Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие понятий, определение взаимосвязи государства и принуждения, причин необходимости государственного принуждения.
К задачам исследования отнесём изучение понятия принуждения, функций государства, выявление видов принуждения, характеристику принуждения, историю государственного принуждения.
Завершилась реформа созданием в столичной полиции воинской команды «из способных и здоровых кавалерийских полков солдат», в непосредственном ведении военного губернатора и обер-полицеймейстера. Из состава этой команды в каждую часть города в оперативное подчинение частных инспекторов были переданы особые команды: конные в составе четырех унтер-офицеров и 24 драгун и пешие по 4 унтер-офицера и 20 рядовых солдат. Они предназначались как резерв для усиления патрулирования, для подавления возможных массовых беспорядков, захвата вооруженных преступников и т.д. Практически это были полицейские отряды особого назначения (предтечи будущего ОМОНа).
С
1799 года во всех губернских и уездных
городах стали открываться
В удельных волостях крестьяне под руководством чиновников избирали сельский приказ, исполнявший функции принуждения, возглавляемый головой, избираемым на волостном сходе, сотские и десятские избирались на сельском сходе из наиболее зажиточных крестьян.
Как и прежде инквизиционный процесс продолжает доминировать. Но телесные наказания уже практически не применяются. Но от подследственного прежде всего стали требовать раскаяния, превратившимся в высшую форму признания виновности под воздействием религиозного чувства. Следствие, особенно по политическим делам, протекало в обстановке большой секретности: у подследственных брались подписки о неразглашении ставших известными им следственных обстоятельств.
Государственное
принуждение выходит на новый
уровень именно в эпоху дворцовых
переворотов. Частые перевороты вынуждали
главу государства принуждать своё подчинение,
– дворянство, к порядку. Сначала для этого
использовался метод «пряника» - улучшение
положения, дарование массы прав и свобод,
а потом метод «кнута» - отбирание этих
прав, усиление полицейского надзора.
Оба этих способа успеха не принесли и
привели к перевороту. Появляется необходимость
в реорганизации органов государственного
принуждения.
Манифестом 8 сентября 1802 года в Россииской Империи создавались первые восемь министерств, среди которых было и министерство внутренних дел. Во главе каждого из них стоял министр, ответственный лишь перед императором, которому предписывалось создать канцелярию и иметь товарища. Первым министром внутренних дел стал граф В. Кочубей, член негласного комитета, а его товарищем – П. Строганов.
В
ведении этого министерства кроме
карательных функций, направленных
на пресечение нарушений «тишины
и благоустройства», оказались и
некоторые административно-
Важную роль играла особенная канцелярия, созданная в 1805 году – орган политического сыска, осуществлявший борьбу с общественными движениями, цензуру, расследование важнейших уголовных дел, а также функцию контрразведки. В 1807 году он преобразован в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В его состав вошли министры юстиции и внутренних дел и несколько сенаторов. Комитет рассматривал дела и решал их, а сыск вела общая полиция.
Третье
отделение – орган
Третье
отделение имело широкую
17
августа 1810 года по проекту
М. Сперанского из него
В первую четверть XIX в. существовало несколько органов политической полиции: Комитет высшей полиции, «особенная канцелярия» Министерства внутренних дел, секретные службы гвардейского корпуса и Управления военных поселений и, наконец, секретная часть петербургского градоначальства. Все они были независимы друг от друга и соперничали между собой. Одновременно усиливаются воинские части в губерниях и крупных городах, предназначенные для обеспечения общественной безопасности. С этой целью в 1817 году учреждается корпус внутренней стражи, который в административном отношении, а также в вопросах финансирования и снабжения был подчинен военному министерству. Но его подразделения, расквартированные в губерниях (гарнизонные батальоны и уездные воинские команды), в оперативном отношении подчинялись губернаторам и уездным исправникам.
В 1819 году Министерство полиции вновь включается в состав Министерства внутренних дел, в 30-40 годах в нем проводится ряд организационных мер, направленных на усиление полицейско-принудительных функций за счёт сокращения хозяйственных, а особенная канцелярия упраздняется в 1826 году в связи с существованием Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
В 1828 году при Третьем отделении создаётся должность цензора и его помощника, на которого возлагается функция театрального ценза.
Исполнительным органом Третьего отделения с 1828 года были органы и воинские соединения корпуса жандармов, преобразованного 1 июля 1836 года «Учреждением» в отдельный корпус жандармов. Главный начальник Третьего отделения был одновременно и шефом корпуса жандармов. Эти должности исполняли: граф А.Х. Бенкендорф (1826- 1844), граф А.Ф. Орлов (1844-1856), граф В.А. Долгоруков (1856-1866), П.А. Шувалов (1866-1874), А.Л. Потапов (1874-1876), Н.В. Мезенцов (1876-1878), А.Р. Дрентельн (1878-1880), П.А. Червин (1880).
Аппарат отдельного корпуса жандармов состоял из штаба, нескольких окружных жандармских генералов, подчинённых им жандармских офицеров, жандармских дивизионов в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве, 126 команд, расквартированных по всем губерниям, жандармского полка и лейб-гвардии полуэскадрона в армии. Корпус имел чисто военную организацию в административном, строевом и хозяйственном отношении.
Вся деятельность Третьего отделения и жандармерии обобщалась в ежегодных «отчётах о действиях». Они часто сопровождались «Нравственно-политическими» обозрениями, в которых освещались вопросы политического состояния России, настроения различных классов и групп населения. Вело оно контроль и за Министерством внутренних дел, поэтому оно было независимо от местных властей, в том числе и от губернаторов, а начальник Третьего отделения и корпуса жандармов подчинялся только Императору.
Надзор за общественно-политическим движением осуществлялся с помощью таких источников информации, как сообщения с мест жандармскими офицерами, материалов, изъятых при обысках, показаний арестованных, перлюстрации писем и таких источников как «толки и слухи». Существовала агентура в России и заграницей.
Третье
отделение вело «безгласно» следствие
по некоторым делам, оглашение которых
в общих делах подрывало
Местные
органы жандармерии примыкали к
органам администрации и
Политическая полиция того времени начинает активно использовать возможности агентуры. Тайный агент И.В. Шервуд-Верный вскрыл подготовку заговора декабристов, П.Д. Антонелли (студент Петербургского университета) способствовал разоблачению кружка М.В. Буташевича-Петрашевского.
Производство по уголовным
Предварительное следствие начиналось по жалобе потерпевшего, донесению прокуроров, явке с повинной, а также по собственному усмотрению полиции. В ходе его полиция должна была установить, действительно ли имели место деяния, заключавшие в себе признаки преступления, и провести необходимые розыскные действия.
На формальной стадии устанавливались личность преступника и обстоятельства преступления. Доказательства фиксировались в протоколах, подписываемых лицом, производящим следствие, и обвиняемым. На этой стадии следствия допускалось присутствие депутатов от сословий для наблюдения за правомерностью следственных действий. Важное значение в процессе расследования придавалось получению собственного признания подозреваемого, но пытки уже в 1801 году были запрещены законодательно.
В уездах во главе полиции стоял уездный исправник, при котором находилось полицейское управление, называемое земским судом, в состав которого входили 4-5 дворянских заседателей, а так же с 30-х годов, два заседателя от государственных крестьян. Канцелярия земского суда возглавлялась секретарём и состояла из двух столов: исполнительного и следственного. До 1837 года уезд являлся мельчайшей административной единицей, но впоследствии были учреждены станы, делившие уезды.
В каждый стан губернатором назначался становый пристав, опиравшийся на выборную полицию удельных и государственных крестьян – сотских и десятских, а так же на вотчинную полицию помещиков.
В городах охрана правопорядка возлагалась на полицию, сохранившую устройство, данное «Уставом благочиния», но существовали и исключения: в ряде городов сохранились комендантские управления и орданансгаузы, в торговых городах функции полицеймейстера получали градоначальники, имевшие больше полномочий.
В 1842 году при Третьем отделении создаётся пятая экспедиция, наблюдавшая за периодическими изданиями. В 1848 году создаётся орган надзора за пятой экспедицией Третьего отделения – секретный комитет 2 апреля 1848 года.
В 60-70 годах произошла реорганизация Третьего отделения, начавшаяся с перераспределением компетенций между экспедициями. Теперь первая экспедиция вела дела, связанные с оскорблением Его Императорского Величества и членов его семьи, а так же следствия по государственным преступлениям, вторая заведовала штатом Третьего отделения, собирала сведения о религиозных сектах, изобретениях, культурно-просветительских, экономических и страховых обществах, фальшивомонетчиках, третья руководила всеми карательными мерами по борьбе с массовым движениям крестьян, наблюдением за общественным и революционным движением, за деятельностью революционных организаций, за общественным мнением, давала распоряжения о высылке, ссылке и заключение под стражу. Здесь составлялись обозрения общественно-политической жизни страны. Существовавшая до 1872 года четвёртая экспедиция сохраняла весь свой прошлый функционал, а так же руководила борьбой с контрабандой, собирала сведения о злоупотреблении местных властей, о «беспорядках в городах». Дела пятой экспедиции в 1865 году поступили в Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел. Исполнительным органом Третьего отделения оставался аппарат Корпуса жандармов.