История отечественных служб принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие понятий, определение взаимосвязи государства и принуждения, причин необходимости государственного принуждения.
К задачам исследования отнесём изучение понятия принуждения, функций государства, выявление видов принуждения, характеристику принуждения, историю государственного принуждения.

Работа состоит из  1 файл

ололо.docx

— 86.35 Кб (Скачать документ)

     Возникшее в 1894 шестое делопроизводство Департамента полиции заведовало различными вопросами, находящимися в ведении Департамента полиции: об изготовлении, хранении и  перевозке взрывчатых веществ (ранее  эти дела находились в ведении  второго делопроизводства), о фабрично-заводском  законодательстве и т.п.

     К концу 19 века управы благочиния были повсеместно  упразднены, их заменили канцелярии обер-полицеймейстеров, полицеймейстеров, градоначальников. В составе этих учреждений появились отделения «охранки».

     Надо  указать на создание специальной  фабрично-заводской полиции согласно принятому 1 февраля 1899 году закону «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений». Понятно, что эти отделения занимались устранением беспорядков и агентурной работой.

     Итак, ухудшение внутреннего положения  монархии из-за усиления революционных  настроений в обществе требовали  новых реформ органов принуждения.   
 
 
 

1901 – 1917 годы.

     На  созданное в 1902 году седьмое (наблюдательное) делопроизводство Департамента полиции возлагались дела упразднённого четвёртого.

     “Положение  о начальниках розыскных отделений” (1902 году) подтвердило сложившуюся “пограничность” положения «охранки»: начальникам отделения мог быть как чиновник Департамента полиции, так и офицер корпуса жандармов. Деятельность отделения велась на всей территории города. Она строилась таким образом, что начальник отделения всегда имел полные сведения о лицах, в отношении которых проводился розыск. Данные, полученные от агентуры, проверялись посредством наружного наблюдения, и наоборот. Но главной целью деятельности отделения являлась профилактика: “...не количество произведенных... ликвидаций, а число предупрежденных преступлений и процентное соотношение обысканных лиц к количеству тех из них, которые подверглись судебной каре”.

     В 1903 году при полицейских урядниках  учреждалась уездная полицейская  стража, составляющая вооруженную опору  им вместо ненадёжных должностных лиц  из крестьян.

     Материалы дознаний, оконченных полицией, передавались судебному ведомству (окружным судам  или мировым судьям). Состоявшие при нем судебные следователи  получали их для дальнейшего следственного  производства. По его окончании следователь, сделав о том сообщение обвиняемому  и другим участвующим в процессе официальным сторонам, передавал  производство прокурору, обладавшему  исключительным правом привлечения  к суду на основе составляемого им заключения – обвинительного акта.

     В 1905 руководство третьим, пятым и  седьмым отделами департамента полиции, заведовавшими политическими делами, было возложено на П. Рачковского, занимавшего ранее царским заграничным сыском. Особый отдел был расчленён на два Особых отдела: первый – ведал сыском в партиях, второй – в массовых движениях и среди общественности.

     Кроме того, для охраны Его Императорского Величества в 1905 году было создано Управление Дворцового коменданта Министерства императорского двора. При нем существовали Особый отдел, дворцовая охрана, отряд «подвижной охраны», значительная агентура. Между  начальником дворцовой охраны (жандарм  А.И. Спиридович) и департаментом полиции существовала тесная связь и обмен оперативными сведениями.

     29 ноября 1905 году царским указом местным властям было предоставлено право самим вводить на подведомственной территории положение чрезвычайной или усиленной охраны, существенно расширявшее полномочия полиции. 19 августа 1906 году по инициативе только что назначенного премьер-министра и министра внутренних дел П.А. Столыпина были учреждены военно-полевые суды для гражданских лиц. Они создавались приказами командиров воинских частей в составе 5 офицеров и рассматривали дела, по которым «очевидность» преступления «не требовала проведения следствия». Дела должны были рассматриваться в срок не более 48 часов с момента совершения преступления, приговор не подлежал обжалованию и должен был приводиться в исполнение немедленно.

     Особенно  активно в это время Департаментом  полиции использовались агенты-осведомители и провокаторы. Из-за знаменитого  «дела Азефа» были разоблачены по меньшей мере 3 полицейских агента, внедрённых в одну партию, в общей сложности организовавшие около 35 террористических актов. В составе Особого отдела Департамента полиции для заведования агентурой было создана сверхсекретная Агентурная часть.

     В 1906 году Главное управление по делам  печати. Созданное при нём в  этом же году Осведомительное бюро снабжало органы печати «достоверными  сведениями» о деятельности правительства  и делало обзоры печати, которые  нередко являлись поводами для гонения  изданий. В 1906 году Главное управление по делам печати передано в ведение  другого департамента.

     В годы столыпинской реакции в столицах появились специальные регистрационные бюро, следившие за всеми прибывающими и отбывающими лицами. В Москве должность обер-полицеймейстера была заменена должностью градоначальника, имевшего значительно больше полномочий, при охранке была учреждена добровольческая охрана, собранная из черносотенцев, которым прощались погромы, убийства и прочие не слишком законные деяния. При петербургской охранке для защиты царской семьи был учреждён центральный филерский отряд.

     Для большей оперативности действий в условиях революции были созданы  «охранные округи». В конце 1906 были созданы 10 районных отделений,  в  подчинении которых находились охранные отделения и губернские жандармские  управления.

     В 1907 году второй отдел Департамента Полиции переименовали в четвёртое  делопроизводство. Руководство сыскными частями и отделениями отныне осуществлялось восьмым делопроизводством.

     В июле 1908 года принимается закон об организации сыскной части, в  соответствии с которым в городских  и уездных полицейских управлениях  создаются сыскные отделения. В  их задачу входило производство дознаний по уголовным делам с поддержанием необходимыми оперативно-розыскными мероприятиями. В развитие этого закона в 1910 году утверждена Инструкция чинам сыскных отделений. Для общего руководства сыскной полицией в составе Департамента полиции создается специальное подразделение — восьмое делопроизводство. Однако серьезным недостатком в организации сыскных отделений являлось то, что они строились по децентрализованной системе, т.е. каждое отделение входило в полицейское управление города или уезда и замыкалось в рамках подведомственной территории. При необходимости розыска преступника за пределами этой территории начальники сыскных отделений должны были связываться с Департаментом полиции через начальников уездных полицейских управлений, полицеймейстеров и губернаторов. Штаты сыскных отделений были невелики (от 8 до 20 человек). Все это сказывалось на эффективности их работы. Царизм направлял все силы и средства на усиление политической полиции. Кроме того, как свидетельствуют отчеты начальников сыскных отделений (в частности, Киевского сыскного отделения), все силы полиции, в том числе и сыскной, были сориентированы на борьбу не только с уголовной преступностью, но и с революционным движением.

     9 августа 1910 года министром внутренних  дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. личного задержания;
  2. розысков;
  3. наблюдения;
  4. справочного регистрационного бюро.

     По  распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений, на которых особое внимание было уделено политическому просвещению сотрудников.

     В 1914 году районные охранные отделения  были упразднены как излишнее промежуточное  звено.

     В том же году Совет Министров получил  чрезвычайные полномочия, в числе  которых – разрешение большинства  дел от имени царя без его участия. Было утверждено 527 чрезвычайных указов, открывавших широкий простор  для деятельности полиции.

     За  время войны на посту министра внутренних дел сменилось 6 человек, но никто из них не успел каким-то образом на постоянное время сменить  довоенный порядок в Департаменте полиции.

     Сейчас  трудно представить, чтобы столь  разветвленный и достаточно сбалансированный аппарат органов внутренних дел  не сумел предотвратить беспорядков  в столице, закончившихся в 1917 году не только падением самодержавия, но и  полным крахом складывавшейся годами системы полицейских учреждений. Справедливости ради следует отметить, что начиная с 1906 года правительство находилось в состоянии поиска путей усиления полиции. Многочисленные проекты реформирования органов сводились или к монополизации руководства обще-уголовными и политическими полицейскими учреждениями в одних руках, или ее военизации в составе образуемого корпуса государственной стражи.

     23 октября 1916 году, было принято  постановление Совета министров  «Об усилении полиции в 50 губерниях  Империи и об улучшении служебного  и материального положения полицейских  чинов». В нем устанавливалось  соотношение численности полиции  с численностью населения городов  и уездов, увеличивались штаты  полиции и увеличивалась зарплата служащих полиции. Также разрешалось принимать женщин на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам и на должности не выше 8-го класса Табели о рангах. Но это постановление запоздало. Его не успели провести в жизнь. Практика показала, что сохранить правящий режим только лишь силовыми, полицейскими мерами невозможно. 27 февраля 1917 году восставший народ смел самодержавие. Полиция до конца осталась верна свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд полицейских участков были разгромлены и сожжены, многие полицейские были арестованы. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, вместо него появился «Департамент по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной полиции», а затем – Главное управление по делам милиции, а 19 марта 1917 году был распущен Отдельный корпус жандармов. Его дела были переданы военному ведомству.

     Таким образом, российская полиция не только фактически, но и юридически прекратила свое существование. 
 
 
 
 
 
 
 

Эпоха социализма.

     В постреволюционной России существовало два основных органа принуждения: привычная нам милиция и спецслужба, носившая разные названия (Всероссийская чрезвычайная комиссия, Государственное политическое управление, Объединённое государственное политическое управление, Народный комиссариат внутренних дел, Народный комиссариат государственной безопасности, Министерство государственной безопасности, Комитет государственной безопасности, Межреспубликанская служба безопасности). Первая организация унаследовала функции общей полиции, а вторая – политической.

     Милиция изначально предполагалась как добровольческие  отряды ополченцев из местного населения, организованные для поддержания  правопорядка, а впоследствии предполагалось, что сознательность советского человека и всеобщее равенство приведут к полному искоренению преступности и даже к тому, что не придётся содержать регулярную армию, - для защиты коммунизма в случае войны соберутся отряды ополченцев. Но вскоре выяснилось что преступности меньше не становится, а непрофессиональная милиция малоэффективна, 21 октября 1918 НКВД утвердили «Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Появляется профессиональная постоянная милиция.

     Политическая  полиция в зависимости от времени  существования, имела различные  функции.

     В период Гражданской войны она  ВЧК боролась с контрреволюцией  в лице сторонников белого движения. Во время НЭПа ГПУ осуществляла гонения вновь появившихся различных подпольных политических партий, не разделявших политику руководства СССР. ОГПУ и НКВД устраивали чистку в партийных рядах, очевидно, для запугивания населения. ГУГБ и НКГБ осуществляли в основном внешнюю разведку и контрразведку в условиях Второй Мировой войны. МГБ, КГБ и МСБ осуществляли внешнюю разведку и контрразведку против стран капиталистического лагеря в условиях холодной войны.

     После развала СССР органы принуждения  реорганизации почти не подверглись, по сей день их устройство и функционал фактически сохранились.

Органы  осуществления принуждения  Российской Федерации.

     Первым  органом принуждения следует  выделить Министерство внутренних дел  Российской Федерации. На местах его  функции осуществляют Министерство внутренних дел республик, Главные  управления внутренних дел и Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации. Одними из основных задач  МВД РФ являются предупреждение и  пресечение преступлений, обеспечение  исполнения уголовных наказаний, принятие мер по обеспечению правопорядка, общественной безопасности. Для выполнения этих задач МВД имеет, пожалуй, широкий спектр полномочий, в том числе и по принуждению, исполнением занимается милиция, в состав которой включены департаменты: государственной защиты имущества, обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах, охраны общественного порядка, по противодействию экстремизму, собственной безопасности, уголовного розыска, экономической безопасности, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, «К» (по борьбе с приступлениями в информационном пространстве). Милиция делится на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, причем первая не имеет подчинения исполнительным органам субъектов федерации.

Информация о работе История отечественных служб принуждения