Теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание

Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.

Работа состоит из  1 файл

ответы по гембаренко.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления выступают одной  из основ демократической системы  управления обществом, позволяющей:   

› децентрализовать и демократизировать аппарат управления и решать вопросы местного значения с большей эффективностью в сравнении с централизованной системой управления;   

› обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики;  

› оптимально сочетать интересы и права человека и интересы региона и государства в целом.

В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в территории муниципального образования в пределах улицы, дома и т.п., центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, различных его групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.Система  государственного и муниципального  управления в зарубежных странах.

Положения субъектов федерации в зарубежных странах. В Настоящее время Канада ~ федерация, состоящая из 13 субъектов: Конституция 1982 г. предоставляет субъектам широкую автономию от центра. Провинции имеют свою Ассамблею (парламент) и Правительство, которое формирует партия, набравшая большинство в Ассамблее провинции.

Мексиканские  Соединенные Штаты; субъект федерации - штат; штат избирает свое законодательное собрание и губернатора (правителя);• штат обладает большими полномочиями, многими признаками государства, но не имеет права выхода из состава Мексиканских Соединенных Штатов;

В 1956 г. в Индии  проведена реформа федерации: штаты по территориальному принципу ликвидированы и вместо них созданы штаты по национальному и языковому принципу, главный критерий создания штата - территория, население которой говорит на одном языке (иногда на двух); всем штатам предоставлены равные права', образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и обладающие меньшими правами, чем штат.

По форме  государственного устройства Малайзия - федерация, состоящая из 13 штатов и 2 федеральных территорий:9 штатов-султанатов имеют свою историю, традиции, широкую политическую автономию и близки по своему статусу к независимым государствам;4 штата, отделенные от основной территорий морем, являются республиками и находятся под сильным контролем центральной (федеральной) власти:

Главная особенность  бельгийской федерации в том, что: в основе деления федерации на субъекты лежит языковый принцип; • существуют одновременно три системы деления федерации на субъекты, которые существуют параллельно, независимо одна от другой; • при применении каждой системы по-разному выделяются субъекты федерации.

Аппарат государственного управления в зарубежных странах (понятие, категории чиновников, порядок поступления на службу, ответственность). Государственное управление - исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Существует  множество классификаций, относящихся к государственному аппарату. Различаются органы и должностные лица общей компетенции (например, правительство, президент) и органы и должностные лица отраслевой компетенции (например, министры или уполномоченный по правам человека). Вопросами, относящимися к компетенции государства, занимаются центральные органы (например, парламент, министерства), а вопросами, относящимися к решению некоторых местных дел, - местные государственные органы (например, местные администрации в областях и районах Украины, назначаемые президентом). В качестве местных государственных органов (государственной власти и государственного управления) в странах тоталитарного социализма (Китай, КНДР, Куба и др.) рассматриваются советы и избираемые ими исполнительные комитеты.

Структура парламентов в зарубежных странах. Особенности образования верхних палат. Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Бикамерализм (двухпалатность) является традиционной системой построения зарубежных парламентов.

Многие верхние  палаты не знают установленного срока  полномочий и обновляются по частям (Сенат США, Совет штатов Индии, Сенат  Франции и др.), что определяет их особое положение и дает организационные преимущества.

Однопалатные парламенты на протяжении длительного времени составляли исключение. Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия).

Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат: посредством непрямых выборов (косвенных или многостепенных выборов) - Франция; посредством прямых выборов, но отличающихся от системы формирования нижних палат - Италия, США, Австрия; путем назначения - Канада, Германия; на невыборной основе (наследственный способ) - Великобритания; смешанный - Бельгия, Ирландия.

Компетенция правительства в зарубежных странах. Полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между исполнительной, законодательной и судебной властями.

Полномочия: формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью (направление и координация деятельности аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства); участие в законодательной деятельности (использование делегированного законодательства, проявление законодательной инициативы); исполнение законов (активные действия правительства по претворению обязывающих предписаний законов, самостоятельная нормотворческая деятельность); составление и исполнение бюджета (здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат правительству); осуществление внешней политики (контролирует и направляет деятельность всех органов, осуществляющих внешнеполитические функции, комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения); полномочия в условиях чрезвычайного положения (во многих странах действует специальное законодательство (Великобритания, США, ФРГ и т.д.).

Способы избрания президента в зарубежных странах

1. Прямые выборы  президента применяются во многих  президентских республиках (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Ю. Корея). Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажоритарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают участие все избиратели, внесенные в списки для голосования.

2.Косвенные  выборы президента также в  основном применяются в президентских  республиках (США). При косвенных  выборах президента избиратели  выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента.

3.В парламентарных  республиках (за исключением Австрии,  Ирландии, Исландии, где выборы президента  прямые) президент избирается путем  многостепенных выборов (чаще  всего двухстепенных). Воля избирателей  при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением парламентом.

Анализируя  существующие в настоящее время  системы избирания глав государств в зарубежных странах с республиканской  формой правления, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания резидента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом.

Понятие местного управления и самоуправления в зарубежных странах. Местное управление - управление делами, главным образом местного значения, должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими государственными органами и подотчетными последним, либо исполнительными органами, избираемыми непосредственно населением. Систему органов местного управления составляет совокупность государственных органов, осуществляющих государственно-управленченскую деятельность на местном уровне. К ним относятся органы: юстиции; внутренних дел и безопасности; финансовые; сельского хозяйства; архитектуры и строительства; по управлению государственным имуществом; по промышленности; по торговле; по транспорту и связи; налоговой инспекции; миграционной службы и др.

Орган управления может быть как  самостоятельным юридическим лицом, так и просто структурным подразделением вышестоящего органа.

Основные функции органов местного управления: планирование; материально-техническое обеспечение; прогнозирование; регулирование; контроль.

Компетенция органов местного управления охватывает: жилищно-коммунальное хозяйство; социальное обслуживание; образование; здравоохранение; торговлю; общественное питание; службу быта; общественный порядок и пожарную безопасность; санитарный контроль; землеустройство и строительство; охрана природы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

 

Под правовой основой местного самоуправления понимается совокупность юридических  норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление, из которых в последние годы сложилась новая отрасль российского права — муниципальное право.

Источники муниципального права и  составляют правовую основу местного самоуправления в России. Существует три уровня источников муниципального права:

На федеральном уровне главным источником муниципального права является Конституция РФ, в которой впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается принципиальное положение о невхождении органов МСУ в систему органов гос. власти, фиксируются исходные начала и принципы МСУ, гарантии его прав. Важнейшим источником являются ФЗ:

1) фед. законы, специально регулирующие  вопросы организации и функционирования МСУ. В их числе фед. законы от 06 октября 2003г. "Об общих принципах организации МСУ в РФ" (в ред. от 25.12.2008г.), от 26 ноября 1996г. "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ", от 25 сентября 1997г. "О финансовых основах МСУ в РФ", от 8 января 1998г. "Об основах муниципальной службы в РФ";

2) фед. законы, составляющие законодательную  основу других отраслей права  (административного, жилищного, налогового  и т. д.), но в которых в  той или иной мере затрагиваются вопросы МСУ. Например, фед. законы от 19 сентября 1997г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" с изменения и дополнениями от 30 марта 1999г., от 8 января 1998г. "О несостоятельности (банкротстве)", от 12 февраля 1998г. "О гражданской обороне", от 28 марта 1998г. "О воинской обязанности и военной службе", Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998г., Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31 июля 1998 г., Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. и др.

К источникам муниципального права  относятся также постановления  палат Федерального Собрания РФ (например, постановление ГД Федерального Собрания РФ "О ходе исполнения ФЗ "Об общих  принципах организации МСУ в  РФ" и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения"); постановления Конституционного Суда РФ (например, постановление по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996г. "О системе органов гос. власти в Удмуртской Республике").

К источникам фед. уровня относится  множество законов, принятых до Конституции  РФ 1993 г., которые применяются в части, не противоречащей ей.

На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов РФ. Это их конституции и уставы, законы о МСУ, о выборах депутатов представительных органов МСУ и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц МСУ +  акты глав субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ + решения конституционных, уставных судов субъектов РФ.

На местном уровне источниками муниципального права являются уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления.

Кроме того, к источникам муниципального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Например, Европейская Хартия МСУ от 1510.1985г., ратифицированная ФЗ от 11.04.1998г.

Информация о работе Теории государственного управления