Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Введение
1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
3. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Заключение
Список использованных источников
В этой связи в России с начала 90-х годов на повестке дня, среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики, встала крупная задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования.
Решая эту задачу,
исполнительные и законодательные
органы страны в последние 10-12 лет
разработали законодательную
Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сфер страны предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Не случайно многие ученые и специалисты отмечают как несомненный положительный результат реформ в социальной сфере страны именно становление в основном системы социального страхования. При этом не вызывает сомнений и тот факт, что сформирование эффективной системы социального страхования еще далеко не завершено.
Постепенно в
массовом сознании происходит осознание
того, что для организации приемлемых
условий социальной защиты населения
в новых условиях усилий одного государства
или самих работников недостаточно.
Тут требуется объединение
Это подтверждает опыт развитых стран, который свидетельствует о том, что роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Сообщества (ЕС) объем финансирования социального страхования составляет величину около 16-20% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).
Столь крупный
финансовый ресурс социального страхования
позволяет обеспечивать высокие
жизненные стандарты и уровни
защиты застрахованным. Так, размер пенсий
и других выплат составляет в развитых
странах в среднем 65-75% от заработной
платы для большинства
В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП.
Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.
Во многом столь
низкий размер страхового возмещения
объясняется заниженным объемом
расходов на заработную плату, которая
является базой начисления страховых
взносов, - всего 26% ВВП. Кроме того, многие
ученые и специалисты отмечают и
незаконченное
Между тем и
суть социального страхования и
социальной помощи принципиально различны.
Социальное страхования в классическом
понимании - это система ослабления
социального риска от известной
опасности, финансируемая совместно
участниками процесса общественного
производства. Социальная помощь - это
деятельность государственных органов
по устранению угрозы снижения уровня
жизни любых категорий
Социальная помощь имеет общебюджетный характер; круг обеспечиваемых в ее рамках - все нуждающиеся. Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; круг обеспечиваемых в его рамках - застрахованные лица.
Социальное страхование может носить обязательный и добровольный характер. Основной недостаток добровольного страхования, ограничивающий его возможность и эффективность, - недостаточность средств, образующихся за счет взносов страхуемых только по их желанию. Поэтому в странах Западной Европы социальное страхование, возникшее еще в XVIII-XIX веках. (Англия, Франция и др.) как добровольное, в последующем, с развитием общества, ростом рисков и потребностей в страховании от них наемного труда трансформировалось в обязательное. Добровольное страхование сохранилось только как форма, дополняющая обязательное страхование.
Особенности организации
и функционирования системы обязательного
социального страхования в
Так, отмечая несомненное развитие законодательной базы по формированию страховых механизмов, следует открыто признать и многочисленные "откаты" назад, например, в результате введения "единого социального налога", ликвидации Фонда занятости или использования финансовых ресурсов на другие важные, но не страховые цели.
Анализ федеральных
законов о бюджетах государственных
внебюджетных фондов на 2008 год, разработанных
в условиях снижения размера ЕСН,
со всей очевидностью свидетельствует
о контрпродуктивном характере
изменения страховой природы
взносов и замены их на налоговый
способ формирования доходов для
системы социального
Это проявляется
в снижении уровня социальных гарантий
в системе социального
В настоящее
время при положительных
Следует отметить и то, что уже четвертый год подряд не индексируется максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, не предусматриваются средства на повышение пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
Практически ликвидированы программы оздоровлению трудящихся и членов их семей: санаторно-курортное лечение трудящихся сведено только к долечиванию, фактически не предусматривается лечение и оно составляет всего несколько процентов от существовавшей ранее базы, которая была достаточно развита еще 15 лет назад (масштабы проводимой работы были одними из самых крупных в мире), безжалостно урезаны расходы на детский отдых.
Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальные размеры трудовой пенсии по старости на начало 2008 года составили всего 55% прожиточного минимума пенсионера. Средний размер пенсии хотя и несколько превысил прожиточный минимум и составил 102% его величины, однако абсолютные размеры пенсий более 40% пенсионеров оставались ниже прожиточного минимума.
Кроме того, в
последнее время все более
очевидными становятся изъяны и недостатки
в формировании механизмов социального
страхования, которые носят характер
системных и концептуальных просчетов,
что в итоге блокирует
Все это вызывает
необходимость уточнения путей
формирования финансовой модели социального
страхования в средне - и долгосрочной
перспективе.
2.2
Состав и структура
доходов и расходов
Фонда социального
страхования РФ (ФСС)
ФСС создан в
целях обеспечения
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Средства ФСС образуется за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан-предпринимателей, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
доходов от инвестирования
части временно свободных средств
фонда в ликвидные
добровольных взносов физических и юридических лиц;
ассигнований из государственного бюджета РФ;
прочих доходов.
Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2008 год:
1) прогнозируемый
общий объем доходов бюджета
Фонда в сумме 305 665 591,3 тыс. рублей,
в том числе за счет
2) общий объем
расходов бюджета Фонда в
3) предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 18 213 756,0 тыс. рублей.
Основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов:
1) прогнозируемый
общий объем доходов бюджета
Фонда на 2009 год в сумме 346 470
113,2 тыс. рублей, в том числе
за счет межбюджетных
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 356 067 380,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 389 463 607,5 тыс. рублей;
3) предельный объем дефицита бюджета Фонда на 2009 год в сумме 9 597 266,8 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2010 год в сумме 499 213,0 тыс. рублей.
Прогнозируемые
общие объемы доходов бюджета
Фонда на 2008 год по обязательному
социальному страхованию в
Прогнозируемые общие объемы доходов бюджета Фонда:
1) на 2009 год по
обязательному социальному
2) на 2010 год по
обязательному социальному