Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Введение
1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
1.2 Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
2. Роль фонда социального страхования в решении социальных задач
2.1 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
2.2 Состав и структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ (ФСС)
2.3 Проблемы и состояние социального страхования в России
3. Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Заключение
Список использованных источников
В зависимости
от содержания элементов социальной
защиты применяются разные способы
управления социальными рисками, в
основе которых лежит
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: государственное вспомоществование (социальная помощь); совокупность государственных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (обязательное государственное и добровольное - корпоративное (коллективное) и индивидуальное страхование).
Социальное обеспечение, осуществляемое прямым финансированием из госбюджета, перераспределяет доходы только в соответствии с риском независимо от индивидуального участия в создании национального дохода. Страхование как метод управления социальными рисками перераспределяет доходы в соответствии и с риском, и с индивидуальным доходом.
В зависимости от субъектов, участвующих в воздействии на социальные риски, выделяются 3 уровня: государственный, корпоративный (коллективный) и индивидуальный.
Соответственно этому выделяются три уровня социальной защиты:
первый уровень
- государственный (перераспределение
происходит на уровне всего общества
в целом). Государственный уровень
представлен государственным
второй уровень
- коллективный (корпоративный). В рамках
этого уровня происходит перераспределение
дохода внутри определенной группы населения,
трудовых коллективов, профессиональных
организаций и т.д. Этот уровень
представлен корпоративным
третий уровень
- индивидуальный: перераспределение
дохода осуществляется в индивидуальном
порядке в соответствии с потребностями
и возможностями отдельных
В развитых странах
происходят изменения в традиционных
подходах к государственному регулированию
социальной сферы и наблюдается
общее снижение государственного обеспечения
по сравнению с базовым уровнем
при растущем уровне жизни. При этом
предпринимаются шаги дополнить
прямое обязательное перераспределение
доходов за счет налогово-бюджетной
системы и уплаты общественных страховых
взносов косвенным
В итоге в структуре источников средств на социальные расходы в зарубежных странах доля госбюджета и взносов предпринимателей (работодателей) имеет тенденцию к снижению и, наоборот, доля взносов работников (застрахованных) и иные поступления от доходов и капитала имеют тенденцию к повышению, что, конечно, возможно при достижении достаточно высокого уровня жизни.
В России основой
социальной защиты является единая общенациональная
система обязательного
Внебюджетные
фонды - это одна из форм перераспределения
национального дохода государства
в пользу определенных социальных групп
населения с целью обеспечения
расширенного воспроизводства трудовых
ресурсов, создания благоприятного морального
климата для развития бизнеса
и общеэкономических условий
развития. Фонды социального назначения
являются специализированными финансово-
Фонд социального
страхования (ФСС РФ) занимается обязательным
общим социальным страхованием и
обязательным профессиональным страхованием
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. В
ведении Пенсионного фонда РФ
(ПФ РФ) находится пенсионное страхование.
Кроме того, есть фонды обязательного
медицинского страхования - Федеральный
и территориальные фонды
Так как внебюджетные
страховые фонды формируются
на основе перераспределения доходов
и накоплений, образующихся в процессе
первичного перераспределения
Цель введения ЕСН - сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств. Введение ЕСН не меняет порядок формирования бюджетов указанных фондов. И механизм распределения средств этих фондов остается прежним (на основе страховых принципов) с применением персонифицированного учета. Так как ЕСН носит строго целевой характер, каждый из фондов получает в виде доходов определенную часть от суммы ЕСН, предусмотренную как процентную ставку с одинаковой налоговой базы.
При новом порядке упрощается система налогообложения, снижаются затраты по взиманию налоговых сумм. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, теперь будет осуществляться только налоговыми органами.
Изменение методов
финансирования системы социальной
защиты обусловлено не только проблемами
собираемости страховых взносов
и обеспечения полноты фондов,
но и расширением и повышением
уровня пособий, увеличением объемов
и стоимости медицинских услуг,
изменениями в демографическом
составе населения (его старением),
сохранением безработицы. Это означает,
что действует тенденция
Реформирование законов о пенсионном, медицинском и социальном страховании предполагает создание правовых и финансовых механизмов реализации элементов социальной защиты.
Принципы формирования и развития пенсионных отношений по поводу пенсионного обеспечения в условиях рынка предусмотрены в законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ.
Финансирование
выплаты базовой части трудовой
пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН,
зачисляемых в федеральный
Зависимость размера
пенсионных выплат от размера накопленных
средств на персонифицированном
лицевом счете снижает
Порядок инвестирования
средств Пенсионного фонда РФ
определяется в соответствии с Законом
РФ "Об инвестировании накопительной
части трудовой пенсии". Отчисления
в накопительную часть для
молодых работников составят 3%. С 2004
г. для них начнется постепенное
увеличение отчислений на 1% ежегодно.
К 2006 г. оно составит уже 6%. Гражданам
среднего возраста (женщинам до 45 лет
и мужчинам до 50 лет) - начисляется 2%.
Эти средства, после того как будут
размещены на персонифицированных
счетах, будут инвестироваться
Инвестирование
средств Пенсионного фонда РФ
будет осуществляться профессиональными
инвесторами (на основании заключенных
договоров в соответствии с Законом),
схема вложений средств выбирается
гражданином. В отсутствие такого выбора
Пенсионный фонд направляет деньги в
специализированную компанию, которая
будет вкладывать их только в государственные
ценные бумаги. Инвестиционная деятельность
управляющей компании будет контролироваться
специализированным депозитарием, который
будет регистрировать все операции
с ценными бумагами. Управляющая
компания и депозитарий вместе отвечают
за вложенные средства своим имуществом.
Третий уровень защиты - страховая
организация (с имущественной
Приводимые контрольные механизмы должны обеспечить сохранность средств Пенсионного фонда РФ. Гарантом сохранения пенсионных средств выступает государство. В негосударственных пенсионных фондах гарантией сохранения средств должно быть соответствующее законодательное обеспечение. Опыт работы негосударственных пенсионных фондов в мире показывает достаточную эффективность работы этой системы.
Расчеты показывают, что граждане среднего возраста получат за счет накоплений на 10-15% больше базовой пенсии или 5% от нынешней зарплаты: сумма небольшая, но она позволит компенсировать то снижение пенсии, которое происходит в результате старения населения. Для граждан молодого возраста эффект будет больше: дополнительное накопление увеличит размер пенсий от 40 до 60% или на 15% от заработной платы.
Другим элементом
социальной защиты граждан является
право граждан на бесплатную медицинскую
помощь, которая предоставляется
в рамках утвержденной Правительством
РФ Программы государственных
В России существует
единая система обязательного
Все граждане РФ
имеют равные возможности в получении
медицинской и лекарственной
помощи, предусматриваемой за счет
средств обязательного
Цель организации
обязательного медицинского страхования
(ОМС) состоит в сборе и
составляющая часть системы государственной социальной защиты (наряду с пенсионным, социальным и другими формами страхования);
финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетному ассигнованию денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.
В составе ЕСН
предусматривается налог для
работодателей с доходом до 100
тыс. руб.3,6%, цель которого формировать
фонды обязательного