Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:11, курсовая работа
Цель работы - исследовать государственный заказ и его воздействие на экономику. Исходя из заданной цели, целесообразна постановка следующих задач отражающих логическую структуру моей курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и размещение государственного заказа для государственных нужд;
- исследовать современное состояние рынка государственных закупок, выделить тенденции и ключевые проблемы его развития, определить необходимые условия для обеспечения конкурентной среды рынка, выявить особенности влияния государственного заказа на стимулирование экономического роста и рассмотреть возможности эффективной системы проведения государственных закупок как инструмента антикризисного управления;
- изучить процесс размещения заказа;
- исследовать воздействие госзаказа на экономику;
- оценить состояние рынка государственных закупок в Костромской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ 6
1. Государственный заказ как способ удовлетворения государственных нужд: понятие, признаки, функции 6
2. Рынок государственных заказов, его особенности 10
3. Принципы формирования и формы размещения государственного заказа. Правовое регулирование сферы государственных закупок 13
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 23
2.1 Влияние государственного заказа на стимулирование
экономического роста 23
2.1.1 Государственный заказ в механизме эффективного
использования бюджетных средств 23
2.1.2 Государственный заказ как инструмент антикризисного управления 23
2.2 Государственный заказ как форма поддержки
предпринимательства 31
2.3 Проблемы и риски, связанные с организацией и
управлением системой государственного заказа 38
3 СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСЗАКУПОК
В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
в) имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс), если заказчиком установлено, что избранный способ является наилучшим;
г) поставщики не представили заявки на участие в торгах (конкурсе) или все указанные заявки отклонены заказчиком, если при этом проведение новых торгов (конкурса) не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта.
Длительность проведения двухэтапного конкурса превышает длительность проведения открытого конкурса [10, c.47].
Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:
а) продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;
б) цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также, когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции.
Закрытый конкурс обычно проводится в те же сроки, что и открытый конкурс.
Специализированные закрытые конкурсы могут проводиться только в том случае, когда государственный контракт заключается на приобретение продукции для нужд национальной обороны или для обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Способ
запроса котировок применяется
при закупках имеющейся в наличии
продукции, которая производится или
предоставляется не по конкретным заявкам
заказчика и для которой
Размещение
заказа на закупки продукции для
государственных нужд у единственного
источника осуществляется по согласованию
с Министерством экономики
а) при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или применение иного способа размещения заказов нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, вызвавшие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;
б) если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции;
в) если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции, и отсутствует ее равноценная замена;
г) в случае, если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.
Размещение заказа на закупку продукции у единственного источника обычно занимает также не менее двух недель.
Внутренние торги (внутренний конкурс) проводится в случаях, если:
а) в закупках в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают участие только российские поставщики;
б) заказчик считает, что в участии в торгах (конкурсе) будут заинтересованы только российские поставщики [4, c. 29].
Немаловажным этапом осуществления государственных закупок является планирование.
При составлении плана закупок начинают с подробного определения характеристик предмета закупки, затем определяется круг ответственных должностных лиц, которые непосредственно будут заниматься процедурами проведения конкурса или осуществлять действия по внеконкурсному размещению заказа. Также назначается конкурсная комиссия, которая будет принимать решения по выбору победителей конкурсов, разрабатывается регламент работы этой комиссии.
Следующей стадией является планирование конкурсных процедур. При планировании самой конкурсной процедуры необходимо решить следующие вопросы: определить круг возможных поставщиков, выявить квалификационные требования к ним, определить критерии выбора победителя, определить количество и состав лотов, разработать форму контракта.
Но следует учитывать, что планирование закупочной деятельности приведет к желаемому эффекту – повышению эффективности использования бюджетных средств – только в том случае, если каждый участник этого процесса своевременно выполнит возложенные на него функции [1, c.94].
В
российской экономике нормативно-правовая
база по государственным и
Для выполнения государственных заказов была создана Федеральная контрактная система, в которую вошли Федеральная контрактная корпорация (ФКК) «Росконтракт» и еще порядка ста восьмидесяти организаций различного типа, в том числе, предприятия оптовой торговли, территориальные коммерческие компании. Все эти организации были отнесены к федеральной собственности. Выполнение работ по обеспечению государственных заказов оказалось малоэффективным, слабо подкреплялось государственным финансированием, что негативно сказывалось на экономическом положении предприятий корпорации. В итоге в 1994г. было проведено реформирование Федеральной контрактной системы и ее приватизация.
Конкурсная система
Проблема
формирования конкурентной, эффективной
системы государственных
1. Развитие нормативной правовой базы государственного рынка товаров и услуг. Предусматривает систематизацию законодательства РФ о государственных и муниципальных закупках путем принятия нормативных актов, регламентирующих правовые и процедурные вопросы закупок. Новый закон является универсальным, распространяется на все уровни государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Совершенствование и регламентация всей технологии (правил, порядка и процедур) закупок. Уточнены положения, регулирующие порядок размещения заказов. Помимо конкурсов установлена возможность проведения закупок посредством проведения аукционов, в том числе открытых аукционов в электронной форме. Ведена новая процедура закупок без проведения торгов – закупки на товарной бирже. Регламентирована процедурная часть организации и проведения размещения заказов.
3. Создание системы оперативного контроля и аудита проведения конкурсных процедур, эффективности бюджетных расходов. С целью обеспечения транспарентности процедур размещения государственного заказа на официальных сайтах по закупкам в сети Интернет в обязательном порядке должна размещаться вся информация о проведении торгов и сведения о заключенных контрактах. В настоящее время начал работать единый федеральный реестр государственных закупок и контрактов, который содержит сведения о наименовании заказчика, источнике финансирования, процедуре размещения заказа, наименовании и местонахождении поставщика, номенклатуре и цене закупаемой продукции, информацию о заключении контракта.
Вступили
в действие постановление Правительства
РФ о назначении федерального контрольного
органа в сфере размещения заказов
(с 2006г. - ФАС России) и о назначении
органа, уполномоченного на ведение
федерального реестра контрактов (Федеральное
казначейство, начиная с 2007г.). Усиление
контроля в системе государственных
закупок предусматривает и
Законом
так же определено ряд мер социально-
Тем не менее, требования и возможности, декларируемые российским законодательством, выполняются и используются далеко не в полной мере. Характерно, что в Федеральном законе № 94-ФЗ и последующих связанных с ним законодательных актах о госзакупках максимальное внимание уделено регулированию процедур проведения торгов, но практически полностью игнорируются вопросы планирования и контроля результатов. В то же время именно этапы планирования и составления конкурсной документации, а также, с учётом отсутствия контроля результатов торгов, некачественное проведение работ (оказание услуг, поставка товара) или значительное несоответствие цены и фактического исполнения заказа являются наиболее уязвимыми с точки зрения закладывания в них коррупционной составляющей. В связи с этим настораживает и тот факт, что в указанном Федеральном законе были практически полностью проигнорированы такие важнейшие положения, как классификация и номенклатура товаров, работ и услуг, а также вопросы интеграции информационных систем различных уровней с целью последующего экономического анализа результатов закупочной деятельности органов государственной власти [8, c.18].
Федеральный
закон N94-ФЗ претерпел уже 11 редакций,
в нем до сих пор присутствуют
ограничения по объему размещения заказа,
его стоимости, номенклатуре товаров
и услуг для СМП. В то же время
из закона убраны нормы о квалификации
участника торгов, что снизило
качество товаров и услуг и
поставило под угрозу исполнение
многих госконтрактов.
2.1 Влияние государственного заказа на стимулирование экономического роста
2.1.1
Государственный заказ в механизме эффективного
использования бюджетных средств
Современное
государство является самым крупным
потребителем, и на его нужды ежегодно
тратятся значительные суммы средств
налогоплательщиков, поэтому важнейшим
элементом системы
Поскольку
государственные закупки
Информация о работе Государственный заказ как метод государственного управления