Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие понятий, определение взаимосвязи государства и принуждения, причин необходимости государственного принуждения.
К задачам исследования отнесём изучение понятия принуждения, функций государства, выявление видов принуждения, характеристику принуждения, историю государственного принуждения.
После 1861 года административно-хозяйственные задачи Министерства внутренних дел оттесняются задачами принуждения. Основную роль стали играть такие учреждения, как департаменты полиции и общих дел, главное управление по делам печати и тюремное.
На местах органы Министерства внутренних дел по-прежнему подчинялись губернатору и его канцелярии, который, в свою очередь, подчинялся самому Министерству. Управление полицией губернатор осуществлял через второе отделение губернского правления.
В уездах во главе полиции стоял уездный исправник, при котором находилось полицейское управление, называемое земским судом, в состав которого входили 4-5 дворянских заседателей, а так же с 30-х годов, два заседателя от государственных крестьян. Канцелярия земского суда возглавлялась секретарём и состояла из двух столов: исполнительного и следственного. До 1837 года уезд являлся мельчайшей административной единицей, но впоследствии были учреждены станы, делившие уезды.
В каждый стан губернатором назначался становый пристав, опиравшийся на выборную полицию удельных и государственных крестьян – сотских и десятских, а так же на вотчинную полицию помещиков.
В городах охрана правопорядка возлагалась на полицию, сохранившую устройство, данное «Уставом благочиния», но существовали и исключения: в ряде городов сохранились комендантские управления и орданансгаузы, в торговых городах функции полицеймейстера получали градоначальники, имевшие больше полномочий.
25
декабря 1862 года была проведена
полицейская реформа, которая
старые местные полицейские
Главным
местным органом жандармерии
отныне стало губернское жандармское
управление. Аппарат жандармского управления,
возглавляемого начальником подразделялся
на несколько отделений
В 1862 году в Петербурге была учреждена особая Следственная комиссия по делам о государственных преступлениях. Таким образом, право проведения следствия по политическим делам с самого начала не предоставлялось судебным следователям.
“Устав уголовного судопроизводства” (1864 год) запрещал полиции самостоятельное производство обысков и выемок. Основная нагрузка подобного рода ложилась на судебного следователя, до прибытия которого принимались меры сохранения в неприкосновенности места происшествия. Только в случаях поимки с поличным, а также реальной перспективы утраты оставленных следов, полиция уполномочивалась на проведение всех неотложных следственных действий: осмотров, освидетельствований, обысков, выемок, допросов (исключительно лиц, находящихся в тяжелом состоянии, близком к физической смерти).
В апреле 1865 года была проведена буржуазная цензурная реформа. Изданием «Временных правил о печати» цензуре предавалась большая гибкость. Цензурным комитетам предоставлялись более широкие права расправы путём предостережений, приостановки, конфискации номеров, штрафов, судебного преследования издателей и редакторов. Было создано Главное управление по делам печати; при нём находился совет, на котором делались доклады о нарушителях цензурных правил. Закон 1873 года давал министру право приостанавливать выпуск любого издания.
Еще в 1866 году при петербургском градоначальнике был образован специализированный розыскной орган — Отделение по охране государственного порядка и общественного спокойствия, а затем аналогичный орган возник и при московском обер-полицеймейстере. Отделения, именовавшиеся в обычном обиходе «охранными» (или «охранкой»), имели своей задачей борьбу при помощи секретной агентуры с подпольными революционными организациями. Деятельность этих отделений распространялась далеко за пределы столичных губерний. Созданный при Московском охранном отделении «летучий отряд филеров» преследовал революционеров на большей части территории империи. Характерно, что отряды филеров как при петербургском, так и при московском охранных отделениях состояли не из жандармов, а из вольнонаемных сотрудников. Под пристальным вниманием указанных органов оказались рабочее движение, учебные заведения, клубы, центры общественной жизни, собрания и демонстрации подданных империи.
Начальник охранного отделения действовал под руководством градоначальника и директора Департамента полиции. Первого он обязан был информировать обо всех предпринимаемых действиях, пусть даже по указанию Департамента; второй руководил оперативной работой отделения. Все без исключения мероприятия осуществлялись от имени градоначальника, обладавшего также единоличным правом назначения и увольнения чинов отделения. Секретная агентура находилась в исключительном ведении начальника отделения. Тогда же в составе отделений появляется наружная служба (охранная агентура), в обязанность которой вменялось наблюдение за подозрительными лицами во время их перемещения по городу.
Радикальная реформа политической полиции была проведена в 1867 году по «Положению о корпусе жандармов» 1867 году вместо жандармских округов, включавших в свой состав до 10 губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии. В 6 губерниях Северо-западного края и Царстве Польском существовали также уездные жандармские управления. В отдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединили деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа.
В связи с массовым строительством железных дорог были образованы железнодорожные жандармские управления. Принятый 16 марта 1867 году особый правовой акт — «Порядок учреждения жандармского надзора на вновь проводимых железных дорогах» устанавливал, что в ведении каждого железнодорожного жандармского управления должен был находиться участок пути в 2 тысячи верст. В свою очередь, это расстояние делилось на участки по 200 верст, находившиеся в ведении жандармских отделений. Штат каждого железнодорожного жандармского управления состоял из начальника, его адъютанта и начальников отделений, а также 300 унтер-офицеров. Хотя железнодорожные жандармские управления как составные части корпуса жандармов являлись органами политической полиции и финансировались из бюджета военного министерства, они не только несли военную охрану железнодорожных путей и сооружений (мостов, туннелей, вокзалов, депо и т.д.), но и обязаны были вести борьбу с уголовными преступлениями на территории железнодорожных сооружений и в полосе отчуждения железнодорожных путей, главным образом с хищениями грузов. Соответственно они несли все обязанности и пользовались всеми правами общей полиции. Предоставление железнодорожным жандармским управлениям прав общей полиции, а следовательно, и права проведения дознания, требовало решения и более общего вопроса — о правовом регулировании деятельности губернских жандармских управлений в области дознания. Дело в том, что в соответствии с судебными уставами 1864 году следствие было возложено на судебных следователей, а за полицией осталось лишь дознание. В Уставах ни одним словом не упоминалось о жандармерии. И это понятно.
В 1871 году Следственная комиссия была упразднена, а следствие по политическим делам было возложено на одного из членов Петербургской судебной палаты, в связи с чем штат этой палаты увеличивался, а при Шефе жандармов учреждалась должность юрисконсульта. Характерно, что суммы из бюджета, которые отпускались на содержание Следственной комиссии, были направлены в распоряжение Шефа жандармов. Этим же постановлением Государственного совета, утвержденным императором, обязанность проведения дознания была возложена на жандармские органы.
Изменены
принципы комплектования полиции: если
раньше рядовой состав комплектовался
солдатами и унтер-офицерами
Указом 9 июня 1878 года в каждом стане создавалась должность главного помощника станового пристава – полицейского урядника. Отныне сотские и десятские находятся в подчинении урядников.
В
1880 году последовал указ 12 февраля о
создании «Верховной распорядительной
комиссии по охране государственного
порядка и общественного
Главными
задачами комиссии были: объединение
всех карательных органов для
борьбы с революционным движением,
экстренный разбор всех политических
дел, разгрузка столичных тюрем,
ускорение судебного
В докладе императору Лорис-Мелихов рекомендовал все дела «по охране государства и общественного спокойствия» сосредоточить в Министерстве внутренних дел. Вскоре Верховная распорядительная комиссия и Третье отделение были закрыты, а дела последнего были сосредоточены в Департаменте государственной полиции Министерства внутренних дел. На министра внутренних дел возлагалось и заведование Отдельным корпусом жандармов. Первым министром после этой реорганизации стал М.Т. Лорис-Мелихов.
6
августа 1880 года в составе Министерства
внутренних дел был создан
Департамент государственной
Департамент полиции подразделялся на три делопроизводства. Первое (распорядительное) занималось общеполицейскими делами и личным составом полиции. Второе (законодательное) заведовало разработкой различных полицейских законопроектов, инструкций и циркуляров. Третье (секретное) ведало вопросами политического сыска, в его ведение находилась внутренняя и заграничная агентура Департамента, охрана Императора, наблюдение и пресечение революционной деятельности. К началу XX века в ведении третьего делопроизводства остались лишь финансово-счётные дела, так как все дела, касавшиеся политического сыска, были переданы учреждённый в 1898 году Особый отдел департамента.
С начала 80-х годов правительство всё чаще прибегало к «исключительному положению» для отдельных местностей России. Согласно «Положению о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1881 года, на местах могла быть введена временно Комитетом министров «для водворения полного спокойствия и искоренения крамолы» одна из двух статей «исключительного положения»: усиленной и чрезвычайной охраны. В первом случае значительно расширялись полномочия губернатора, а во втором вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, которому подчинялся весь местный гражданский и военный аппарат.
В 1883 году по докладу министра внутренних дел Д.А. Толстого было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в империи, в котором предусматривалась возможность создания сети охранных отделений по всей стране. Граф Дмитрий Толстой (который в 1880 году по настоянию Лорис-Меликова был смещен с поста министра народного просвещения, а теперь стал министром внутренних дел) попытался организовать общеимперский орган секретной полиции, независимой от жандармских управлений, который руководил бы сетью охранных отделений.
В 1883 году так же были созданы четвёртое и пятое делопроизводства Департамента полиции. Четвёртое наблюдало за ходом политических дознаний, а пятое ведало гласным, а потом негласным надзором. Оба эти делопроизводства были тесно связаны с Особым совещанием – постоянным учреждением под председательством товарища министра, утверждавшим представления губернаторской административной ссылке частных лиц.
Первые директора Департамента полиции В.К. Плеве (1881-1884) и П.Н. Дурново (1884-1893) значительно обновили состав департамента за счёт привлечения сотрудников суда и прокуратуры, что позволило поставить дело политического сыска на более широкую ногу.
В 1892 году согласно «Правилам
о местностях, объявляемым состоящими
на военном положении»