Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Например, США состоят из 51 субъекта федераций-штатов, Россия – 89 субъектов федерации (республики, округа, края и др.), Германия – более десятка субъектов федерации – земель. При этом США и Германия представляют собой территориальную федерацию, Россия - национально-территориальная федерация.
Содружество – это организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки касаются экономики, права, языка, культуры, религии. Члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
Сообщество государств – это переходная форма к государственной организации общества. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор, который в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения.
Форма политического режима
Под политическим режимом понимается степень политической свободы в обществе, состояние правового положения личности, а также те методы и приемы, с помощью которых осуществляется государственная власть. Политический режим имеет огромное значение в жизнедеятельности той или иной страны. Так как изменение политического режима может привести к резкому изменению внутренней и внешней политики государства (даже при том, что форма правления и форма государственного устройства остаются без изменения).
Содержание политического режима составляют способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической и иных областей деятельности государства. Политический режим характеризует не только государство, но и всю политическую систему: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, которые проявляются именно в сфере политической системы.
Политический режим отражает уровень и формы развития демократии, политическую обстановку в стране в определенный период. Политическая система любого общества зависит от многих факторов - экономических, нравственных, исторических.
Политический режим
1. политический режим зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда лидируют методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, то есть антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Бывает и такое, что в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
Политический режим
бывает демократическим и
При демократическом режиме права и свободы человека защищены и гарантированы. Власть реализуется в интересах личности и общества.
При антидемократическом режиме власть находится в руках реакции и осуществляется диктаторскими методами.
Признаки демократического режима:
а) население участвует в
б) решения принимаются
в) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;
г) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;
д) во всех сферах общественной жизни доминирует закон;
е) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
ж) политический плюрализм, в т. ч. многопартийность;
з) разделение властей и т.д.
Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократическому режиму присущи следующие особенности или признаки:
а) господство одной политической партии;
б) наличие одной официальной идеологии;
в) как правило, господство одной формы собственности;
г) сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;
д) резкое расслоение общества по сословным, кастовым и другим признакам;
е) низкий экономический уровень сословных слоев народа;
ж) акцент на карательные меры и принуждение;
з) агрессивность во внешней политике и т.д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте понятие формы
2. Каково значение категории «форма государства»?
3. Дайте понятие формы правления.
4. Чем республики отличаются от монархий?
5. Дайте понятие формы
6. Раскройте понятие политического режима и назовите его виды.
Тема 7.
ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
Типологией государств называется научная классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев.
Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
Формационный подход использует в качестве критерия категорию общественно-экономической формации, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства.
Согласно формационной типологии существуют четыре типа государства:
– рабовладельческое;
– феодальное;
– буржуазное;
– социалистическое.
В настоящее время
1. Восточное государство (Египет, Вавилон). Географические условия и природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.
Функции восточного государства:
а) организация общественных работ;
б) взимание податей;
в) оборону своей территории или захват чужой;
г) подавление сопротивления общинников и рабов.
Организация государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного военного бюрократического аппарата.
2. Рабовладельческое государство (Древняя Греция, Древний Рим).
Экономический базис составляла собственность не только на орудия и средства производства, но и на работников (рабов). Основные классы – рабовладельцы и рабы. Существовала социальная прослойка – ремесленники и др.
Функции государства:
а) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации работников;
б) подавление сопротивления рабов;
в) идеологическое воздействие с целью поддержания дисциплины и порядка.
Форма организации государственной власти – унитарные монархии и республики.
3. Феодальное государство.
Экономическая основа – собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян.
Основные классы – феодалы и
крепостные крестьяне. Существовал
и промежуточный класс –
Функции государства:
а) охрана феодальной собственности;
б) подавление сопротивления эксплуатируемых;
в) защита от внешних нападений и ведение захватнических войн.
Форма
организации государственной
4. Буржуазное (капиталистическое) государство.
Экономическая основа – частная собственность на средства производства. Основные классы – буржуазия и рабочие. Существует также социальная прослойка – люмпен-пролетариат.
Функции государства:
а) экономическая, то есть государственное регулирование экономики путем активного вмешательства;
б) социальная (поддержка неимущих слоев населения и др.).
Форма
организации государственной
5. Социалистическое государство.
Экономическая основа – общественная собственность на землю и др. Основной класс – рабочие и крестьяне. В качестве социальной прослойки выступает интеллигенция и др.
Функции государства:
а) охрана интересов государства, общества и трудящихся;
б) экономическая;
в) социальная.
Форма организации государственной власти – республика, федерация.
В зависимости от политического режима государства делятся на следующие виды:
1. Тоталитарное государство. В данном государстве власть в руках диктатора или правящей элиты, человек ничто перед государством. В этом государстве запрещено все, что не дозволено законом.
2. Авторитарное государство отличается от тоталитарного большей демократичностью, хотя и ограниченной.
3. Либеральное государство создает условия для раскрытия правового потенциала личности. Здесь действует принцип “Разрешено все, что не запрещено законом”.
4. Демократическое государство. В этом государстве граждане участвуют в делах государства, все важные государственные органы подконтрольны народу. Граждане обладают реальными правами и свободами. Государство служит личности и обществу.
В юридической науке существует другой подход к типологии государства, основанный на понятии “цивилизации”. Цивилизация понимается как уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, зависящий от религиозных, национальных, географических и других признаков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индийская, эгейская и др.);
второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
третий – современная цивилизация, с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Существуют различные
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. А.Дж.Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» (СПб, 1996, С.14) пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и «движущих сил цивилизации».
Понятие цивилизации он сформировал как относительно и замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает А.Дж.Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду
развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
При цивилизационном подходе
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое типология
2. Дайте характеристику формационного подхода к типологии государства.
3. Дайте характеристику
Тема 8.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:
а) приоритета права;
б) правовой защищенности человека и гражданина;
в) разделения властей;
г) верховенства закона;
д) единства права и закона;
е) взаимной ответственности государства и личности;
ж) наличии гражданского общества;
и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;
д) независимости судов;
е) существование
Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"