Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы
никакими другими органами не создаются;
б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.
2. По объему властных полномочий:
а) высшие (правительство);
б) местные (акимат).
3. По широте компетенции:
а) общей компетенции (правительство);
б) специальной компетенции (МВД).
4. По принципу разделения властей:
а) законодательные (парламент);
б) судебные (суды);
в) исполнительные (министерство юстиции и др.).
5. По порядку принятия решений:
а) коллегиальные (парламент, правительство и др.);
б) единоличные (президент, министерство юстиции и др.)
Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов.
Принципы – это исходные идеи, требования, основы, которые определяют основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
К ним относятся:
1) принцип приоритета прав и
свобод человека и гражданина,
который предполагает
2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
3) принцип разделения властей,
который создает механизмы,
4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
5) принцип гласности, который
обеспечивает информиро-
6) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;
7) принцип сочетания
8) принцип сочетания выборности
и назначаемости, который
9) принцип иерархичности,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение механизма государства.
2. Каковы формы деятельности государственного аппарата?
3. Что такое государственный
орган? Назовите его
Тема 6.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Содержательными характеристиками любого государства являются территория, население, власть. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
В теории государства и права часто употребляются категории «сущность» и «форма».
Сущность - это главное предназначение, основное свойство любого явления. Форма - это категория, выражающая устройство, структуру данного явления и его внешнее оформление, вид. Через форму проявляется сущность предмета или явления.
Категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное предназначение, цель, закономерное в государстве. Категория «форма государства» определяет кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политическое образования с государством в целом, с помощью каких методов и приемов осуществляется политическая власть, каково правовое положение личности в обществе, каков объем его прав и свобод. От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
На форму государства влияют различные факторы, такие как социально-экономические (главные факторы), природные, климатические, национально-исторические, религиозные, культурные и др.
Таким образом, форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима.
Форма правления
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в их формировании.
Форма государственного правления дает возможность уяснить следующие моменты: порядок создания высших органов государства и порядок их внутреннего построения; порядок взаимоотношения высших и местных государственных органов; особенности взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; степень участия населения в работе государственных органов, степень ответственности государственных органов перед обществом.
Существуют две основные формы правления:
1. Монархия. Это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. При этом монарх не несет юридической ответственности перед обществом. Первые государства на земле были по форме правления абсолютными монархиями.
Монархия бывает двух видов:
а) неограниченная (абсолютная) монархия. Монарх здесь единственный высший орган государства. Он держит в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящий момент такую форму правления имеет Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.
б) ограниченная или конституционная монархия. Здесь государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами, например, парламентом и судом. Ограниченная монархия бывает разных видов - парламентарная, дуалистическая.
Конституционная или ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Парламентарная монархия является разновидностью конституционной монархии. Здесь власть монарха фактически отсутствует, является символической, законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Примером такой монархии служит Великобритания.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
2. Республика. Это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемыми населением на определенный срок. При этом эти выборные органы ответственны перед избирателями.
Республики делятся на парламентские и президентские.
а) В парламентской республике парламент не только законодательный, но и контролирующий правительство орган. Здесь верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства, как правило, избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Глава государства - президент не является главой правительства.
В такой республике правительство
формируется парламентским
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
б) В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Президент является центральной фигурой в государстве.
Классической президентской
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в Казахстане.
Президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть, наравне с
которой по принципу разделения властей
нормально функционируют
В последнее время появились также и смешанные президентско-парламентские республики, в которых правительство формируют совместно президент и парламент.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели.
Форма государственного устройства
Это территориальная организация государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Все государства по своему государственному устройству подразделяются на простые и сложные.
Простое или унитарное государство– это целостное
централизованное государство, административно-
В унитарном государстве
Сложное государство – это такое государство, части которого обладают той или иной степенью самостоятельности. К сложным государствам относятся империи, конфедерации, федерации, содружества и сообщества.
Империи – это насильственно создаваемые сложные государства, составные части которых зависят от верховной власти. Империи отличались тем, что у их составных частей никогда не было единого государственно-правового статуса. Например, в истории существовала Римская империя, Британская империя и др.
Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей в пределах известного исторического периода. Цели могут быть разные,– и военная, и экономическая, и политическая. То есть, это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных и др.)– США в 1776–1787 гг., СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.
Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти, управления и правосудия.
Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе. Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Существует свободный въезд и выезд граждан стран конфедерации без визового режима.
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация, СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.
Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими в той или иной степени суверенитетом. Федерация основана на принципе децентрализации.
В федерации наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; в федерации используется двухканальная система налогов; одним из формальных признаков является наличие двойного гражданства. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-государственному принципу.
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"