Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа
Цель работы - исследовать государственный заказ и его воздействие на экономику. Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач отражающих логическую структуру моей курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и размещение государственного заказа для государственных нужд;
- исследовать современное состояние рынка государственных закупок, выделить тенденции и ключевые проблемы его развития, определить необходимые условия для обеспечения конкурентной среды рынка, выявить особенности влияния государственного заказа на стимулирование экономического роста и рассмотреть возможности эффективной системы проведения государственных закупок как инструмента антикризисного управления;
- изучить процесс размещения заказа;
- исследовать воздействие госзаказа на экономику;
- оценить состояние рынка государственных закупок в Костромской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 6
1. Государственный заказ как способ удовлетворения государственных нужд: понятие, признаки, функции 6
2. Рынок государственных заказов, его особенности 10
3. Принципы формирования и формы размещения государственного заказа. Правовое регулирование сферы государственных закупок 13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 23
2.1 Влияние государственного заказа на стимулирование
экономического роста 23
2.1.1 Государственный заказ в механизме эффективного
использования бюджетных средств 23
2.1.2 Государственный заказ как инструмент антикризисного управления 23
2.2 Государственный заказ как форма поддержки
предпринимательства 31
2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и
управлением системой государственного заказа 38
3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСЗАКУПОК
В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.2
Государственный заказ как форма поддержки
предпринимательства
Используя
государственный заказ как инструмент
регулирования и
Уже
стал общим местом тезис о том,
что основополагающей функцией государственного
заказа является стимулирующая функция.
Через заказ стимулируются
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В
соответствии с указанной статьей
государственные и
Этой же статьей регулируются начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа. Ранее эта цена варьировалась в пределах от 2 (в случае оказания услуг) до 3 млн. рублей (в случае поставки товаров, выполнения работ). С 2009 года Постановлением Правительства РФ размер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз с 3 млн. до 15 млн. рублей [39].
Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. В 2009 году данный перечень был существенно расширен.
Кризисные
явления в экономике России стали
дополнительным катализатором расширения
участия малого бизнеса в государственных
закупках. Государственный заказ
на всех уровнях власти был назван
одной из приоритетных антикризисных
мер поддержки
Тем не менее, несмотря на отмеченные благоприятные тенденции в части поддержки малого предпринимательства посредством государственного заказа, существуют вопросы, которые на данный момент остаются без ответа. Остановимся на некоторых их них.
1)
Отсутствие эффективного
2)
Вопрос статистического учета
доли малого
3)
Сложности с официальным
4)
Недостаточный уровень
5) Низкая доступность информации о государственных закупках. В настоящий момент предусмотрено требования обязательной публикации информации обо всех открыто размещаемых заказах на официальных сайтах в сети Интернет. Более того, статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ввод в 2011 году в эксплуатацию единого информационного ресурса о государственных и муниципальных закупках – Общероссийского сайта. Предполагается, что указанная мера обеспечит значительное расширение информационного поля системы государственных закупок. Общероссийский сайт позволит достичь консолидации разрозненной системы официальных сайтов и обеспечит единый формат предоставления информации. Пока же сложности с доступом к информации о торгах, предназначенных для субъектов малого предпринимательства, продолжают возникать. Получить информацию по всем закупкам с участием малых предприятий на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов фактически невозможно, такая информация доступна лишь за ограниченный период времени и по конкретному способу размещения заказа. С другой стороны, функция поиска информации на региональных сайтах также реализована не очень удобно. По экспертным оценкам, среди 83 субъектов федерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, 61% региональных сайтов не дают вообще никакой информации об этом [27].
6)
Невысокий уровень
В международной практике получили распространение самые разнообразные подходы к расширению участия малого бизнеса в выполнении государственных заказов. В частности, государство может привлекать малые предприятия к выполнению государственных заказов путем:
- установления императивного требования для крупных поставщиков привлекать малые предприятия на условиях субконтрактации и субподряда;
- организации специальных торгов для объединений малых предприятий либо объединений крупных и малых предприятий;
- квотирования части государственного заказа для малого бизнес;
- выделения в сложной составной продукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектов малого предпринимательства.
Особое внимание в зарубежных странах уделяется широкому использованию механизмов субподряда, развитию практики «упрощенного» государственного заказа для малых предприятий. Так, например, в США при заключении контракта с государством на сумму свыше 50 тыс. долларов генеральный подрядчик обязан передавать часть заказа по субподряду: в договорах с генеральными подрядчиками документально фиксируется процент стоимости контракта, выделяемого для малого бизнеса [33].
Программы
поддержки малого бизнеса через
государственный заказ также
предусматривают широкое
С целью улучшения доступа малых предприятий к государственным заказам предлагается осуществить следующие меры:
1)
Рассмотреть возможность
2) Усовершенствовать статистические формы отчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках, а также разработать порядок расчета квотируемого объема заказа.
3) Проработать вопрос о дальнейшем ужесточении мер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства. В частности, предлагается предусмотреть уголовное наказание за неоднократное нарушение данной квоты, для чего необходимо внести изменения в Уголовный кодекс.
4) Разработать механизм подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства.
5)
Распространить сферу действия
Федерального закона 94-ФЗ на заказы
государственных компаний и
6)
Проработать вопрос о
7)
Расширить информационно-
- осуществлять активную пропаганду государственного заказа в федеральных СМИ;
- разрабатывать специальные рекомендации малым предприятиям по участию в торгах;
- формировать реестры «лучших практик» участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках [27].
Возможность правового обеспечения более полного и эффективного привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в размещении государственного заказа предоставляет Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статьей 7 указанного Федерального закона установлено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться специальные меры, и, в частности, учет и реализация особенностей участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Информация о работе Государственный заказ как метод государственного управления