История отечественных служб принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие понятий, определение взаимосвязи государства и принуждения, причин необходимости государственного принуждения.
К задачам исследования отнесём изучение понятия принуждения, функций государства, выявление видов принуждения, характеристику принуждения, историю государственного принуждения.

Работа состоит из  1 файл

ололо.docx

— 86.35 Кб (Скачать документ)

Введение.

     Актуальность  данной темы обусловлена человеческой природой и природой государства, а  точнее их конфронтацией. Любая групповая  человеческая деятельность регламентируется нормами права, требующими соблюдения прав других людей в ущерб своим  желаниям. Для обеспечения соблюдения этих прав, а больше для обеспечения  выполнения вышеуказанной деятельности, человека приходится принуждать. Суть порядка заключается в необходимости  его исполнения, ключ к исполнению порядка – принуждение. Государство и является гарантом исполнения порядка.

     Изучаемой проблеме в научной литературе уделено сравнительно мало внимания, поскольку российская правовая наука последних десятилетий в эпоху СССР базировалась на классовых догмах, развитых Ф.Энгельсом, которые в ряде аспектов были основаны на ошибочных положениях. Труды современных авторов также в значительной мере не раскрывают эту тему в силу новизны вопроса, «освобожденного» от железных рамок социалистического мировоззрения лишь на рубеже XX-XXI веков. Роль мер принуждения до этого являлась завышенной и обосновывалась с точки зрения господствующей государственной идеологии. В 30 - 40-е годы ХХ века в правоведении нашло отражение увеличение роли принуждения. Это ясно видно из того, что долгое время в юридической науке преобладал взгляд на принуждение при определении права как на множество норм, реализация которых гарантируется государственной принудительной силой. Вопрос изучался такими учеными-юристами как Б.Т. Базылев, М. Д. Шаргородский, О.Э. Лейст и другие, однако в силу изменений в обществе и новизны вопроса в постоянно изменяющихся условиях данная тема подлежит дальнейшему, глубокому и детальному изучению с разделением направлений.

     Проблема  исследования состоит в сути государственного принуждения.

     Объектом  исследования являются принуждение  в человеческом обществе и история  институтов принуждения в России.

     Целью исследования является раскрытие понятий, определение взаимосвязи государства  и принуждения, причин необходимости  государственного принуждения.

     К задачам исследования отнесём изучение понятия принуждения, функций государства, выявление видов принуждения, характеристику принуждения, историю государственного принуждения.

     Выдвигаемая гипотеза состоит в том, что принуждение  является необходимой для поддержания  общественного порядка деятельностью, развивающийся вместе с государством.

     Поставленные  в работе задачи решались при помощи теоретического анализа литературных и нормативно-правовых источников, логического анализа и анализа  исторических данных.

     Практическая  ценность работы заключается в специфике  точки зрения на рассматриваемую  проблему, использовании не только теоретических данных, но и исторических фактов.

     Структурно  исследование состоит из введения; 2 частей: первая из 4 глав, вторая –  из 7; заключения, списка использованных источников.

I. Суть государственного принуждения.

Введение  в понятие принуждения.

     Принуждение само по себе является актом насилия  над волей объекта для обеспечения  выполнения или не выполнения им какого-либо действия. Существование индивида в  коллективе невозможно представить  без принуждения, так как воля индивида, часто противоречит воле коллектива. Отсутствие принуждения  возможно лишь в случае отсутствия контактов индивида с сообществом  его биологического вида. Так стайные животные, скажем, волки, имеют чёткую организацию, строгие правила, обязательные для исполнения каждым членом стаи (например, порядок дележа добычи, направление миграции и т.д.), в то же время животные, живущие в одиночестве, например, кошки, полностью предоставлены сами себе, удовлетворяя все свои нужды как они считают необходимым тогда, когда есть возможность и необходимость.

     Сам смысл коллективизации состоит в отказе от определённых желаний в пользу определённых преимуществ. Обеспечить поддержание этого отказа возможно было бы его поощрением, но в таком случае ценность этого поощрения со временем становится не заметной, так как это поощрение имели бы все члены общества, а отмена поощрения в отношении какого-либо члена общества расценилось бы как акт насилия, акт принуждения. Именно поэтому более рациональным и действенным является принуждение.

     Таким образом, любой коллектив принуждает своих участников к выполнению определённых норм и правил, обеспечивающих его  существование и стабильность, применяя в противном случае определённых санкций к нарушителям, вплоть до смертной казни или изгнания. Поскольку все виды, склонные к коллективизации, не являются жизнеспособными в одиночку, каждый член коллектива своим членством дорожит, так же как и заботится об его численности (чем коллектив многочисленнее, тем он жизнеспособнее). Именно поэтому практикуется именно принуждение, а не изгнание за любое нарушение правил.

     Членом  сообщества может быть не выгодна  и политика другого сообщества, в  этом случае есть несколько способов решения этой проблемы, один из которых  впоследствии трансформировался в  межгосударственное принуждение. Выражаться оно может по-разному, например, при  помощи военного вмешательства или  шантажа.

     Для социальных видов характерно физическое и психологическое внутриколлективное принуждение. Физическое – воздействие на организм индивида, сводящееся, как правило, к причинению боли, исключению из коллектива или ограничению естественных свобод. Психологическое – информационное воздействие на сознание особи, представляющее собой угрозу применения физического насилия. Очевидно, что под силой психологического принуждения любой член любого коллектива находится постоянно. И, разумеется, стоит отметить, что психологическое принуждение усиливается на весь коллектив всякий раз, когда к какому-либо его члену применяется физическое (не случайно практикуются публичные суды и казни).

     В любом коллективе принуждением ведают особые органы, имеющие на то компетенцию. В дикой природе определяют нормы  сообщества, следят за их исполнением  и применяют санкции вожаки стаи. В современном человеческом обществе этими функциями ведает государственный аппарат. Так или иначе, именно эти функции входят в основные функции власти.

     Государство – организация публичной суверенной власти, действующая на правовых началах  на своей территории в интересах  населения. Как видно из определения, по большому счёту, это – разновидность коллектива, а как выяснилось ранее, принуждение свойственно любому коллективу. Интересные нам функции власти были выделены в прошлом абзаце. Право – свобода действий, но свобода действия каждого отдельного индивида сталкивается со свободами другого, что в коллективе недопустимо. Именно поэтому, как принято считать частью историков, создались государства – для уравновешивания взаимных важнейших прав граждан при отказе от части менее важных, и поддержания этого баланса любой ценой, таким образом, соблюдение прав обеспечивается принуждением со стороны государства. Это и является, на мой взгляд, одним из первичных интересов населения.

       Как видим, при анализе определения  государства, выявляется то, что почти каждое его слово ссылается на принуждение, из чего делаем вывод что государство и принуждение – неделимые понятия.

     Итак, государственное принуждение – основная, постоянная социальная функция общего характера, заключающаяся во внешнем воздействии на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства. Осуществляется требованиями, запретами, охраной и репрессивными методами органами исполнительной, отчасти судебной и контрольной власти.

 Поводы  для осуществления государственного принуждения.

     В прошлой главе уже было выяснено, что принуждение является важным атрибутом любого коллектива, в том  числе и государства. Попробуем конкретнее рассмотреть основные поводы для осуществления принуждения в самом государстве.

     Итак, государство подразумевает под  собой наличие населения, объединённого  одной властью. Человеку свойственен  эгоизм, поэтому, согласно теории Фрейда, воля каждого члена общества вступает в конфронтацию с волей самого общества. Для обеспечения нормального  функционирования общества и государства, необходимо его поддерживать, так  как в некоторых ситуациях  объект принуждения не способен или  не желает справиться со своей волей, осуществляется государственное принуждение. В целом, оно осуществляется для:

      1) пресечения правонарушения, как правило, это законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения, такого как арест преступника, изъятие у него орудий преступления, задержание правонарушителей и т.д.;

      2) предупреждения правонарушений и других неугодных для общества и личности действий, проведение различных организационно-правовых действий - эвакуацию из районов стихийного бедствия, осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, и др.;

      3) осуществления юридической ответственности, которая заключается в возложении на правонарушителя определённых лишений, к примеру, ограничений либо лишения свободы, наложение штрафа и др.;

      4) правовосстановления, то есть восстановления прав гражданина, нарушенных ранее. Например, возвращение имущества, восстановление доброго имени и др.

      В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической ответственности, которая будет рассмотрена в следующей главе, можно назвать следующие:

    1. реквизицию имущества, изымаемого у собственников по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;
    2. меры, проводимые в профилактических, предупредительных целях (проверка документов у водителей транспортных средств, надзор за состоянием противопожарной безопасности на предприятиях, в организациях и учреждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);
    3. принудительные меры, применяемые в целях пресечения противоправных деяний и их вредных последствий (административное задержание правонарушителя, принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии невменяемости; истребование собственником имущества у добросовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).

      Итак, существует несколько поводов к  государственному принуждению. Среди  них особенно выделяется ответственность, так как она применяется только при наличии совершенного правонарушения и влечёт за собой более суровые санкции со стороны государства. Ответственность носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профилактического характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей и поэтому справедливо не рассматриваются как вид юридической ответственности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юридической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим расстройством, так как это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем порядке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответственность и государственное принуждение.

     Как мы уже выяснили, государственное  принуждение является многосторонним, но наиболее интересным для нас является такой повод для его осуществления, как ответственность. Это связано с тем, что право носит ретроспективный характер, и, как следствие, наиболее частые и важные акты государственного принуждения вызваны именно ответственностью.

     Для существования коллектива каждому его члену необходимо отказываться от части желаний, противоречащих воле остальных. Эти жертвы определяют такие источники, как мораль, этикет, законы, религия. Это нормы, которые определяют поведение каждого гражданина, но есть и особые, предусмотренные только для определённых коллективов, например уставы, кодексы и т.п. Каждый из этих источников подразумевает выполнение определённых правил, но если нарушение одних вызывает лишь общественное порицание и эмоциональный дискомфорт (например, муки совести), то другие влекут за собой ответственность. Так, нарушение уголовного кодекса чревато уголовной ответственностью нарушителя. Это ретроспективная ответственность. По сути, порицание за нарушение норм этикета тоже является ретроспективной ответственностью, но государство наказывает нарушителя своих нормативно-правовых актов более сурово.

Информация о работе История отечественных служб принуждения