Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
3. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Сущность и  значение государственных внебюджетных  фондов

1.1 Социально-экономическая  сущность государственных внебюджетных  фондов

1.2 Виды внебюджетных  фондов, их классификация, источники  формирования и задачи

2. Роль фонда  социального страхования в решении  социальных задач

2.1 Место и  роль социального страхования  в системе социальной защиты  населения

2.2 Состав и  структура доходов и расходов  Фонда социального страхования  РФ (ФСС)

2.3 Проблемы и  состояние социального страхования  в России

3. Перспективы  развития государственных внебюджетных  фондов и их роль в решении  социальных задач

Заключение

Список использованных источников

Приложения  
 

Введение

В ходе перехода к рыночной экономике произошла  модернизация финансовой системы, и  прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и  удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы  и действуют три государственных  социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных  внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные  социальные внебюджетные фонды, которые  аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки  в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в  случае потери трудоспособности, во время  отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и  прочих.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рынку  изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные  структуры отдельных его частей, в т. ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы  в рыночную привело на практике к  децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало  реформирование государственной системы  финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы  внебюджетные фонды, часть из которых  затем опять была консолидирована  в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная  система аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные  из которых заключались в возможности  мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных  территорий, сфер, отраслей или межотраслевых  комплексов. Однако недостатком такой  централизации финансовых средств  было малоэффективное их использование  в масштабе всей хозяйственной системы  и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной  системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих  друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа  населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность  в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических  потребностей. С другой стороны, в  условиях финансового кризиса, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у центральной  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым  оградив эти потребности от значительного  недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика  внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование  их средств.

Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального  страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

(С 2000 года  Государственный фонд занятости  населения не формируется).

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных  внебюджетных фондов и их места в  бюджетной системе России.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач. Методологической базой при  написании данной курсовой работы явились  следующие виды литературы: Бюджетный  кодекс, Федеральные законы, учебники под редакцией Александрова И.М., Дробозиной Л.А., Ковалевой А.М., Ковалевой  Т.М., Барулина С.В., журнал "Аналитический  вестник" и др. 

1. Сущность и значение  государственных  внебюджетных фондов

1.1 Социально-экономическая  сущность государственных  внебюджетных фондов

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы  предприятий различных форм собственности (см. Приложение А).

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств.

Внебюджетные  фонды Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

формируются в  основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и  положений Закона РФ "Об основах  налоговой системы РФ";

денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование  средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в  собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое  количество внебюджетных фондов. В  зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению - на экономические и  социальные. Общее число федеральных  внебюджетных фондов в 1998 г. составило  около 40.

Впервые целевые  бюджетные фонды стали создаваться  в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 года. Главная причина  их создания - необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них  ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача "разгрузить" бюджет от существенной доли социальных расходов, которые  в рамках бюджета финансировались  с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и  ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом  в соответствии с настоящим Кодексом.

Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Согласно ст.144 "Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального  страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (с 2000 года Государственный  фонд занятости населения не формируется).

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных  фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе  документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих  бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются  и утверждаются Федеральным Собранием  в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год. Проекты  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов  субъектов Российской Федерации  о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов  Российской Федерации о бюджете  на очередной финансовый год.

Информация о работе Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач