Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа
Цель работы - исследовать государственный заказ и его воздействие на экономику. Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач отражающих логическую структуру моей курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и размещение государственного заказа для государственных нужд;
- исследовать современное состояние рынка государственных закупок, выделить тенденции и ключевые проблемы его развития, определить необходимые условия для обеспечения конкурентной среды рынка, выявить особенности влияния государственного заказа на стимулирование экономического роста и рассмотреть возможности эффективной системы проведения государственных закупок как инструмента антикризисного управления;
- изучить процесс размещения заказа;
- исследовать воздействие госзаказа на экономику;
- оценить состояние рынка государственных закупок в Костромской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 6
1. Государственный заказ как способ удовлетворения государственных нужд: понятие, признаки, функции 6
2. Рынок государственных заказов, его особенности 10
3. Принципы формирования и формы размещения государственного заказа. Правовое регулирование сферы государственных закупок 13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 23
2.1 Влияние государственного заказа на стимулирование
экономического роста 23
2.1.1 Государственный заказ в механизме эффективного
использования бюджетных средств 23
2.1.2 Государственный заказ как инструмент антикризисного управления 23
2.2 Государственный заказ как форма поддержки
предпринимательства 31
2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и
управлением системой государственного заказа 38
3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСЗАКУПОК
В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В целом, при анализе действующего законодательства и тенденций его изменения, становится очевидным, что, с одной стороны, эволюция существующей нормативной базы по вопросам регулирования размещения госзаказа в значительной мере продолжает тяготеть к зависимости от человеческого фактора - субъективного решения чиновника. С другой стороны, широкое привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в размещении государственного и муниципального заказа требует систематического сбора, учета и анализа большого количества постоянно меняющихся данных о составе субъектов малого предпринимательства, о направлении их деятельности, о показателях их производственных возможностей и т.п.
В
настоящее время
2.3
Проблемы и риски, связанные с организацией
и управлением системой государственного
заказа
В
России проблема формирования эффективной
системы организации и
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где рынок государственных заказов является результатом длительного эволюционного развития, перед Россией стоит задача по сути одновременного формирования институциональной системы как общенационального, так и важнейшей его части - рынка государственных заказов. Развитие институтов рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд предполагает, в первую очередь, реформирование сложившейся в переходный период институциональной системы в сфере государственных закупок, в том числе правил и механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля [23].
Государственный заказ является одной из областей деятельности государственных органов власти которая во всех странах связана с высоким уровнем коррупции. Уровень коррупции в госзаказе сегодня остается критически высоким: процедура отбора победителя сложна, непрозрачна, подразумевает несколько закрытых заседаний конкурсной комиссии. Коррупция в системе госзакупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, причем не только финансовым. Ущерб государства и общества от коррупционных действий в процессе размещения государственного или муниципального заказа условно можно разделить на четыре вида:
1.
Финансовые потери –
2.
Количественные потери –
3.
Качественные потери –
4.
Политические потери –
На сегодняшний день участились случаи сговора между участниками аукционов. Сговор мешает экономии бюджетных средств, препятствует развитию конкуренции, и, в конечном итоге, причиняет ущерб государству. Поэтому правительством РФ при участии антимонопольной службы был внесен в Государственную Думу законопроект о введении уголовной ответственности за сговор наряду с административной. Теперь за сговор на торгах будет предусмотрена мера уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.
Полностью
устранить коррупцию в
Костромское
управление федеральной антимонопольной
службы (КУФАС) - это тот орган, на
который с 1 января 2006 года возложена
функция по контролю процедуры размещения
государственных и
В 2008 году было размещено госзаказов на сумму в 7 миллиардов 400 миллионов рублей. Определены приоритеты, главный из них - конечный материальный результат при чрезвычайно экономном отношении к расходам. Реализуя функции уполномоченного органа по размещению государственного областного заказа способами открытого конкурса и аукциона, департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области провел 301 конкурс и аукцион по 971 лоту на общую сумму 6 млрд 382млн 173 тыс. рублей. В результате экономия бюджетных средств составила 188,6 миллиона рублей [31].
Проблемы 2008 года можно разделить на внешние и внутренние. Внешние обусловлены спецификой законодательства, рассчитанного на идеальный рынок и добросовестных действующих лиц. При этом главным является ценовой фактор, а квалификационные критерии учитываются слабо. Внутренний фактор - медленная адаптация к требованиям законодательства. Заказчик сам готовит контракты, но часто не в силах выполнить все требования к документации. Слабо изучаются возможности рынка для повышения конкурентности торгов, есть проблемы с формированием экономически оправданной начальной цены контракта, с формированием реестра добросовестных и недобросовестных поставщиков, со сроками исполнения контрактов. При проверках в 170 случаях были обнаружены нарушения.
По мнению губернатора И.Н. Слюняева, действительно наблюдается неэффективная работа закупочного механизма. Однако многое зависит от порядочности и компетентности представителей исполнительной власти.
Сегодня в области
Стала проблемой закупка
Список госзакупок на первые два месяца 2009 года выявил нецелесообразность в расходовании бюджета области. Из январско-февральского перечня было исключено множество пунктов, что составило сотни миллионов рублей, а контроль за торгами возложен на департамент экономики. Таким образом, экономия по госзакупкам в январе 2009 года превысила 180 млн. рублей, в феврале – 400 млн. рублей, что позволило не снижать уровень социальной поддержки населения в Костромской области даже в условиях общей экономической нестабильности [31].
Основными
задачами департамента в сфере организации
государственных закупок на 2009 год
стали внедрение
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов, определяющим доходный потенциал субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По данным статистики в области в сфере малого предпринимательства осуществляют свою деятельность 4,5 тыс. предприятий, более 500 крестьянских (фермерских) хозяйств, 17 тыс. индивидуальных предпринимателей. Численность людей, занятых в сфере малого бизнеса - 31% в общей численности граждан, занятых в экономике области. Этому в значительной степени должна способствовать система, создающая благоприятные условия, способствующие росту и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с размещением государственного заказа. Следовательно, система государственных закупок является экономическим методом планирования социально-экономического развития региона [41].
В
практике реализации на территории Костромской
области Федерального закона № 94 «О
размещении заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и
Решением проблемы может стать концентрация специалистов в каком-то одном органе. По пути создания единого органа исполнительной власти, занимающегося закупками, уже пошли некоторые субъекты Российской федерации, например Ярославль, Иваново и Тамбов. Именно эти органы (департаменты, комитеты) проводят экспертизу всей конкурсной документации, которую предоставляет им заказчик на предмет соответствия требованиям законодательства. Только после согласования с ними заказ выносится на сайт, и, более того, именно этот орган, как последнее звено, проводит самые сложные процедуры: конкурсы и аукционы. Там работают профессионалы, и в силу этого, вероятность допущения ошибок мала, а качество документации и требований, которые предъявляет заказчик поставщику, достаточно высокие. По этому направлению еще 2-3 года назад пошла Москва. Там создан специальный орган исполнительной власти, который и взял на себя большую часть работы, и опыт его работы был одобрен [35].
Выход Федерального закона от 21 июля
2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд» имел две основные направленности:
антикоррупционность и эффективное использование
бюджетных средств. Но для того, чтобы
решить эти задачи, нужно понять место
и роль размещения заказов во всей областной
экономике. Нужно строить систему размещения
заказов. Она состоит, во-первых, из предварительного
планирования объемов госзакупок. Вторая
задача – каким образом осуществить закупки.
И вот эта задача процессуально должна
решаться с соблюдением процедур, изложенных
в 94-м законе. Третьей задачей является
добросовестное исполнение заключенных
контрактов, в соответствии с теми условиями,
которые в них прописаны. Это может являться
революционной системой рационального
управления расходной частью бюджета:
федерального, областного или муниципального.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая представленные ранее данные и сделанные ранее выводы, можно сказать что:
- объем государственного заказа растет с каждым годом, делая этот рынок все более привлекательным для предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности;
- малое предпринимательство участвует в процедурах размещения государственного заказа, причем активность его возрастает;
- основные возможности для участия малого предпринимательства в государственном (муниципальном) заказе прежде всего на уровне местного самоуправления, далее - на уровне субъектов Российской Федерации;
Информация о работе Государственный заказ как метод государственного управления