Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:48, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании сущности, форм и причин правового нигилизма, а так же в рассмотрении путей его преодоления.
Данная цель позволяет определить следующие задачи:
– проанализировать понятие и сущность правового нигилизма;
– охарактеризовать формы проявления правового нигилизма;
– изучить структуру правового нигилизма;
– выявить источники и причины правового нигилизма;
– обосновать пути преодоления правового нигилизма.
Введение
1 Общая характеристика правового нигилизма
1.1 Понятие и сущность правового нигилизма
1.2 Формы выражения правового нигилизма
1.3 Структура правового нигилизма
2 Механизмы возникновения и проблема преодоления правового
нигилизма в современной России
2.1 Источники правового нигилизма
2.2 Пути преодоления правового нигилизма
Заключение
Список использованных источников
3 Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется «правовое поле», на котором легко произрастает правовой нигилизм.
Существует мнение, что война законов ушла в прошлое, что она велась, когда был союзный центр. Это не совсем так. Война законов не прекратилась, а видоизменилась. Конечно, накал ее спал, но она продолжается. Теперь эта война идет в пределах России между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами.
Война законов и властей – абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Пагубность ее была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет. Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране идет множество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикций, телерадиоэфиров, «авторитетов», олигархов, компроматов и т.д.). Соответственно много и разного рода беспределов.
4 Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а «по понятиям».
При этом целесообразность может выступать по разному – в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого – один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».
5 Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.
Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.
Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его «измерения» и модификации. Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры.
1.3 Структура правового нигилизма
нигилизм правовой государство
Правовой нигилизм представляет собой сложное и многогранное негативное явление общественной жизни. Нельзя рассматривать и раскрывать присущую ему структуру в каком-либо одном аспекте или плане. Важным методологическим принципом служит многоплановость подхода к изучению правового нигилизма, определяемая многообразием связей и отношений данного феномена с другими явлениями: объектом отрицания, социальными условиями, в которых формируется правовой нигилизм, историческими условиями выражения нигилистического сознания.
Правовой нигилизм включает в себя совокупность регулятивных идей и взглядов, представлений определённых лиц и групп, не разделяющих официально принятых представлений и доктрин социального регулирования.
Правовой нигилизм, оформляясь и структурируясь, оказывает воздействие на стимулы поведения людей, их деятельность. Он оказывает влияние как совокупностью идей и представлений, так и характером чувств и переживаний.
Правовой нигилизм как социальный феномен представляется не просто некой суммой тех или иных идей взглядов, представлений и чувств по вопросам регуляции отношений в обществе, а как данность занимающая доминирующее положение в сознании субъекта и пронизывающая духовно-нравственный мир человека. Настроенность и направленность правового нигилизма под влиянием доминирующих в нём идей и взглядов, представлений и чувств составляет специфическую особенность данного явления.
Правовой нигилизм, является сложным структурным образованием. В философской литературе под структурой понимается «внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов»1. структура всегда выступает как совокупность элементов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность системы, как характер, закон, способ связи элементов. Если структура материальных тел позволяет выявить в них самостоятельные части, то общественное сознание обладает в этом отношении своей спецификой. Его нельзя разложить «по полочкам», в нём невозможно определить пространственное местонахождение отдельных элементов, т.к. они взаимопроникают и пронизывают друг друга. Специфика общественного сознания, по мнению А.К. Уледова, проявляется в том, что его структура имеет качественное своеобразие, определяемое спецификой духовного явления2. Для изучения структуры правового нигилизма необходимо:
Правовой
нигилизм, являясь феноменом
Особенностью идеологии и психологии правового нигилизма состоит в том, что кроме отношения к тем или иным нормам, заменяющим правовое регулирование, они включают в себя и отношения непосредственно связанные с отрицанием правовых реалий.
На наш взгляд, можно согласиться с мнением ряда авторов, что это отрицание правовой действительности проявляется по степени интенсивности в двух формах: радикальной, или открытой, и умеренной, или скрытой3.
Открытое
отрицание предусматривает
Зачастую отрицание права происходит в скрытой, пассивной форме. Правовой нигилизм в скрытом виде это более сложное явление, труднее поддающееся выявлению. В этом случае субъекты правового нигилизма, по определению, непосредственно, в открытой форме не отрицают правовую действительность. При таком подходе правовой нигилизм представляет собой систему взглядов, где право не отрицается в явной форме, а наделяется малозначительной социальной ценностью по сравнению с другими социальными регуляторами (религией, моралью, нравственностью и т.д.). при таком подходе психология предшествует идеологии правового нигилизма. Но чтобы рассмотреть идеологию правового нигилизма, следует выявить общие её признаки.
В.А. Ядов,
рассматривая общественную идеологию
как теоретическое
а) идеология
– сложное и многогранно
б) идеология отражает действительность под углом зрения отдельных классов, социальных групп и выражает их основные потребности и интересы;
в) идеология – теоретически систематизированное и обобщённое отражение интересов в форме политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных и философских взглядов4.
Идеология правового нигилизма, по нашему мнению, имеет свои особенности и характерные черты.
Идеология правового нигилизма зачастую, экстраполируя данные изучения отдельной, изолированно взятой группы общественных отношений выдвигает идею общей регуляции без согласования с закономерностями общей системы социальных норм, в том числе и с правом, или более того, отрицая право.
С научной точки зрения идеология правового нигилизма, как правило, складывается стихийно и в большинстве случаев не может быть отнесена к логически и до конца научно обоснованной.
Особенностью нигилистических форм сознания является их транзитивность, т.е. переходный характер. Соответственно, нигилистическое сознание рождается в условиях крутой ломки общественных устоев, при переходе от одной общественной формации к другой5. При таких преобразованиях и переходах, по нашему мнению, возникают конфликтные ситуации, обостряются противоречия между правовой идеологией, правом и реально сложившимися экономическими отношениями в обществе.
Таким образом, идеология правового нигилизма чаще всего возникает и получает толчок к развитию в периоды, когда правовая идеология идёт в разрез или не отражает экономические отношения, объективно сложившиеся на определённом этапе развития общества.
Для анализа и изучения деструктивных факторов, негативно влияющих на правовую действительность, на наш взгляд, важное значение имеет рассмотрение психологии правового нигилизма, поскольку, психология правового нигилизма является одной из форм (видов) социальной психологии. Социальная же психология характеризуется как совокупность чувств, настроений, психического склада определённых групп, классов, наций, их традиций, привычек, складывающихся стихийно и носящих неоформленный, несистематизированный характер. В отличие от идеологии, которая является концептуальным, систематизированным выражением потребностей и интересов общества, классов, социальной группы, социальная психология выражает эти интересы и потребности не теоретизированно, а эмпирически.
Исходя из вышеизложенного, можно определить психологию правового нигилизма, как совокупность чувств, настроений, переживаний, иллюзий, представлений выражающих отрицание правовой действительности, не соответствующей потребностям определённых социальных групп, индивидов, и на основе этого отрицания проявляющих психологически положительное отношение и одобрение иных социальных регуляторов. По нашему мнению, двойственная структура психологии правового нигилизма, в большей степени проявляется в радикальной, или открытой, форме выражения.
Психология правового нигилизма отражает общественные отношения, которые непосредственно примыкают к условиям жизни её носителей (индивидов, больших и малых социальных групп). Феномены психологии правового нигилизма, по нашему мнению, ограничены по характеру, охватывая, прежде всего изменения, происходящие в сфере непосредственной жизнедеятельности индивидов, групп, и характеризуются как стихийно складывающееся негативное отношение к правовой действительности.
Психология
правового нигилизма возникает
как следствие
Таким образом, основу взаимодействия и взаимосвязи идеологических и социально-психологических элементов правового нигилизма составляет отрицание единого комплекса процессов и явлений общественной жизни, объективной правовой реальности и на основе этого отрицания выдвижение других, нередко утопических, общесоциальных регуляторов.
Правовой нигилизм оказывает негативное воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях и сущности права. фактическое неисполнение правовых норм или пренебрежительное отношение к ним некоторых людей, осуществляемое сознательно, в силу внутреннего убеждения, свидетельствует о регулирующей роли правового нигилизма.
По мнению ряда авторов, правовой нигилизм как одна из форм общественного сознания разделяется на виды6. Н.Л. Гранат, рассматривая правовой нигилизм как социальное явление, как свойство общественного сознания выделяет три вида правового нигилизма: индивидуальный, групповой и общественный7.
Информация о работе Общая характеристика правового нигилизма