Курс лекций по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:14, курс лекций

Описание

Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Современные демократические государства постоянно стремятся к уменьшению количества государственных служащих, а налоги стремятся расходовать прежде всего на социальные нужды общества.

Например, в ст.1 Конституции РК закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Тем самым наше государство признает в качестве первоочередной задачи обеспечение социальных нужд всего общества.

Рассмотрев  данные признаки, можно дать следующее определение государства. Государство – это политическая организация суверенной публичной власти, издающая общеобязательные законы и иные акты, управляющая обществом на определенной территории, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики. 

 

Методы осуществления государственной  власти

Методы  осуществления государственной  власти – это   приемы и способы, используемые ею для подчинения своей властной воле. При всем многообразии этих методов существуют и традиционные.

К традиционным методам осуществления  государственной власти относятся:

1. Метод убеждения. При использовании этого метода идет активное давление идейно-нравственными средствами на волю индивида для формирования у него необходимых представлений. Как правило, в качестве идейно-нравственных средств используется идеология.

2. Метод принуждения. Государственное принуждение – это психологическое материальное или физическое (насильственное) воздействие государственной системы на личность с целью принудить ее действовать, как это предписывает система. Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Второе – это произвол государственных органов. Первое – это государственное принуждение, вид и мера которого определены правовыми   нормами и в специальных процессуальных рамках.

Методы  осуществления государственной  власти разнообразны, но все они  должны быть правовыми и   предназначены только для общественно-полезных целей.                                                                                                                     

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Выделите основные признаки  государства.

2. Назовите главное отличие государства  от других объединений и организаций.

3. Каковы основные методы осуществления государственной власти? 

 

Тема 4.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА 

 

Сущность государства  – это главное назначение государства,   главный стержень в этом явлении. Сущность государства определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть в государстве и ее принадлежность.

В любом государстве существует две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная.

Рассмотрим классовую сущность государства. Государство как публичная власть возникает тогда, когда прежние органы самоуправления в родовом строе перестают исполнять управленческие функции. Общество социально расслаивается, а власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобретает политический характер и осуществляется прежде всего в интересах привелегированных социальных групп, классов. Таким образом классовая сущность государства выражается в том, что оно всегда осуществляет власть в интересах привелегированной части общества.

Однако государство заботиться не только об имущем классе, но и вынуждено  заботиться о всем обществе в целом. Поскольку общество это едaиный организм, соответственно имущие классы не могут существовать без неимущих классов, без эксплуатируемых групп. Значит, любое государство должно осуществлять и всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Это, так называемая, общесоциальная сущность государства.

Любое государство является не только орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

В государстве всегда сочетаются узкоклассовые  или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение этих двух сущностных сторон в государстве в различных  исторических условиях неодинаково, усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

В наибольшой степени классовая сущность государства проявляется в рабовладельческом государстве, где раб являлся не субъектам права, а объектом права , вещью, собственностью рабовладельца.

По  мере развития общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму  большую роль стала играть общесоциальная сторона государства. Особенно явственно общесоциальная сущность государства проявляется в современном западном обществе в виде высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственного регулирования условий труда, широкого развития разнообразных социальных программ и т.д.

Увеличение  общесоциальная роль государства приводит в значительной степени к смягчению  социальных противоречий, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается стабильность общества.

Современные развитые государства стремятся  к увеличению общесоциальной стороны  поскольку они заинтересованы прежде всего, в стабильности общества.

Таким образом, в любом государстве существуют две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная.

Сущность  государства проявляется через  его функции.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства не являются застывшими и неизменными, они динамичны, подвержены изменениям.

В зависимости от конкретно-исторических условий выделяются в качестве главных те или иные функции. Например, в восточно-азиатских государствах древнего периода главной функцией была функция организации общественных работ - строительство ирригационных сооружений. В кочевых государствах главной функцией была защита государства от внешней угрозы. В современных развитых демократических странах главной функцией является обеспечение прав и свобод граждан.

Отметим, что важнейшей функцией практически  всех современных государств является экологическая функция. Это связано с глобальными масштабами деятельности человека, с его отрицательным воздействием на природу. Так, в мире опасный характер приобрела проблема загрязнения атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия.

Достаточно  вспомнить Чернобыльскую ядерную катастрофу, аварию атомных подводных лодок в океанах и морях, например, российской подводной атомной лодки «Курск» в августе 2000 года  
в Баренцевом море; загрязнение Каспийского моря, повлекшие за собой массовую гибель каспийского тюленя; экологическую катастрофу Аральского моря и другие.

Эти действия людей угрожают существованию  всего живого на земле, в том числе  и самого человечества.

В юридической литературе существуют и другие классификации функций  государства. Так, в учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В.К.Лазарева (Москва, 1996, С.283) выделяются четыре основные функции, которые осуществляются любым государством - экономическая, политическая, социальная, идеологическая. Другие же ученые выделяют три основные функции - законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная).

Учитывая, однако, что данные точки зрения не получили большого распространения, предлагаем следующую классификацию функций государства.

1. По причинам возникновения:

Вытекающие  из классовых противоречий;

Вытекающие  из потребностей общества.

2. По направленности:

1. Внутренние:

а) охрана прав и свобод человека и гражданина;

б) охрана форм собственности;

в) обеспечение правопорядка;

г) экологическая;

д) экономическая;

е) социальная;

ж) развитие научно-технического прогресса;

з) налогообложение.

2. Внешние:

а) ведение захватнических войн;

б) защита страны от нападения извне, оборона страны;

в) поддержание мира;

г) взаимовыгодная торговля;

д) решение совместно с другими  государствами мировых проблем.

3. По продолжительности  действия:

а) постоянные, осуществляющиеся на всех этапах развития государства;

б) временные, т.е. функции государства, которые прекращают свое действие с  решением определенной задачи, как  правило, имеющей чрезвычайный характер.

4. По значению:

а) основные;

б) не основные.

Формы осуществления  функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относятся:

а) правотворческая – это деятельность по подготовке и изданию нормативных  актов;

б) правоприменительная – это деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

в) правоохранительная – это деятельность по защите   прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.д.

К организационным формам относят:

а) организационно-регламентирующую – это текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.;

б) организационно-хозяйственную –  это оперативно-техническая и  хозяйственная работа, связанная  с бухучетом,   статистикой, снабжением и т.п.;

в) организационно-идеологическую –  это повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению  выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь  изданных нормативных актов, формированием  общественного мнения и проч. 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте сущность государства.

2. Какова сущность современных  демократических государств?

3. Дайте определение функций  государства и выделите их  виды.

4. Каковы формы осуществления  функций государства?

5. Каковы важнейшие функции современных демократических государств?  

 

Тема 5.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА  

 

В юридической литературе понятия  “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как   синонимы.

Механизм государства  – это система государственных  органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Содержание аппарата государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и   эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

Формы этой деятельности во многом зависят  от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого, различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:

1) непосредственно управленческие – это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;

2) правовые формы – те, которые имеют правовой юридический характер, т.е. являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

а) правотворческая деятельность –  это деятельность по подготовке проектов   нормативных актов, их принятию и изданию;

б) правоисполнительная деятельность – это деятельность по реализации юридических норм;

в) правоохранительная деятельность – это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической  ответственности и т.п.

Структура механизма государства  включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих и организационно-финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государств.

Следует отметить, что государственные  органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Государственные учреждения и предприятия  властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а  выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и т.д.

Государственные служащие – это  особый слой, категория людей, специально занимающихся управлением. Правовое положение  государственных служащих регулируется специальным законом, в котором определяются права, обязанности и виды государственных служащих.

Основным структурным звеном механизма  государства является государственный  орган. Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых   являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество.

Орган государства обладает властными  полномочиями, которые выражаются:

– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;

– обеспечении исполнения актов  органов государства н различными методами.

Государственные органы классифицируются по различным основаниям:

1. По способу возникновения:

Информация о работе Курс лекций по "Теории государства и права"