Государственный заказ как метод государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа

Описание

Цель работы - исследовать государственный заказ и его воздействие на экономику. Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач отражающих логическую структуру моей курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и размещение государственного заказа для государственных нужд;
- исследовать современное состояние рынка государственных закупок, выделить тенденции и ключевые проблемы его развития, определить необходимые условия для обеспечения конкурентной среды рынка, выявить особенности влияния государственного заказа на стимулирование экономического роста и рассмотреть возможности эффективной системы проведения государственных закупок как инструмента антикризисного управления;
- изучить процесс размещения заказа;
- исследовать воздействие госзаказа на экономику;
- оценить состояние рынка государственных закупок в Костромской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 6
1. Государственный заказ как способ удовлетворения государственных нужд: понятие, признаки, функции 6
2. Рынок государственных заказов, его особенности 10
3. Принципы формирования и формы размещения государственного заказа. Правовое регулирование сферы государственных закупок 13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 23
2.1 Влияние государственного заказа на стимулирование
экономического роста 23
2.1.1 Государственный заказ в механизме эффективного
использования бюджетных средств 23
2.1.2 Государственный заказ как инструмент антикризисного управления 23
2.2 Государственный заказ как форма поддержки
предпринимательства 31
2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и
управлением системой государственного заказа 38
3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСЗАКУПОК
В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Государственный заказ как метод государственного управления Корнев 08-гу-7.docx

— 94.81 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет»

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление» 
 

Кафедра экономики и управления

Дисциплина  «Система государственного и муниципального управления» 
 
 

К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

Государственный заказ как метод  государственного управления 
 
 

                       
 
 

                        Выполнил: Д.В.Корнев

                                                     Группа:  08-ГУ-7

   Проверила:  к.э.н., доцент

С.В. Боженко  
 
 
 

г. Кострома, 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА                                                                    В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ                                         6                                                  
    1. Государственный заказ как способ удовлетворения              государственных   нужд: понятие, признаки, функции                            6                                
    2. Рынок государственных заказов, его особенности                                  10
    3. Принципы формирования и формы размещения           государственного заказа. Правовое регулирование                                   сферы государственных закупок                                                               13                                                             

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ                 УПРАВЛЕНИЯ   ЭКОНОМИКОЙ                                                                  23                                                                                    

  2.1 Влияние государственного заказа на стимулирование

        экономического роста                                                                                 23    

     2.1.1 Государственный заказ в механизме эффективного

     использования бюджетных средств                                                           23

    2.1.2 Государственный заказ как инструмент                            антикризисного управления                                                                       23                        

  2.2 Государственный заказ как форма поддержки

       предпринимательства                                                                                  31                                                                                      

  2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и

        управлением системой государственного заказа                                    38                     

3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСЗАКУПОК 

     В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                      41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     45

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                 48

                                                                                         

          ВВЕДЕНИЕ 

     Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования.  В  условиях смешанной экономики государство  выступает в качестве  крупнейшего  заказчика и потребителя продукции  целого ряда отраслей, превращая государственный  спрос в мощный инструмент  регулирования  экономики, оказывающий влияние  на ее динамику  и структуру.

     Задача  поддержания и ускорения экономического роста, повышения конкурентоспособности  национальной экономики в современных  условиях требует внимания, прежде всего к инструментам государственной  промышленной политики. Одним из её важнейших инструментов, возможности  которого в Российской Федерации  используются недостаточно рационально, является государственный заказ. Он занимает значительное место в расходной  части бюджета Российской Федерации  и способен оказывать прямое влияние  на развитие производства и увеличение занятости в стране. Однако, как  показывают проведенные исследования, действующая на данный момент система  управления государственным заказом  недостаточно результативна: установленный  порядок размещения государственного заказа в должной мере не ориентирован на реализацию национально-государственных  интересов и способствует сохранению неэффективной структуры экономики  сырьевой направленности, сдерживая, таким  образом, потенциальный экономический  рост.

     Я считаю, что вопрос о роли государственного заказа как одного из методов государственного управления ещё недостаточно изучен и требует дальнейшего рассмотрения, так как единого мнения на современном этапе ещё не выработано. Кроме того, по моему мнению, данный вопрос имеет особое место в экономической науке и практике, так как теоретическое осмысление процесса осуществления государственных заказов, а также разработка мероприятий, способствующих повышению их эффективности, а как результат, и повышению эффективности функционирования экономики, определяются в фундаментальную научную задачу.

     Процесс размещения заказа регламентирован, начиная  с принятия решения о размещении и заканчивая процедурами обжалования  результатов и действий субъектов, обеспечивающих его размещение. Предусматривается  единое нормативно-правовое и методическое обеспечение процесса размещения заказа с обязательной разработкой типовых  форм конкурсной и аукционной документации, извещений, протоколов и т.д.

     Цель  работы - исследовать государственный  заказ и его воздействие на экономику. Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач отражающих логическую структуру моей курсовой работы:

- Рассмотреть понятие и размещение государственного заказа для государственных нужд;

- исследовать современное состояние рынка государственных закупок,  выделить тенденции и ключевые проблемы его  развития, определить необходимые условия для  обеспечения конкурентной среды рынка, выявить особенности влияния государственного заказа на стимулирование экономического роста и рассмотреть возможности эффективной системы проведения государственных закупок как инструмента антикризисного управления;

- изучить процесс размещения заказа;

- исследовать воздействие госзаказа на экономику;

- оценить  состояние рынка государственных закупок в Костромской области.

     Объект  исследования - государственный заказ.

     Предмет исследования - система общественных, социально-экономических отношений, возникающих в процессе планирования и реализации государственного заказа.

     Методологической  основой курсовой работы является совокупность методов познания, применяемых к изучению механизма государственных закупок, сложившихся как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе: исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок и др.

      Курсовая работа состоит из: введения, обосновывающего актуальность выбранной темы, а также содержащего цель и задачи курсовой работы; трёх главных частей, отражающих поставленные задачи, а именно: часть, раскрывающую сущность государственного заказа в системе управления, где даются основные понятия системы госзаказа, формулируются принципы и особенности данного инструмента регулирования экономикой; далее, часть, рассматривающую на основе материала, представленного в первой части, роль государственного заказа в системе регулирования экономических отношений; и часть, где даётся оценка состояния рынка государственных заказов в Костромской области, а также выявляются основные его проблемы; заключения, в котором формулируются наиболее важные выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1   СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ           СУЩНОСТЬ   ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 

    1.  Государственный заказ как способ удовлетворения государственных нужд: понятие, признаки, функции

        Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям.

       Государственный заказ служит для удовлетворения конкретных государственных нужд. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ [39].

       Таким образом государственные нужды — это потребности двух уровней: потребности федерации и потребности субъектов Российской Федерации. В соответствии с ГК РФ, говоря о государственном заказчике, государственных нуждах, государственных заказах, следует однозначно понимать в равной мере и федеральные заказы, и заказы субъектов федерации. У них разные финансовые источники, но они объединены понятием “государственные нужды”. Муниципальные нужды не являются “государственными” и, соответственно, муниципальные заказчики тоже не являются государственными.

     Под государственным заказчиком понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа.

     В соответствии с Федеральным законом  от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации на размещение заказов, бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования [39].

     На  государственном заказчике лежат  функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня  закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике  лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые  будут поставлять нужные товары, выполнять  работы и оказывать услуги. Размещение государственного заказа связано с  заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.

     В широком понимании государственный  заказ - это потребность органов  государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется  за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров  и ветеранов, покупка компьютеров  для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной  техники для армии.

Информация о работе Государственный заказ как метод государственного управления