Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:46, дипломная работа
Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется следующим. Исторический опыт и практика формирования финансовых систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о разнообразии бюджетных и налоговых моделей, так как их формирование осуществлялось под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика субъектов финансовых правоотношений 6
§1. Финансовая правосубъектность: понятие, содержание и сущность 6
§2. Субъекты РФ как субъекты финансовых правоотношений 15
Глава II. Содержание бюджетно-налоговых полномочий субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 24
§ 1. Бюджетные полномочия Республики Татарстан 24
§ 2. Налоговая правосубъектность Республики Татарстан 36
§ 3. Актуальные проблемы совершенствования финансового законодательства, регулирующего правовой статус субъектов РФ (на примере Республики Татарстан) 44
Заключение 53
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 58
К
первой группе субъектов относятся
государство и его
1) Российская Федерация;
2) субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;
3)
муниципальные образования –
городское или сельское
Помимо
перечисленных выше публично-территориальных
образований к первой группе субъектов
финансового права относятся административно-
Не является исключением и финансовые правоотношения, в которых Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнении; в) в случае установления федеральных налогов и сборов; г) в случае взимания налогов и сборов; д) по поводу определения порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ; д) в случае денежной эмиссии13.
Характеризуя финансовую правосубъектность государства можно отметить, «что большинство его правомочий по управлению делами общества выполняют его органы. Самостоятельным субъектом правоотношений внутри оно выступает в достаточно ограниченных случаях...»14.
О следующих субъектах финансовых правоотношений – субъектах РФ речь пойдет в следующем параграфе дипломной работы.
К первой группе субъектов финансового права помимо Российской Федерации и субъектов РФ относятся также муниципальные образования. Приступая к характеристике их финансовой правосубъектности следует обозначить, что в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Особый
правовой статус муниципальных образований
проявляется в том, что именно
к ведению муниципальных
В соответствии с названным Федеральным законом, Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ)15 и Налоговым кодексом (далее НК РФ)16 муниципальное образование является субъектом финансового права относительно муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.
Характерная
особенность финансово-
Таким образом, публично-территориальные образования принимают участие практически во всех финансовых правоотношениях, что обусловлено их целевым предназначением – осуществление социального регулирования обществом, что естественно сопровождается финансовой деятельностью. Особенностью государства в целом как субъекта финансового права, как суверена является возможность издания нормативных правовых актов, опосредующих финансовые правоотношения с участием всех групп субъектов финансового права.
К
данной рассматриваемой группе субъектов
финансового права относятся
также территории с особыми правовыми
режимами, одним из которых являются
закрытые административно-
Следующим видом субъектов финансового права с особым правовым статусом являются особые экономические зоны (ОЭЗ). В соответствии со статьей 2 федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ – это определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, поэтому «в связи с их функционированием возникают финансовые правоотношения, отличающиеся спецификой»19. Так в соответствии с предложением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа, расположенной на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа, на территории Республики была создана СЭЗ «Алабуга»20.
Коллективные субъекты финансового права представлены в виде государственных и общественных организаций, к числу которых относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности.
Орган государства – организационная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом21.
При характеристике финансовой правосубъектности органов государственной власти необходимо отметить, что их правосубъектность «должна строго очерчиваться законодательством, подразделяться между видами государственных органов и должностных лиц различных рангов»22, что должным образом соответствует принципу разделения властей.
Финансово-правовой статус государственных органов и органов местного самоуправления ограничен их компетенцией. Содержание финансово-правового статуса таких субъектов составляют права и обязанности, прямо указанные в законодательстве. Решения и действия государственных и муниципальных органов, принятые и осуществленные в рамках дозволенного, обязательны для всех иных субъектов финансового права. Выход государственного органа или органа местного самоуправления за пределы своей финансовой компетенции, равно как и ее неосуществление в надлежащем объеме, всегда является неправомерным, противозаконным деянием (действием или бездействием).
При этом как отмечают Н.А. Саттарова и И.Г. Гараев «категория «компетенция» не способна в полном объеме раскрыть правовой статус органов государственной власти как субъектов финансового права». Как отмечают авторы, «в целом данная категория субъектов финансового права выступает в финансовых правоотношениях в двух аспектах: как носители властных полномочий в сфере публичных финансов (область компетенции), во-вторых, как участники финансовых правоотношений наряду с иными. Например, органы государственной власти реализуют свою правоспособность, в том числе как получатели средств из бюджета, являющиеся, как правило, объектами сметно-бюджетного финансирования, как участники валютных операций. Тем не менее, последнее производно от компетенции, точнее направлено на реализацию властных полномочий органа государственной власти в области финансовой деятельности государства, в процессе которой органы вступают в различные виды финансовых правоотношений»23.
Следующим видом коллективных субъектов финансового права являются предприятия, организации и учреждения любых форм собственности и организационно правовых форм.
Последняя группа субъектов финансового права – индивидуальные субъекты – включает в себя физических лиц, граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Особую группу составляют физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – индивидуальные предприниматели.
Особенностью
финансово-правового статуса
В
качестве субъектов финансового
права все граждане России, коллективные
и территориальные субъекты имеют
между собой равную и полную по
объему финансовую правоспособность.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство. «Это само по себе предполагает, что ее составные части, будучи элементами целого, являются относительно самостоятельными государственными образованиями; что, в отличие от унитарного государства, гарантируется большая степень разделения властей по вертикали и децентрализации»24.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.
Поскольку субъект финансового права – это лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, то характеристика субъектов РФ как субъектов финансовых правоотношений должна основываться на характеристике их финансовой правосубъектности, т.е. абстрактной юридической способности стать участником урегулированных нормами финансового права общественных отношений. Свойства «правосубъектность» и «статус», возникают и прекращаются одновременно, оба неотделимы друг от друга.
Теоретики права определяют правовой статус как юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей, где в структуру правового статуса входят следующие элементы: 1) права и обязанности (ядро правового статуса); 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы и т.п25.
С помощью данной юридической категории определяется природа, место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к иным субъектам и т.п. С учетом сказанного, можно заметить, какое значение имеет для федеративного устройства России определение правового статуса субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исследование вопроса о субъектах РФ как о субъектах финансового права должно сводиться к изучению их финансово-правового статуса.
Конституция РФ в ст. 66 использует применительно к субъектам РФ термин «статус», но при этом не дает определения данному понятию, не раскрывает его содержание. Из ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ следует, что статус субъекта Федерации определяется не только Конституцией РФ. Дополнительную роль играют конституции и уставы субъектов РФ.
Финансово-правовой статус субъектов РФ включает в себя совокупность прав и обязанностей, предметов ведения и полномочий. Основа финансово-правового статуса субъектов РФ – это финансовая правосубъектность государственно-территориальных образований как установленная нормами права возможность или способность субъектов Федерации быть субъектом финансового права, выступающую обязательной предпосылкой финансово - правового статуса субфедеральных образований. Основное содержание финансово-правового статуса субъектов РФ составляют полномочия (права и обязанности) в сфере публичных финансов.
Финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации - одна из основных категорий финансового права, поскольку от его сущности, содержания и правового закрепления зависит не только распределение финансовой компетенции в федеративном государстве, но в конечном итоге и государственная целостность. На финансово-правовой статус субъектов Федерации первостепенное влияние оказывает их конституционно-правовое положение, что обусловливает взаимосвязанный анализ общетеоретических, конституционных и финансовых сторон данной категории26.
Ю.Л.
Смирникова определяет финансовую правосубъектность
государственно-
Информация о работе Финансово-правовой статус Республики Татарстан