Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
3. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.09 Кб (Скачать документ)

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных  платежей, установленных законодательством  Российской Федерации;

добровольных  взносов физических и юридических  лиц;

других доходов, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

В бюджеты государственных  внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной  системы Российской Федерации налоговые  доходы от следующих налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами.

Форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенная для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются  в порядке, установленном федеральным  законом, либо в ином порядке, предусмотренном  Бюджетным кодексом Российской Федерации[1].

Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  федеральной собственности.

Средства государственных  внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации и  изъятию не подлежат.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных  платежей, установленных законодательством  Российской Федерации;

добровольных  взносов физических и юридических  лиц;

других доходов, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

В бюджеты государственных  внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной  системы Российской Федерации налоговые  доходы от следующих налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

единого налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения;

минимального  налога в связи с применением  упрощенной системы налогообложения;

единого налога на вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

единого сельскохозяйственного  налога.

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством[2].

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением.

Фонд социального  страхования (ФСС) был создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного  медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные  внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств. Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в  собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования  населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными  из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой - приняли форму страховых  фондов. Фонд социального страхования  изначально был - и по форме, и по сути - страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

формируются в  основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и  положений Закона РФ "Об основах  налоговой системы РФ";

денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование  средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на то органа.   

1.2 Виды внебюджетных  фондов, их классификация,  источники формирования  и задачи  

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был  создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи  с возникновением новых ранее  неизвестных расходов, которые заслуживают  особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства  законодательный орган принимает  специальное решение об образовании  данного внебюджетного фонда.

Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме  безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства. Имеющиеся  у внебюджетных фондов положительное  сальдо может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих  источников:

• специальные  целевые налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда;

• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и  организаций;

• средства бюджета;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или  у коммерческих банков.

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФ РФ).

ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением.

Первоочередной  задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий  для регулярной выплаты пенсий в  установленные сроки и повышение  их размеров с учетом изменения потребительских  цен. Для этого он организует:

целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением  ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в  виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных  выплат.

капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с  участием налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФР страховых  взносов, а также за правильным и  рациональным расходованием его  средств;

проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;

межгосударственное  и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции  ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  в основном за счет страховых взносов  работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью  и иных категорий работающих граждан.

Также, немалую  долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации  средств ПФР и прочие поступления.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств. В настоящее время  система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

Руководство ПФР  осуществляет Правление и его  постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных  и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием  средств.

Кроме ПФР вопросами  пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального  развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными  деньгами)

В настоящее  время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам  с соответствующими субъектами Федерации  назначение и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает (и достаточно эффективно) единая пенсионная служба. К примеру, в Московской области после передачи функций назначения и выплаты  пенсий отделению ПФ РФ сократились  сроки назначения пенсий, их перерасчет стал осуществляться за 2-3 дня, доставка пенсий на дом стала проводиться  точно по графику. Развиваются новые  технологии выплаты пенсий через  банк.

Информация о работе Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач