и обязанностей,
предметов ведения и полномочий.
Основа финансово-правового статуса
субъектов РФ – это финансовая
правосубъектность государственно-территориальных
образований, т.е. установленная нормами
права возможность или способность субъектов
Федерации быть субъектом финансового
права, выступающая обязательной предпосылкой
финансово - правового статуса субфедеральных
образований. Основное содержание финансово-правового
статуса субъектов РФ составляют полномочия
(права и обязанности) в сфере публичных
финансов.
Кроме
правосубъектности, другим важным предстатусным
элементом считаются принципы правового
статуса, которые предопределяют основные
характеристики правового статуса. При
определении «принципов – предстатутных
элементов» субъектов РФ как участников
финансовых правоотношений, можно указать
на то, что роль этих принципов играют
принципы финансового права.
Субъекты
РФ являются субъектами финансовых правоотношений:
а) в случае реализации материальных бюджетных
прав; б) при рассмотрении, принятии бюджетов
субъектов Российской Федерации и отчетов
об их исполнении; в) в случае установления
налогов и сборов субъектов РФ; г) в случае
определения порядка, условий выпуска
и размещения долговых обязательств субъектов
РФ; д) в случае взимания налогов и сборов
субъектов РФ; е) в случае совершения валютных
операций.
Основой
финансовой компетенции субъектов
Федерации является распределение
предметов ведения Российской Федерации
и ее субъектов. Реализуя свою компетенцию
в области публичных финансов Российская
Федерация и субъекты РФ вправе принимать
нормативные правовые акты, регулирующие
правоотношения, возникающих в данной
сфере. Финансовые полномочия субъектов
Федерации представляют собой совокупность
прав и обязанностей, возникающих в области
финансовых отношений субфедеральных
образований, закрепленных в нормативно-правовых
актах федерального и регионального уровней
и реализуемых субъектами Федерации через
совершение властных действий.
Наибольшей
значимостью для характеристики
финансово-правового статуса субъектов
РФ обладают бюджетные, налоговые полномочия
субъектов РФ. Анализ нормативных положений
БК РФ о бюджетных полномочиях публично-территориальных
образований позволил сделать вывод о
том, что законодатель отождествил понятие
«компетенция» и понятие «полномочия»,
имеющих в научной литературе разные определение
и смысловую нагрузку, что в связи с этим
является неточным с точки зрения юридической
техники. Целесообразно изменить наименования
ст. 8 БК РФ, изложив его в следующей редакции:
«Статья 8. Компетенция субъектов Российской
Федерации в области бюджетной деятельности».
Бюджетную
компетенцию субъекта можно определить
как совокупность его прав и обязанностей
в качестве государственно-правового
образования в сфере бюджетных отношений.
Было
определено, что бюджетные полномочия
Республики Татарстан определяются как
федеральным законодательством (Конституцией
РФ, БК РФ), так и нормативными правовыми
актами регионального уровня, что соответствует
принципу федерализма в бюджетном праве
и обеспечивает комплексный подход к определению
ее бюджетно-правового статуса.
В
рамках характеристики налоговой компетенции
Республики Татарстан были проанализированы
нормы Конституции РФ в сфере налогообложения
в РФ, поскольку именно они устанавливают
границы реализации процедур принятия
актов законодательства о налогах и сборах
разными уровнями государственной власти.
Было
выяснено, что возможности проведения
налоговой политики регионами и муниципалитетами
существенно ограничены. В соответствии
с НК РФ субъекты РФ и муниципальные
образования могут варьировать только
ставки и льготы в части налогов, относящихся
к их компетенции. Сложившаяся система
налогового регулирования на уровне субъектов
Федерации не отвечает ведущей роли регионов
и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Отмечено,
поскольку субъекты РФ в сфере регулирования
финансовых правоотношений действуют
исходя из принципа «остаточной компетенции»,
главную роль в данном аспекте играет
федеральное финансовое законодательство.
Следовательно, общие проблемы финансового
законодательства влияют на регламентацию
финансово-правового статуса регионов.
Был
проведен анализ норм БК РТ, что позволило
заключить, что в БК РФ следует включить
положения, конкретизирующие круг общественных
отношений, подлежащих правовому регулированию
на региональном уровне в части:
-
установления правового статуса
региональных участников бюджетного
процесса;
-
определения порядка и условий
привлечения к ответственности
за нарушения бюджетного законодательства.
В
целях изучения проблем совершенствования
государственного финансового контроля
были проанализированы нормативные
положения республиканского законодательства
в данной сфере. На наш взгляд, высшим исполнительным
органам Республики необходимо разработать
основные (типовые) стандарты осуществления
внутреннего аудита бюджетополучателей,
поскольку как свидетельствует опыт прошлых
лет большинство органов государственной
власти и федерального уровня не имеют
правил внутреннего контроля.
Одной
из самых актуальных в бюджетной
политике государства остается проблема
разграничения расходных полномочий на
уровне субъектов федерации и органов
местного самоуправления. Необходимо
реализовать отмеченные вопросы и некоторые
другие, в частности определение критериев
эффективного использования полученных
межбюджетных трансфертов муниципальными
образованиями Республики Татарстан,
путем принятия специализированного Закона
РТ, как это сделано в других регионах.
Формой
реализации финансовых полномочий субъектов
РФ является принятие финансово-правовых
актов. При этом преимущественно используются
два метода: дублирование норм федерального
законодательства и расширение. Как показывает
опыт нормативных положений Республики
Татарстан, преимущественно используется
первый метод, что не проявляет должным
образом правотворческую инициативу субъектов
РФ.
Список
использованных нормативных
правовых актов, материалов
судебной практики и
специальной литературы
I.
Нормативные правовые
акты:
- Конституция
Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская
газета. – 1993. – 25 декабря.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации: федеральный
закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 29
ноября 2010 г.) // СЗ РФ. – 1998. – №31. – Ст.
3823; 2010. - № 49. – Ст. 6409.
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Ч. 1: федеральный
закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 28
декабря 2010 г.) // СЗ РФ. -1998. -№ 31. – Ст. 3824;
2011. - № 1. – Ст. 16.
- Кодекс об
административных правонарушениях Российской
Федерации: федеральный закон от 30 декабря
2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) // СЗ
РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. № 1; 2010. - № 31. –
Ст. 4208.
- Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации: Федеральный закон от 06 октября
1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. - № 42. – Ст. 5005.
- О закрытом
административно-территориальном образовании:
федеральный закон от 14 июля 1992 г. №
3297-1 (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская
газета. – 1992. - № 190; 2009. - № 252.
- О Счетной
палате Российской Федерации: федеральный
закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (с изм. от
05 апреля 2010 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 3. – С. 167;
2010. - № 15. – Ст. 1739.
- Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации: федеральный закон
от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 27 июля
2010 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2010.
- № 31. – Ст. 4206.
- О валютном
регулировании и валютном контроле: федеральный
закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред.
от 22 июля 2008 г.) //СЗ РФ. - 2003. - № 50. –
Ст. 4859; 2008. - № 30. – Ст. 3606.
- Об общих
принципах организации и деятельности
контрольно-счетных органов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований: федеральный закон от 07 февраля
2011 г. № 6-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 903 (не
вступил в силу).
- Послание
Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному
Собранию РФ от 31 ноября 2010 г. // Российская
газета. – 2010. - № 271.
- О создании
на территории Елабужского района Республики
Татарстан особой экономической зоны
промышленно-производственного типа:
постановление Правительства РФ от 21 декабря
2005г. № 784 //СЗ РФ. – 2005. - № 52 (3 ч.). - Ст. 5747.
- Конституция
Республики Татарстан (принята на всенародном
голосовании 06 ноября 1992 г.) // Советская
Татария. – 1992. - № 246-247.
- Бюджетный
кодекс Республики Татарстан: закон Республики
Татарстан от 29 мая 2004 г. № 35 ЗРТ // Республика
Татарстан. – 2004. - № 113.
- Кодекс Республики
Татарстан об административных правонарушениях:
закон РТ от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ (ред.
от 14.10.2010) // Ведомости Государственного
Совета Татарстана. – 2006. - № 12. - Ст.
2090.
- О внесении
изменений в статью 12 Закона Республики
Татарстан «О Счетной палате Республики
Татарстан»: закон РТ от 18 апреля 2011 г.
№ 11-ЗРТ // Ватаным Татарстан. – 2011. - №
12.
- Об утверждении
Программы социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2011-2015 годы: закон
РТ от 22 апреля 2011 г. № 13-ЗРТ // Ватаным Татарстан.
– 2011. - № 18.
- О ставках
налога на игорный бизнес в Республике
Татарстан: закон РТ от 23 сентября 2003 г.
№ 40-ЗРТ (ред. от 29.03.2010) // Ватаным Татарстан.
– 2003. - № 201.
- О Счетной
палате Республики Татарстан: закон РТ
от 07 июня 2004 г. № 37-ЗРТ (ред. от 18.04.2011) //
Республика Татарстан. – 2004. - № 114.
- Об исполнительных
органах государственной власти Республики
Татарстан: закон РТ от 06 апреля 2005 г. №
64-ЗРТ (ред. от 30.07.2010) // Сборник постановлений
и распоряжений Кабинета Министров Республики
Татарстан и нормативных актов республиканских
органов исполнительной власти. – 2005.
- № 14-15.
- Об установлении
налоговой ставки по налогу на прибыль
для организаций - резидентов особой экономической
зоны промышленно-производственного типа,
созданной на территории Елабужского
района Республики Татарстан: закон РТ
от 10 февраля 2006 г. № 5-ЗРТ (ред. от 09.01.2009)
// Ватаным Татарстан. – 2006. - № 27.
- О бюджете
Республики Татарстан на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов: Закон РТ от 21 декабря
2010 г. № 94-ЗРТ (ред. от 25.02.2011) // Ватаным Татарстан.
- 2010. - № 257.
- О бюджете
Фонда обязательного медицинского страхования
Республики Татарстан на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов: закон РТ от 21 декабря
2010 г. № 93-ЗРТ // Ватаным Татарстан. – 2010.
- № 256.
- О Межведомственном
координационном совете по вопросам государственного
финансового контроля в Республике Татарстан:
указ Президента РТ от 21 июля 2005 г. № УП-298
// Республика Татарстан. – 2005. – № 147.
- О ведении
реестра расходных обязательств Республики
Татарстан (вместе с «Порядком ведения
реестра расходных обязательств Республики
Татарстан»): постановление КМ РТ от 18
августа 2009 г. № 567 // Сборник постановлений
и распоряжений Кабинета Министров Республики
Татарстан и нормативных актов республиканских
органов исполнительной власти. – 2009.
- № 32. - Ст. 1340.
- Об утверждении
Правил расходования иных межбюджетных
трансфертов, предоставляемых из федерального
бюджета бюджету Республики Татарстан
на выплату единовременного денежного
поощрения лицам, награжденным орденом
«Родительская слава»: Постановление
КМ РТ от 28 апреля 2009 г. № 274 // Сборник постановлений
и распоряжений Кабинета Министров Республики
Татарстан и нормативных актов республиканских
органов исполнительной власти. – 2009.
- № 19-20. - Ст. 0786.
- Об оперативной
(ежеквартальной) и годовой оценке качества
управления финансами муниципальных образований
Республики Татарстан (вместе с Перечнем
показателей, характеризующих качество
управления финансами и платежеспособности
муниципальных образований Республики
Татарстан, для проведения оперативной
(ежеквартальной) оценки качества управления
финансами муниципальных образований
Республики Татарстан): приказ Минфина
РТ от 11 июня 2008 г. № 07-61 // Документ опубликован
не был. Содержится в базе СПС КонсультантПлюс.
- Об утверждении
Порядка согласования решений о предоставлении
отсрочки, рассрочки, инвестиционного
налогового кредита по уплате налогов
и сборов, поступающих в бюджет Республики
Татарстан, проведения мониторинга отсроченных,
рассроченных платежей, недоимки по налогам,
задолженности по пеням и штрафам: приказ
Минфина РТ от 18 июня 2008 г. № 05-66 // Республика
Татарстан. – 2008. - № 134.
- О межбюджетных
отношениях в Челябинской области: закон
Челябинской области от 27 октября 2005 г.
№ 413-О // Южноуральская панорама. - 2005. -
12 ноября.
II.
Материалы судебной
практики:
- Постановление
Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997
г. № 5-П «По делу о проверке конституционности
положений абзаца второго пункта 2 статьи
18 и статьи 20 Закона Российской Федерации
от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»» // СЗ
РФ. - 1997. - № 13. - Ст. 1602.
- Постановление
Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004
г. № 12-П // Вестник Конституционного Суда
РФ. – 2004. - № 4.
- Постановление
Конституционного суда РТ от 7 февраля
2003 г. № 8-П «По делу о толковании положения
части первой статьи 1 Конституции Республики
Татарстан» // Республика Татарстан. –
2003. - № 30-31.
- Специальная
литература:
- Алексеев
С.С. Общая теория права: Курс в двух томах.
- М.: Юрид. лит. Т. 1, 1981. – 359 с.
- Арзуманова
Л.Л., Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. и др. Комментарий
к Бюджетному кодексу Российской Федерации
(постатейный) (под ред. Е.Ю. Грачевой). -
М.: Проспект, 2009.
- Бликанов
А.В. Внешний государственный финансовый
контроль и социально-экономическое развитие
региона (на примере Кабардино-Балкарской
Республики) // Аудиторские ведомости.
– 2009. - № 9.
- Большой юридический
словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д.
Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1997.
– 790 с.
- Большой юридический
словарь / под ред. А.В. Малько. - М.: Проспект,
2009 // База СПС «Гарант».
- Борзунова
О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации:
генезис, история принятия и тенденции
совершенствования. М.: Юстицинформ, 2010.
– 296 с.
- Бюджетное
право. Учебник / под ред. Н.А. Саттаровой.
- М.: Деловой двор, 2009. – 296 с.
- Востриков
Г.Г. Ответственность за нарушение
бюджетного законодательства // Право
и экономика. – 2009. - № 2. – С. 56-59.
- Гараев И.Г.,
Саттарова Н.А. Особенности правового
положения коллективных субъектов финансового
права // Финансовое право. – 2010. – № 6.
– С. 17-21.
- Гордеева
О.В. Разграничение полномочий в сфере
налогового регулирования: экономико-правовой
анализ//Налоги. - 2008.- № 1. - С 22-24.
- Даль В. Толковый
словарь живого великорусского языка.
В 4 т. - М., 1979. Т. 2. - С. 148.
- Дамдинов
Б.Д. Теоретические проблемы правового
статуса субъекта Российской Федерации
// Сибирский Юридический Вестник. - 2002.
- № 3. – С. 10-12.
- Карасева
М.В. Финансовое правоотношение: Автореф.
... канд. юрид. наук. М, 1998. URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=54863
- Клейменов
Я.С. Особенности взаимодействия органов
государственного и муниципального финансового
контроля в Российской Федерации // Муниципальная
служба: правовые вопросы. - 2010. - № 2. - С.
21 - 23.
- Комментарий
к Конституции Российской Федерации /
под общ. ред. Л.В. Лазарева. – М.: ООО Новая
правовая культура, 2009. – 661 с.
- Лебедев
В.А. Финансовое право. – М.: Статут (Серия
«Золотые страницы российского финансового
права»), 2000. – 461 с.
- Лежебокова
А.А. К вопросу о правовом статусе некоторых
участников бюджетных правоотношений
в России и Республике Татарстан // Финансовое
право. – 2008. - № 3.
- Ливеровский
А. А. О статусе субъекта Российской Федерации
//Правоведение. -2000. - № 2. - С. 82 – 101.
- Малый энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона / ЯндексСловари
[электронный ресурс].. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/
- Матузов
Н.И., Малько А.В. Теория государства и права:
учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Юристъ, 2006. – 776 с.
- Налоговое
право России: Учеб. пособие / А.В.Демин.
– Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.
- Налоговое
право в вопросах и ответах: учебное пособие
/ Под ред. Ялбулганова А.А. - М.: Юстицинформ,
2007. – 407 с.
- Налоговые
процедуры: учебное пособие / под ред. А.Н.
Козырина. – М.: Норма, 2008. – 154 с.
- Новикова
Н. И. Бюджетный федерализм: Проблемы теории
и практики (на примере Республики Саха
Якутия): Автореф. ... канд. юрид. наук. - М,
2006.
- Рябов Е.
В. Разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации: Историко-теоретический аспект:
Автореф. ... канд. юрид. наук. – Казань,
2006.
- Саттарова
Н.А. О некоторых положениях Бюджетного
кодекса Республики Татарстан // Финансовое
право. - 2010. - № 12. - С. 31 - 34.
- Саттарова,
Н.А. Правовое регулирование межбюджетных
отношений / Н.А. Саттарова, А.А. Саттарова.
– Казань: Изд-во «Познание» Института
экономики, управления и права, 2010. – 308
с.
- Смирникова
Ю.Л. Финансово-правовой статус субъекта
Российской Федерации // Журнал российского
права. – 2002. - № 6. – С. 39.
- Степашин
С.В. Качество контроля намного важнее
его количества (выступление на совещании
в Кремле по вопросу совершенствования
государственного контроля в Российской
Федерации) // Вестник АКСОР. - 2008. - № 4. -
С. 7.
- Сырых В.М.
Теория государства и права: учебник. –
М.: Юстицинформ, 2002. – 591 с.
- Теория государства
и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М.: Маркет
ДС, 2007. – 604 с.
- Теория государства
и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева.
– М.: Юристь, 2006. – 592 с.
- Теория государства
и права: учебник / под ред. В.М. Корельского,
В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. –
570 с.
- Финансовое
право России: учебник / Ю. А. Крохина. –
3е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. –
720 с.
- Финансовое
право Российской Федерации: учебник /
отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2002.
– 576 с.
- Финансовое
право: Учебник / Отв. ред. Е. Ю. Грачева,
Г. П. Толстопятенко.- М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2004. – 272 с.
- Финансовое
право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева.
– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008.
– 768 с.
- Явич Л.С.
Общая теория права. – Ленинград, Издательство
ЛГУ им. А.А. Жданова, 1976. – 288 с.