Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:48, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании сущности, форм и причин правового нигилизма, а так же в рассмотрении путей его преодоления.
Данная цель позволяет определить следующие задачи:
– проанализировать понятие и сущность правового нигилизма;
– охарактеризовать формы проявления правового нигилизма;
– изучить структуру правового нигилизма;
– выявить источники и причины правового нигилизма;
– обосновать пути преодоления правового нигилизма.
Введение
1 Общая характеристика правового нигилизма
1.1 Понятие и сущность правового нигилизма
1.2 Формы выражения правового нигилизма
1.3 Структура правового нигилизма
2 Механизмы возникновения и проблема преодоления правового
нигилизма в современной России
2.1 Источники правового нигилизма
2.2 Пути преодоления правового нигилизма
Заключение
Список использованных источников
Следующая задача на пути преодоления правового нигилизма – повышение престижа правоохранительной деятельности, укрепление доверия людей к лицам и институтам, её осуществляющим. Для её выполнения следует, в первую очередь, усиливать реальную борьбу с преступностью.
Основными направлениями деятельности в этой сфере должны стать: противодействие организованной преступности; преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией; выход из “теневого права”; действенные меры по борьбе с экстремизмом, терроризмом, ксенофобией, национальной и религиозной нетерпимостью; повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений; неотвратимость ответственности; укрепление общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений; реформирование уголовно-исполнительной и правоохранительной систем, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
При реализации
указанных мер основными
В деятельности самих правоохранительных органов необходимо укреплять законность, порядок, дисциплину.
Отдельно следует выделить борьбу с экстремизмом и терроризмом. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и экстремизма обязывает государства консолидировать свои усилии в создании международной системы совместных мер борьбы с названными особо опасными проявлениями правового нигилизма.
Вопрос этот носит не только внутригосударственный, но и, даже в большей степени, международный характер. Для решения данной проблемы необходима концентрация усилий всего мирового сообщества и каждой страны в отдельности.
В Российской
Федерации действует
Следующий путь устранения нигилистического отрицания – объединение усилий общества и государства для формирования правосознания населения.
Для реализации этой задачи необходима отлаженная работа государственных организаций, учреждений и иных подразделений, которые согласно Конституции (ч. 1 ст. 45) должны гарантировать государственную защиту прав и свобод граждан. Нужно согласиться с П.И. Новгородцевым в том, что у правового государства достаточно для этого сил и средств.44
Если же в государстве отсутствуют экономические предпосылки, нет достаточно развитых механизмов формирования правосознания населения и преодоления юридического нигилизма, оно должно обратиться к потенциалу самого общества в лице его общественных объединений.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона “Об общественных объединениях” общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. государство должно стремиться к предоставлению большей автономии общественным образованиям, особенно в тех сферах, где можно обойтись без жёсткого правового регулирования.
Государство,
опираясь на общественные формирования,
обязано принимать меры к преодолению
и минимизации правового
Сотрудничество государственных структур и общественных формирований позволило бы объединить финансовые и властные полномочия государства с потенциалом негосударственных объединений с целью наиболее эффективного решения вопросов устранения причин правового нигилизма и формирования правосознания населения.
Что касается общественных объединений юридического профиля, то они, используя право защиты интересов отдельных граждан, несомненно, должны брать на себя юридическое и моральное обязательства уважать и защищать интересы других людей. Тогда роль общественных объединений по защите прав и свобод граждан будет проходить на двух уровнях: персональном и социальном. Общество, как правильно подметил С.Е. Хойман, должно научить народ понимать свои права и уметь ими пользоваться.45
Общественные объединения призваны быть не только источником информации о правах человека, но и способствовать осознанию и уважению права как такового. Их долг – расшевилить незрелое правосознание людей и положительно на него воздействовать, формируя позитивное общественное мнение о праве. Последнее, если оно позитивно, по мнению учёных способно противостоять очевидным нелепостям в общественном развитии, поддерживать попранную справедливость, подталкивать неопытного или сомневающегося человека на надлежащий путь движения в социальном пространстве.46
Формы участия общественных объединений в совместной деятельности по формированию высокого уровня правосознания и устранения правового нигилизма в обществе и направления такой деятельности могут быть самыми различными. Представляется, что со временем общественные организации сами выработают наиболее оптимальные формы и методы своего участия в совместной деятельности.
Учитывая всё сказанное, следует выделить ещё одно направление деятельности общественных объединений, которое заключается в формировании уважения у граждан к праву, восстановлению авторитета власти и доверия населения страны к способности государства реально противостоять преступности и другим негативным проявлениям.
Своей деятельностью государственные органы, во взаимодействии с общественными объединениями, должны “внушить” населению мысль о том, что государство – это выражения и защиты интересов, прежде всего, каждого отдельного гражданина и всего общества. Следовательно, уровень доверия населения к этим институтам является одним из важнейших критериев оценки их деятельности.
И, наконец, используя средства массовой информации, необходимо повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщее законопослушание. На телевидении и в прессе было бы полезно сократить количество информации на криминальные темы. Приоритетным направлением их деятельности должна стать правовая пропаганда и правовое воспитание населения, формирование у граждан уважительного отношения к праву, закону.
Основной критерий успешности указанных мероприятий – их комплексный, скоординированный характер. И если причина нигилистического отрицания права кроется в социальных, экономических, культурных, духовных сторонах жизни общества – необходимо сначала устранить эти аномалии. Вместе с тем, не исключено и применение и принудительных мер, связанных с законом. Именно такой подход позволит снизить, а позже и преодолеть правовой нигилизм граждан.
Что касается ведомственного правового нигилизма, его можно преодолеть или по крайней мере свести к минимуму только в том случае, если начать с перестройки государственных служащих и социальной переориентации.
К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения нравственных качеств субъектов власти. В науке отмечается, что одним из направлений повышения нравственности субъектов власти является принятие этических кодексов. Они крайне важны “для развития самоконтроля, а также для управления “серыми зонами”, профилактики должностных преступлений”.47
Очень часто
говорится о том, что необходимо
достойным образом
Правильное материальное и моральное стимулирование государственных служащих, совмещённое с пресечением их теневого поощрения – эффективный инструмент, направленный на уничтожение отрицательного отношения чиновников к закону. Позитивной мерой стало бы лишение чиновников незаслуженных привилегий с сохранением элементов поощрения порядочным государственным служащим.
Ещё один путь снижения их правового нигилизма – принятый Федеральный закон № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, а также одобренный Министерством юстиции РФ Административный регламент исполнения госслужащими своих обязанностей. Данные документы направлены на искоренение волокиты, бюрократизма в госаппарате, ускорение выдачи разных справок и т.д. В частности, ими чётко регламентируется максимальное время пребывания гражданина на приёме у чиновника. Как подсчитали специалисты, в идеале каждый гражданин должен тратить на получение необходимых бумаг или пособия не более 15 минут. И приходить к должностному лицу только один раз, чтобы подать соответствующее заявление.
Помимо
этого важным аспектом локализации
ведомственного правового нигилизма
должна стать эффективная
Рудольф Иеринг писал: “Каждый призван подавлять гидру произвола и беззакония, где бы она не осмеливалась поднимать свою голову, каждый, пользующийся благодеяниями права, должен в свой черёд поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона”.48
Растёт необходимость разработки такой концепции развития деятельности государственных служащих, которая отражала бы не только современные, но и прогнозируемые социальные и государственные потребности, включая и моральную сторону проблемы. Но при этом, по мнению О.И. Цыбулевской, “главное, чтобы воспитательная работа соответствовала закономерностям нравственного формирования личности государственного служащего”.49
Важным условием преодоления юридического нигилизма является глубокое осознание всеми гражданами своих прав и обязанностей, усвоение ими идей правовых ценностей, законности, правопорядка. Необходимо чтобы все граждане глубоко сознавали свои права и обязанности, законные интересы и возможности, последовательно их реализовывали и отстаивали, боролись с несправедливостью.
М.И. Байтин отмечает: “Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, не означает, что правовое государство у нас уже создано. Оно рассматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России”.50
А для скорейшего достижения указанной цели как раз и необходимо преодолевать такие негативные стороны российской действительности, как правовой нигилизм, неуважение к закону, правопорядку. Повторим, лишь комплексный подход к изучению этой проблемы позволит отыскать и воплотить в жизнь пути её решения.
Итак, в заключении подытожим, в литературе выделяют три основных блока мер по преодолению причин правового нигилизма: политические меры (защита прав личности, совершенствование законодательства и т.д.); социально-экономические меры (повышение уровня жизни, сокращение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения и т.д.); меры культурного, духовного, морального плана (последовательное правовое воспитание, подготовка высококвалифицированных кадров юристов и пр.).
Заключение
Нигилизм (в переводе с латинского - ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Указанная крайность - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. Речь идет о невостребованности права обществом.
Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожайных» лет практически не было.
Информация о работе Общая характеристика правового нигилизма