Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
3. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.09 Кб (Скачать документ)

Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения  на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных  функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату  и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного  фонда на выплату пенсий требует  усиления контроля за их надлежащим распределением.

Фонд социального  страхования РФ

Фонд социального  страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным  внебюджетным фондом.

ФСС создан в  целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  и является самостоятельным государственным  финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования  и его заместители назначаются  Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в  оперативном управлении Фонда, а  также имущество, закрепленное за подведомственными  Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных  государством пособий;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе  создание резерва;

частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных  санаторных и оздоровительных лагерей  для детей;

разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное  социальное страхование;

Средства ФСС  образуется за счет страховых взносов  работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов  от инвестирования части временно свободных  средств фонда в ликвидные  государственные ценные бумаги и  банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий  период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических  лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Для обеспечения  деятельности ФСС создан центральный  аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при  региональных отделениях - координационные  советы. Руководство деятельностью  ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат  Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения  являются юридическими лицами.

Бюджет Фонда  и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты  региональных отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

Филиал отделения  Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале  предусматривается осуществление  всех или части функций отделения  Фонда, а также возможность иметь  отдельный баланс либо смету, счета  в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления.

Средства для  государственного социального страхования  хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях  ЦБ РФ. Для хранения и учета средств  для социального страхования  Фонду, его отделениям открываются  текущие счета, филиалам отделений  Фонда - транзитные и текущие счета.

Отделения Фонда  ежеквартально финансируют расходы  своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным  пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и  своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с  Государственной налоговой службой  России, а за рациональным расходованием  этих средств в организациях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Фонд  обязательного медицинского страхования.

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного  медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское  страхование.

Для реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  созданы Федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские  компании, учредителями которых выступает  местная администрация. Эти страховые  компании могут работать только при  наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать  договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное  медицинское страхование - составная  часть государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет средств  обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного  медицинского страхования являются:

обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском  страховании граждан РФ";

обеспечение предусмотренных  законодательством РФ прав граждан;

участие в разработке и осуществлении государственной  финансовой политики;

обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования:

осуществляет  выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению  финансирования программ обязательного  медицинского страхования;

проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного  медицинского страхования;

вносит в установленном  порядке предложения о страховом  тарифе на обязательное медицинское  страхование;

осуществляет  набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного  медицинского страхования;

участвует в  создании территориальных фондов обязательного  медицинского страхования;

осуществляет  контроль над использованием финансовых средств системы;

аккумулирует  финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной  деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств  в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие  основные функции:

аккумулируют  финансовые средства территориальных  фондов;

осуществляют  финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

проводят финансово-кредитную  деятельность по обеспечению системы  обязательного медицинского страхования;

выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

совместно с  органами государственной налоговой  службы РФ осуществляют контроль за своевременным  и полным поступление в территориальный  фонд страховых взносов, а также  за рациональным использованием поступивших  финансовых средств;

согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости  медицинской помощи, территориальную  программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения  о финансовых ресурсах, необходимых  для ее осуществления, о тарифах  на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. Финансовые средства Федерального и  территориального фондов обязательного  медицинского страхования образуются за счет: часть страховых взносов  предприятий и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности  на обязательное медицинское страхование  в размерах, устанавливаемых законодательством  РФ; взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ; ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного  медицинского страхования; добровольные взносы; доходы от использования временно свободных финансовых средств; нормированные  страховые запасы финансовых средств  Федерального и территориальных  фондов средства, предусматриваемые  органами исполнительной власти в соответствующих  бюджетах на обязательное медицинское  страхование неработающего населения. 

2. Роль фонда социального  страхования в  решении социальных  задач  

2.1 Место и роль  социального страхования  в системе социальной  защиты населения

Трансформация общественно-экономической системы  России в начале 90-х годов создала  для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала  характеризоваться непривычно высоким  уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования.

Реформирование  экономики и социальной сферы, неблагоприятная  демографическая ситуация совпали  по времени с обострением конкуренции  на мировых рынках финансов и труда, возникновением и развитием такого феномена, как глобализация мировой  экономики, что в итоге привело  к сокращению рабочих мест, значительным масштабам безработицы во многих регионах страны, сокращению расходов на оплату труда и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру.

Все эти процессы усилили чувство нестабильности в среде трудящихся, привели к  снижению уровня жизни и падению  рождаемости, вызвали беспрецедентный  для мирного времени рост бедности и маргинализации значительных слоев  населения, детской безнадзорности и заболеваний, обусловленных социальными  издержками трансформации общественного  уклада.

Противодействовать  возросшим по кругу, видам, уровню, частоте  и последствиям социальным рискам прежняя  социалистическая система социальной защиты не могла прежде всего, по причине  отсутствия развитой системы социального  страхования. В СССР социальное страхование, в силу идеологических установок  и организации экономической  жизни, играло незначительную и вспомогательную  роль. Основным институтом социальной защиты выступало государственное  социальное обеспечение, которое в  новых условиях могло занимать не главную, а дополняющую роль к  социальному страхованию.

С развитием  многообразия форм собственности сфера  государственного обеспечения и  ее возможности сократились.

В тоже время  резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные  семьи. Обвальное понижение покупательной  способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления задержки выплат заработной платы и пенсий - эти и другие факторы привели  к возникновению целых ареалов  бедности и нищеты.

Таким образом, в последние 15 лет вопросы социальной защиты существенно повысили свою актуальность для подавляющей части населения  России.

Информация о работе Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач