Общая характеристика правового нигилизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании сущности, форм и причин правового нигилизма, а так же в рассмотрении путей его преодоления.
Данная цель позволяет определить следующие задачи:
– проанализировать понятие и сущность правового нигилизма;
– охарактеризовать формы проявления правового нигилизма;
– изучить структуру правового нигилизма;
– выявить источники и причины правового нигилизма;
– обосновать пути преодоления правового нигилизма.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика правового нигилизма
1.1 Понятие и сущность правового нигилизма
1.2 Формы выражения правового нигилизма
1.3 Структура правового нигилизма
2 Механизмы возникновения и проблема преодоления правового
нигилизма в современной России
2.1 Источники правового нигилизма
2.2 Пути преодоления правового нигилизма
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 127.96 Кб (Скачать документ)

Определяющий  фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма – эффективная правовая политика государства. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи приоритета закона. Однако от осознания идеи до её воплощения – дистанция огромных размеров. И любые политико-юридические просчёты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные и недостаточно обоснованные решения органов власти способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и политических проблем неправовыми средствами. В реальной жизни закон не всегда способен выполнять свои функции. С возникновением новых общественно-экономических отношений законодатель пытается урегулировать весь их спектр. Но жизнь настолько многогранна, что невозможно всё в ней предусмотреть, а тем более законодательно закрепить все её тонкости и нюансы.

Это позволило  по новому взглянуть на роль суда в  выработке судебного прецедента как источника права в российской правовой системе, в которой создаются новые общественные отношения. Как отмечает П. А. Гук, “делать вид и не замечать существование данного источника права было бы крайне неблагоразумно и пагубно для российской правовой системы, в рамках которой создаётся правовое государство”.33

“В конечном счёте все способы, средства, пути преодоления правового нигилизма связаны с выходом общества из состояния глубокого системного кризиса – социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от самой личности, её активности, наступательной позиции, способности противостоять силам зла”.34

В плане рассматриваемой проблемы особо важно подчеркнуть, что  стратегия правового развития страны должна быть сориентирована прежде всего на личность, её права и законные интересы, свободу и ответственность. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет и прочность правовой системе, будет способствовать восприятию её населением как социально-ценностного института гражданского общества.

Следующим фактором является комплекс мер, направленный на совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности на всех уровнях и повышение компетентности представительной и исполнительной власти. Сюда могут быть отнесены и мероприятия по повышению профессионального уровня субъектов правотворчества. Ибо огромное влияние на уровень правового нигилизма оказывает низкая юридическая информированность населения, недостаток правовых знаний.

Возникает острая необходимость постоянного  массового и индивидуального юридического воспитания и образования. В советское время правовому воспитанию и образованию, как части идеологической работы, уделялось большое внимание. Сейчас в стране полностью разрушена система правового воспитания и образования (не считая специализированные учебные заведения). Только в последнее время начали возрождаться в учебных программах в неюридических вузах, средне-специальных учебных заведениях и школах правовые дисциплины. Характерно в этом отношении высказывание в одном из интервью заместителя Генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева о том, что воспитание уважения к закону должно стать государственной программой.35

Для повышения  уровня правосознания и правовой культуры населения необходимо возродить  массовый юридический всеобуч, призванный повысить правовую компетентность граждан  и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие  её жизнедеятельности в реалиях  правового государства.

В настоящее  время работодатель не заинтересован  в юридической грамотности своих работников, поскольку это может вызвать для него определённые “неудобства” (дополнительное финансирование; при нарушении прав работников большая вероятность понести ответственность, т.к. он будет знать, как защищать свои интересы).

Раньше, в советское время, на предприятиях в императивном порядке вводился правовой всеобуч. Надо заметить, что его главной целью была идеология, стремление показать весь спектр прав гражданина страны Советов, которые, впрочем, на практике не всегда реализовывались. Но эта идеология приносила свои плоды. Существовали общественные университеты правовых знаний.

Учитывая  сказанное, инициаторами всеобуча должны стать органы власти, которые призваны разрабатывать соответствующие  программы по правовому обучению с определением источников финансирования. В этих программах активное участие должны принимать члены представительных органов работников на предприятии (профсоюзов). Представляется возможным организовать на уровне федераций профсоюзов субъектов РФ лекторские группы, куда могут входить как преподаватели юридических вузов, так и практикующие юристы.

Повышение квалификации специалистов и дополнительное обучение на предприятиях может происходить  на соответствующих курсах, программа  которых предусматривает лишь получение необходимых знаний. Развитие общественных отношений объективно требует дополнения указанной программы общеправовыми знаниями.

Также для  формирования более высокого уровня правовой культуры, возможно, следовало бы в качестве одного из видов альтернативной гражданской службы рассматривать правовую помощь молодых юристов. А учитывая низкое массовое правосознание, возможно в законодательном порядке юристам предоставить выбор между военной и альтернативной гражданской службой.

И, может  быть, при реализации этих мер в  комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом и  окончательно излечить от губительной  для всех болезни под названием  “правовой нигилизм”.

В рамках совершенствования юридических  знаний, умений и навыков можно было бы возобновить вечера вопросов и ответов, диспуты по юридической тематике. Позитивно повлияло бы на преодоление правового нигилизма деятельность СМИ, проведение специальных научно-практических конференций, семинаров, съездов с участием учёных. Эта практика весьма успешно воплощалась в середине 80-х годов в ряде регионов РСФСР.

Но удельный вес именно такой работы, в том  числе по месту жительства граждан, в процессе становления Российской Федерации как самостоятельного государства значительно сократился и ведётся лишь в связи с  периодически проводимыми избирательными или конституционно значимыми мероприятиями.36

А между  тем деятельность в этом направлении  позволила бы значительно снизить  проявления правового нигилизма, ибо  в её рамках непосредственно формируется законопослушание и законоуважение, необходимое для снижения юридического отрицания.

Следующим фактором в системе правовых способов преодоления правового нигилизма  является усовершенствование механизма  реализации правовых норм, особенно связанных  с защитой прав человека. Ведь право  – ничто, если его положения не находят своего воплощения в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от процесса его реализации в жизни общества, если оно не стоит на страже интересов человека.

Как известно, нормы Конституции РФ имеют прямое действие. Следовательно, и предусмотренные ими права и свободы должны воплощаться непосредственно, что разрушит ошибочную традицию рассматривать конституционные нормы как чисто декларативные, реализующиеся лишь при наличии какого-то иного нормативного акта, например распоряжения Правительства, инструкции и т.д.

Вместе  с тем закрепление правомерности  поведения, непосредственно определяемого  конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что законы и  акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В ряде случаев прямо  предусматривается их издание. На всех уровнях власти должна проводиться деятельность по приведению нормативных актов в соответствие с Конституцией и законами РФ.

Особенно  очевидно низкое качество правового  регулирования на уровне муниципальных  образований. Выход из сложившейся  ситуации видится в привлечении к подготовке нормативных актов квалифицированных юристов (дача заключений по проектам решений, постановлений). Возможно также достижение соглашения (при отсутствии определённого закона) с местными органами прокуратуры по поводу написания заключений (экспертиз) на готовые к принятию проекты нормативных актов.

Тем самым  будет исключена возможность  принятия незаконных актов органами местного самоуправления. А экспертиза может стать не только условием улучшения качества законов, но и средством повышения эффективности процесса реализации права.37 А незаконных актов, как показывает практика, издаётся немало.38

На сегодняшний  день явно выражена необходимость в  привлечении в местные органы власти молодых специалистов-юристов. На местах, ещё с советских времён, утвердился исполнительный принцип деятельности, который заключался в чётком следовании спускавшимся сверху директивам. На муниципальном уровне не совсем осознали роль собственного качественного правового регулирования.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужны свежие идеи и взгляды молодого поколения. Политика же местных чиновников направлена на консервацию сложившегося правопорядка. В новом демократическом правовом поле заложен огромный потенциал возможностей для развития местного самоуправления.

Необходимо  также привлекать граждан к участию  в правотворческом процессе путём наделения определённого законом количества человек правом законодательной инициативы. Введение института отчётности и ответственности депутатов перед избирателями также позволило бы повысить качество работы современных законотворцев.

Само  собой разумеется, что не только государству должна принадлежать активная роль в деле преодоления юридического нигилизма. Среди иных субъектов этой деятельности В.В. Попов, например, называет “группу общественных объединений, для которых основной целью является деятельность по защите нарушенных прав”.39 Это профсоюзы, общества защиты прав потребителей и т.д. Но, как отмечает автор, данные структуры “выигрывают” или “проигрывают” конкретные частные дела.

Поэтому в юридическом мышлении граждан  может сформироваться устойчивое мнение о том, что право – это нечто абстрактное, неопределённое, что можно использовать на пользу себе и в ущерб другим. В таких случаях, как писал И.А. Ильин, “между народом и правом выдвигается иерархия корыстных посредников, взимающих особую дань за “отыскание” правоты и обслуживающих народную темноту в свою пользу; им выгодно затемнить ясное дело, а не уяснить тёмное, спасти “безнадёжное” дело и внести кривду в суд; од их опытными руками толкование закона быстро превращается в профессиональный крив”.40

Именно  поэтому одним из путей преодоления  правового нигилизма будет не только обеспечение защиты прав и  свобод человека и гражданина всеми  законными способами. В рамках отстаивания собственных прав очень важно уважать интересы других людей.

Немаловажную  роль в снижении юридического отрицания  может сыграть общественное мнение, но только в том случае, если оно  носит позитивный характер по отношению к действующему законодательству. Формирование именно таких установок, на наш взгляд, должно стать главной задачей государства и иных социальных организаций.

К сожалению  сегодня эта задача выполняется не слишком эффективно, ибо государственные и общественные структуры зачастую заботятся о собственных проблемах, нежели о чаяниях народа.

Ещё один путь преодоления причин правового  нигилизма – повышение качества принимаемых законов. По мнению Т.В. Кашаниной, чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям: отражение воли государства, стремление к минимальному количеству нормативных актов, стабильность, своевременное обновление, полнота, конкретность, демократичность.41 Но помимо качества нормативные акты должны отражать реальную ситуацию, происходящую в обществе, быть адекватными современности.

Рождённый государством “океан” нормативных  актов, определённая часть которых  не действует,42 либо противоречит друг другу, привёл к тому, что даже опытный юрист может в нём утонуть, не говоря уже о простых гражданах. Для выхода из сложившегося положения нужно сформировать единую общедоступную информационно-правовую систему. Для удобства пользования и обеспечения доступности правовой базы, устранения устаревших норм и ликвидации пробелов, требуется проведение систематизации законодательства.

В данном контексте большее внимание следовало  бы уделить такому виду упорядочивания нормативных актов, как консолидация, поскольку здесь происходит объединение нормативного материала в единое издание по определённому признаку. И любой гражданин может получить интересующую его правовую информацию по определённой теме в одном издании, не пересматривая всё законодательство.

В настоящее  время систематизация в форме  консолидации развита слабо и  ещё предстоит познать её истинное предназначение. Тем не менее, именно она способна оказать существенную помощь в преодолении правового  нигилизма, т.к. помогает реально ориентироваться  в просторах бескрайнего правового  поля.

Сложная обстановка во взаимоотношениях РФ и  её субъектов привела к тому, что возник отдельный вид юридического нигилизма – конституционный, ставший одним из главных препятствий на пути построения правового государства. Для его преодоления ведущие учёные считают целесообразным внесение изменений в главный закон страны.

В частности, необходимо зафиксировать, что в  России строится конституционная, ассиметричная Федерация. Ибо в нашей стране невозможно в условиях переходного периода построить федеративное государство с полным равноправием всех субъектов.

Кроме того, в связи с потенциальным неравенством субъектов (экономическим, территориальным и т.п.), по примеру Канады, наряду с понятием “субъект федерации” внести категорию “федеральная территория” с управлением из центра и финансированием из федерального бюджета. А когда в своём развитии федеральная территория достигает должного уровня, она сможет стать полноправным субъектом Федерации.43

Информация о работе Общая характеристика правового нигилизма