История отечественных служб принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие понятий, определение взаимосвязи государства и принуждения, причин необходимости государственного принуждения.
К задачам исследования отнесём изучение понятия принуждения, функций государства, выявление видов принуждения, характеристику принуждения, историю государственного принуждения.

Работа состоит из  1 файл

ололо.docx

— 86.35 Кб (Скачать документ)

     Приказ  Холопьего суда ведал делами о  поступлении в холопство, судом  о кабальном холопстве и т.д., первое упоминание о нём датируется 1571 годом в связи с ограничением перехода крестьян, Холопий приказ расширил свою компетенцию на поиск  беглых крестьян. Однако, известно, что  он существовал и до 1500 года.

     В 1555 году была составлена  «Уставная  книга Разбойного приказа», в этом же году был учреждён и сам приказ. Разбойный приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и дьяков во всём государстве, санкционировал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татиных (воровских) дел на территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда, в которых вопросами безопасности и порядка, борьбы с кормчеством и пожарами, содержания в чистоте улиц ведал Земский приказ (первое упоминание в 1564 году).

     На  местах функции принуждения в первый этап существования приказной системы осуществляли городовые приказчики (в основном, исполняли наказание за налоговые преступления), городничие и кормленщики, которые были в 1555 году заменены специальными губными органами, призванными преследовать, ловить и казнить преступников в пределах своей «губы» (полицейский округ). В каждой губе из дворян или детей боярских выбирался губной староста, имевший в своем распоряжении аппарат из старост, десятских и «лучших людей», впоследствии заменённый на нескольких целовальников, избираемых из крестьянской и посадской верхушки, и губного дьяка, заведовавшего делопроизводством. Оперативные мероприятия осуществлялись с опорой на сотских, пятидесятских и десятских. Исполнителей полицейских функций называли «ярыжками».

     Со  временем, ведение губных старост  расширилось и содержало уже  дела о татях, убийствах и заведование  тюрьмами.

     С 1649 года деятельность органов принуждения регламентируется «Судебником» и «Наказом о градском благочинии».

     В 1655 году возникает Приказ тайных дел (был упразднён в 1676 году), рассматривавший  политические дела различной важности.

     В 17 веке возникает Поместный приказ, который, помимо прочих функций, осуществлял  борьбу с побегами феодальнозависимых крестьян.  Он имел представительства в большинстве крупных городов государства.

     В это же время для караульной и  полицейской служб стали привлекать стрельцов. В крупных городах  функции принуждения воевод принимали на себя городничие (бывшие городовые приказчики). Смертная казнь и физические наказания в качестве наказания замещают популярные ранее штрафы, для получения признаний активно использовались пытки, стали финансово поощряться доносы.

     С 1696 года Преображенский приказ начинает ведать политическими делами, а так  же охраной порядка в Москве, борьбой  с правонарушителями. Просуществовал до 1729 года.

     Эта эпоха заканчивалась массой крестьянских бунтов, необходимы были перемены, в  том числе и органов принуждения, не способных справиться с массовыми беспорядками. Кроме того, появляется необходимость в органе принуждения, занимающимся политическими делами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первая  четверть 18 века.

     С 1701 года по указу Петра I Стрелецкий приказ переформировывается в Приказ земских дел, наследовавший функции принуждения упразднённого Земского приказа.

     Кроме того, Пётр Великий в 1713 году ввёл ряд  временных розыскных канцелярий, выполнявших всё те же функции, одна из которых – Тайная канцелярия, в 1718 году стала постоянной. Занималась она так же политическими делами, но в 1726 году упразднилась.

     В начале 18  века на местах воеводы  делятся функциями принуждения с губернаторами, ландрихтерами (помощники губернаторов), земскими комиссарами (глава округа) и бурмистрами (выборная должность из числа посадского населения). Кроме того, в каждой провинции существовали канцелярии розыскных дел, а в Санкт-Петербурге канцелярия полицеймейстерских дел. 7 июня 1718 года петербуржская канцелярия была переименована в Главную полицию. С этого момента началась история российской полиции как основного органа принуждения.

     Во  главе Главной полиции стоял  генерал-полицеймейстер, первым главой новой структуры стал генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицеймейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицеймейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п.

     19 января 1722 года была учреждена полиция в Москве во главе с обер-полицеймейстером. 10 декабря 1722 года была издана «Полицеймейстерская инструкция», состоящая из 40 пунктов.

     В своей деятельности эти органы опирались  на старост улиц и десятских, в  остальных городах и провинциях полиция ещё не отделилась от администрации (губернаторы следили за правопорядком).

     На  местах в 1723-1724 годах были созданы  ратуши в небольших городах и  городовые магистраты в крупных, состоявшие из президента, 2-4 бурмистров и 2-8 ратманов, и заменившие бурмистрские избы. Местная полицейская администрация всё ещё плохо справлялась со своими обязанностями, включавшими функции принуждения, так как низшая единица охватывала слишком значительную территорию (1500-2000 дворов) при малом количестве служащих (земский комиссар, 2-4 подьячих, 4-8 солдат и рассыльных). Для помощи в охране правопорядка с каждых 10 дворов в порядке повинности отряжался человек (квартальный поручик), а для осуществления контроля над ними – сотник, избираемый с каждых 100 дворов.

     Оперативниками  до сих пор являлись, хоть и не годные к полевой службе, но военнослужащие, которые для получения «искреннего» признания всё ещё использовали пытки. В экстремальных условиях (для поимки дезертиров и бандитских шаек, например) нередко привлекались воинские подразделения.

     По-прежнему функции принуждения выполнялись несколькими структурами, компетенция которых до сих пор не была строго разграничена, часто возникали дублирующие должности. Несмотря на появление полицейского института, профессиональна и компетентна была только его администрация, да и та представлялась воинским офицерством, следственный процесс всё ещё осуществлялся по средневековым нормам. 

Эпоха дворцовых переворотов.

     Для нужд исполнения наказания в 1727 году была создана Доимочная канцелярия, а в 1729 Канцелярия конфискации недвижимого имущества.

     «Инструкция» 1728 года ограничивала компетенцию воевод и губернаторов конкретными задачами, в том числе и полицейскими: ловить беглых крепостных, рекрутов, солдат, вести борьбу с разбоем, содержать  тюрьмы, выколачивать недоимки. Кроме  того, этот регламент устанавливал чёткий иерархический порядок административных служащих. По нему, местная администрация  в лице воевод не была даже в косвенном  подчинении Главной полиции.

       В 1730 году для улучшения организации  борьбы с преступностью, восстанавливается  Сыскной приказ.

     В 1731 году возникает Тайная розыскных  дел коллегия, упразднённая в 1762 году (на смену ей пришла Тайная экспедиция Сената, распущенная в 1801 году). В  её юрисдикцию попали дела, ранее принадлежащие  Тайной канцелярии и Преображенскому  приказу, во главе структуры стоял  А.И. Ушаков. После примыкания её к  Сенату, во главе стал генерал-прокурор Глебов и сенатор Панин. В 1764 году Глебова сменил А.А. Вяземский. Обе  эти организации были уже достаточно сильны и опытны, активно использовалась агентура и доносы, при отделениях почты появляются перлюстрационные отделы.

     В губерниях к тому моменту уже  были созданы полицеймейстерские конторы, возглавляемые полицеймейстерами из числа офицеров местного гарнизона, но их функции сводились к содержанию порядка и «благочиния» в городе: соблюдению тишины, чистоты, противопожарных мер и т.д. В начале 60-х годов эти конторы и вовсе попали в подчинение воеводам и губернаторам, а Главная полиция сохранила за собой право лишь штрафовать полицеймейстеров.

     В 1775 году усилилась роль дворянского  и городского самоуправления. Теперь во главе регионов стояли генерал-губернаторы, которые благодаря расплывчатым формулировкам «Учреждения о  губерниях» имели фактически неограниченные полномочия в том числе и по принуждению. Функции принуждения на местах осуществлялись: в губерниях губернатором (стоявшего во главе губернского правления), губернским правлением и приказом общественного призрения; в уездах исправником, нижним земским судом и городничими.

     Губернское  правление доводило до сведения администрации  указания с верхних эшелонов власти, побуждало к исполнению. Приказ общественного призрения определял «праздно шатающихся» в «работные» и «смирительные» дома, ведал состоянием тюрем. Нижний земский суд исполнял распоряжения вышестоящих властей в том числе и по полицейским делам, призван сохранять в уезде «благочиние, добронравие и порядок». Охраной «тишины и спокойствия» в уездном городе занимался городничий, выполнявший функции земского исправника.

     8 апреля 1782 года был утверждён  «Устав благочиния или полицейский». Отныне сохранение «благочиния,  добронравия и порядка» возлагалось  в городах на городскую полицию  и её органы. В столицах во  главе полиции стоял обер-полицейместер, являвшийся начальником управы благочиния. Она могла проводить предварительное следствие и суд по мелким уголовным делам. Что характерно, в её состав входили выборные члены от купечества - ратманы, так как эта структура так же заведовала городским благоустройством и торговлей.

     Компетенция управ благочиния была расширена  по сравнению с ранее существовавшими органами принуждения. Им теперь вменялось в обязанность знать занятия и источники доходов всех жителей, причем не только постоянных, но и временно проживающих, контролировать общественные организации, общества, товарищества и братства, а также религиозные секты и масонские ложи, которые могли образовываться только с разрешения полиции. Характерно, что общая полиция была децентрализована, полицейские органы в губерниях всецело подчинялись губернаторам, а Генерал-полицеймейстер фактически руководил лишь столичной петербургской полицией. Правда, в XVIII в. делались попытки превратить Генерал-полицеймейстера в руководителя всей полиции империи, но они не имели успеха. Общая полиция так и осталась децентрализованной.

     В губернских городах управу благочиния возглавлял полицеймейстер или обер-комендант. Город, насчитывавший более 4000 дворов, делился на части во главе с частным приставом. Центром части была канцелярия частного пристава – «часть», «частный» или «съезжий» дом. Полицейская часть следила за охраной правопорядка на вверенной территории, исполняла государственное принуждение, боролась с пожарами (при ней к концу века нередко создавались пожарные команды во главе с брандмейстерами) и т.д. Полицейские части являлись отныне основными исполнителями судебных решений. Части делились на кварталы, полицейский надзор в которых осуществлял квартальный надзиратель и его помощник – квартальный поручик.

     «Устав  благочиния» содержал «Наказ управе благочиния», который по сути был собранием нравственных афоризмов, которыми должна была руководствоваться полиция («с пути сошедшему укажи путь», «буде и скотина злодея споткнётся, подними её» и т.д.), давая полиции неограниченное право на вмешательство в общественную и частную жизнь городского населения.

     В 1797 году управы благочиния были повсеместно  закрыты, вместо них были введены  ратгаусы, - по сути слившиеся полицейские органы и городское сословное управление. Им подчинялись ратуши и городовые магистраты.

     Указами императора Павла I в Петербург и Москву были назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города — военные коменданты, которым и подчинена была полиция. Радикальной реорганизации подверглась столичная полиция. Новая ее организационная структура закреплялась в особых правовых актах: «Уставе столичного города Санкт-Петербурга», утвержденном императором Павлом I 12 сентября 1798 года, и «Уставе столичного города Москвы», утвержденном императором 17 января 1799 года.

     Городовые должны были постоянно дежурить в  своих кварталах в особых полицейских  будках, имевших специальную окраску, выделявшуюся издалека (косыми белыми и черными полосами). Контроль за дежурствами городовых возлагался на квартальных унтер-инспекторов.

     Учреждение  института городовых положило начало регулярной патрульно-постовой службе в полиции. Аналогичная реформа полиции была проведена и в Москве. Важным элементом реформы явилось образование как в Санкт-Петербурге, так и в Москве специальных следственных органов, так называемых «юстицких криминальных дел департаментов» при городских правлениях. До реформы расследование преступлений проводили частные приставы, околоточные надзиратели или чиновники полицеймейстерской канцелярии по поручению полицеймейстера. Теперь же в столичной полиции следствие было выделено из полиции и сосредоточено в специальных следственных органах, которые проводили расследования как по делам, направляемым из канцелярии военного губернатора, так и по делам, поступившим из судов и иных присутственных мест, а также по предложениям генерал-прокурора. Следует отметить, что «юстицкие криминальных дел департаменты» являлись не только следственными, но и судебными органами, судившими за мелкие уголовные преступления и административные правонарушения (в том числе нарушение установленной для того или иного сословия формы одежды, прически и т.д.). Поэтому в состав указанных департаментов были включены по два члена городских правлений (бургейместера) и по два выборных от городского сословия (ратсгера).

Информация о работе История отечественных служб принуждения