Теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание

Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.

Работа состоит из  1 файл

ответы по гембаренко.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

 

35.Понятие  форм местного самоуправления.

 

 

Местное самоуправление осуществляется в различных формах, которые составляют его организационные  основы.

Так, в соответствии со ст.З Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

В ст. 130 ч.2 Конституции  РФ организационные формы осуществления  местного самоуправления в РФ получили более четкое закрепление: местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В Европейской  Хартии, в частности, закреплено, что  местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, там, где-то допускается по закону.

Таким образом, местное самоуправление может осуществляться как непосредственно (прямо) населением, так и органами местного самоуправления.

ФЗ № 154 закрепляет уже более детально систему организационных  форм осуществления местного самоуправления в РФ, которые можно разделить  на две основные группы.

Первую группу составляют прямые (или непосредственные) формы осуществления населением муниципального образования местного самоуправления. К ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы: собрания, конференции и сходы граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Втираю группу организационных форм осуществления  местного самоуправления в РФ образуют представительные выборные органы местного самоуправления, иные органы местного самоуправления, выборные и иные должностные  лица местного самоуправления.

Несмотря на определенные различия, все организационные  формы осуществления местного самоуправления находятся в тесной взаимосвязи  и взаимодействии, составляют единую систему, единый муниципалитет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Муниципальная  служба.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 02.03.2007 года №25-ФЗ (в ред. от 25.12.2008г.)  «О муниципальной службе в РФ»: 1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). 2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). 3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Основными принципами муниципальной службы являются (ст.4 вышеупомянутого закона):

1) приоритет  прав и свобод человека и  гражданина;

2) равный доступ  граждан, владеющих государственным  языком Российской Федерации,  к муниципальной службе и равные  условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм  и компетентность муниципальных  служащих;

4) стабильность  муниципальной службы;

5) доступность  информации о деятельности муниципальных  служащих;

6) взаимодействие  с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных  требований к муниципальной службе, а также учет исторических  и иных местных традиций при  прохождении муниципальной службы;

8) правовая и  социальная защищенность муниципальных  служащих;

9) ответственность  муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность  муниципальной службы.        

Особого упоминания заслуживает вопрос о соотношении  государственной и муниципальной  службы.

Муниципальная служба является, как и государственная служба, объектом публично-правового регулирования. Законодательство предусматривает существование тесной взаимосвязи между государственной службой и муниципальной службой, проявляющейся, например, в учете стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; единстве основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих и т.д. (ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Несмотря на тесную функциональную взаимосвязь  органов государственной власти и органов местного самоуправления, последние организационно отделены от государственного аппарата. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" и, как следствие, не находятся в отношениях подчиненности к ним. Данное конституционное положение предполагает самостоятельное правовое регулирование муниципальной службы и не допускает включения муниципальной службы в систему государственной службы.

В соответствии со ст.3 ФЗ от 02.03.2007 года №25-ФЗ (в ред. от 25.12.2008г.)  «О муниципальной службе в РФ»: 1.Правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. 2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с некоторыми особенностями.

Таким образом, правовое регулирование муниципальной  службы в РФ осуществляется на трех уровнях: - федеральном; - субъектов РФ; - муниципальном.

1. В первую  очередь законодательство о муниципальной  службе основывается на Конституции РФ. Она не содержит статей, непосредственно касающихся муниципальной службы, однако в ней содержатся принципы, которые должны быть положены в основу организации и функционирования муниципальной службы. Конституционные принципы могут быть разделены на две основные группы. Первая включает в себя принципы, раскрывающие сущность и основы построения российского государства. Определяющим выступает принцип демократизма (п.1 ст.1 Конституции РФ), определяющий, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет власть через органы государственной власти и органы МСУ. Вторая группа принципов касается организации МСУ в РФ. Статья 12 Конституции РФ признается и гарантируется МСУ в РФ. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно.

Глава 8 Конституции  РФ полностью посвящена МСУ в  РФ и разъясняет, что: - МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130); - структура органов МСУ определяется населением самостоятельно (ст. 131); и др.

2.Следующая  ступень федерального уровня  правового регулирования муниципальной  службы представлена ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". В соответствии с этим ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

3.Базовым законодательным  актом для всей муниципальной  службы является ФЗ от 02.03.2007 года №25-ФЗ (в ред. от 25.12.2008г.)  «О муниципальной службе в РФ». Предметом его регулирования являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений.

4.К числу  подзаконных актов, регулирующих  вопросы муниципальной службы, относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Так, например, в целях упорядочения предоставления государственными и муниципальными служащими сведений о доходах и имуществе был принят Указ Президента РФ от 15.05.1997 N 484 "О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (в ред. Указов Президента РФ от 04.03.1998 N 227, от 31.05.1999 N 680, от 25.07.2000 N 1358).

5.Законодательство  субъектов РФ. Сейчас во всех  субъектах РФ приняты законы  о муниципальной службе, иные  нормативные правовые акты.

6.Муниципальные  правовые акты. В их систему  входят: - устав муниципального образования,  правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); - нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; - правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

38.Финансово-экономическая  основа местного самоуправления.

Важнейшей предпосылкой реального осуществления местного самоуправления является его финансово - экономическая обеспеченность. Согласно ст. 9 Европейской хартии о местном самоуправлении  финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальная   собственность - отдельная форма собственности, закрепленная в Конституции РФ (ст. 12). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, от имени муниципального образования  осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать муниципальные  унитарные предприятия, муниципальные учреждения,    иные организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления в отношении предприятий, учреждений, имущество которых находится в муниципальной собственности, определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения органов  местного самоуправления по вопросам, не входящим в их компетенцию, с организациями, в отношении которых они не имеют имущественных прав, а также  с физическими лицами строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления вправе координировать участие хозяйственных организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству  территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием для этого собственных материальных и финансовых средств.

Финансовые  основы местного самоуправления определяются Федеральным законом от 10 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».    Согласно ст. 2 этого Закона местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

Каждое муниципальное  образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов (местные налоги и сборы, доходы от приватизации и гражданско-правовых сделок) и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции,  средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, с осуществлением отдельных государственных полномочий, иные расходы.

Информация о работе Теории государственного управления