Теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание

Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.

Работа состоит из  1 файл

ответы по гембаренко.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

Все основные вопросы  организации и деятельности законодательных  органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, городская Дума (г. Москва), Законодательное Собрание и др.). В Москве Дума одновременно является представительным органом городского самоуправления. Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года. 

Компетенция законодательных  органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития и др.  

Внутренняя  организация и порядок работы законодательных органов края, области  и других субъектов РФ практически  не отличается от республиканских. Они  также формируют постоянные комитеты и комиссии, избирают председателя и заместителей и т. д. Их законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории данного субъекта РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Система   органов исполнительной власти  в субъектах РФ.

Исполнительная  власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции РФ. Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ. 

Республики. Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом, главой республики или главой государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии-Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии. 

В организации  исполнительной власти и ее соотношений с полномочиями главы государства республики можно выделить несколько основных разновидностей. 

1. Правительство  является органом исполнительной  власти, подотчетным президенту  республики (главе республики), хотя  ответственно и перед парламентом. (Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.). В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства. 

2. Глава государства  возглавляет систему исполнительной  власти и является председателем  Правительства (например Республика Коми, Бурятия). В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице. 

3. Формирование  Правительства и организация  исполнительной власти осуществляются  коллегиальными органами ( Дагестан и некоторые др.). 

Края, области  и другие субъекты РФ. Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций.  

В отличие от республик, многие края и области  руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления, которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам. Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений и т. д. 

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией. 

Систему органов  исполнительной власти образуют три  основные группы органов:  

1) органы, составляющие аппарат главы администрации;  2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;   3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.  

В задачи администрации  входят обеспечение соблюдения Конституции  РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства  РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти. Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого "губернатором", а в Москве - мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур. В предшествующие годы глава администрации 

 

 

25.Правовой  статус высшего должностного  лица в субъектах РФ.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может  устанавливаться должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (далее — высшее должностное лицо). Высшее должностное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. 
Высшее должностное лицо избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, за исключением случаев, когда на день вступления в силу настоящего Федерального закона конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение гражданина полномочиями высшего должностного лица путем избрания его специально созываемым собранием представителей. 
Высшим должностным лицом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Полномочия  высшего должностного лица: 
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации; 
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; 
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта; 
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации; 
д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса; 
е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Особенности статуса  высшего должностного лица: 
* имеет право законодательной инициативы в представительном (законодательном) органе субъекта Российской Федерации; 
* проверяет, принимает и обнародует законодательные акты, принятые представительными органами власти; 
* имеет право опротестовать решение представительного органа в суде; 
* входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и подчиняется Президенту и Правительству по вопросам компетенции Российской Федерации и совместной компетенции; 
* заключает договоры с зарубежными органами и должностными лицами, подписывает документы, удовлетворяющие обе стороны; 
* осуществляет подбор и расстановку кадров правоохранительных органов; 
* в целях социального и экономического развития соответствующих территорий и в интересах ее населения разрабатывает проекты правовых актов, которые рассматриваются законодательным собранием в первоочередном порядке, так как разработанные законы, как правило, имеют приоритетное направление; 
* решает вопросы размещения предприятий федерального подчинения на подведомственной ему территории; 
* имеет ограничения в деятельности — он обязан подать в отставку при избрании депутатом любого уровня, не имеет права заниматься коммерческой и иной оплачиваемой деятельностью и т. д.

Полномочия  высшего должностного лица прекращаются досрочно в случае: 
а) его смерти; 
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; 
в) его отставки по собственному желанию; 
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации; 
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 
и) утраты им гражданства Российской Федерации; 
к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случае: 
* издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; 
* иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. 
Президент Российской Федерации вправе приостановить действие акта высшего должностного лица, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Основные  признаки территориальных образований.

 

Административно-территориальная единица – часть территории субъекта федерации, имеющая собственное наименование, имеющая определенные границы, выделяемая для решения определенных целей. Административные единицы бывают: 
- Регион (область, край, республика и т.д.) – некоторое территориальное поселение, статус которого определен Конституцией, и наделенное широкими экономическими и политическими правами. Выделяется по разным основаниям  - как по этническим (республики), так и по территориальному признаку. Республики имеют свою конституцию и законодательство, тогда как другие имеют свои уставы и законодательство. 
- Внутриобластной район (уезд) – единица, образованная из малонаселенных пунктов. Принимает на себя функции политического управления и хозяйствования на данной территории. Предполагают обязательное наличие районного центра (выполняет административные функции). Несет ответственность за осуществление управленческой деятельности. 
- Город - территориальное поселение урбанизированного типа с центральной системой жизнеобеспечения, глубоким общественным разделением труда и высокой степенью ресурсного потребления. Исторически складывался как орган местного самоуправления на территории автономных поселений граждан, занимающихся несельскохозяйственными видами деятельности и располагающими особым статусом члена единой социальной общности. Выделяют крупнейшие, крупные, средние и малые города. Кроме того разделяют города на столичные города, областные центры, города районного подчинения, поселки городского типа и т.д. 
- Округ – административно-территориальная единица, отвечающая за территориальную реализацию разрабатываемых проектов и программ, контролируемых главой городского самоуправления.  
- Внутригородской район – территориальная единица внутри города. Разделение по административным районам. 
- Село – поселение, расположенное в неурбанизованной зоне, где присутствует большая общность жителей, в большинстве дворов есть натуральное хозяйство и многие занимаются своими приусадебными участками. В таких поселениях можно отметить отсутствие системы водоснабжения, канализации, уборки мусора и т.д.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
26.Основные  признаки территориальных образований (второй вариант).

131 ФЗ «ОБ  ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ» Статья 10. Территории муниципальных образований 
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. 
2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. 
Статья 11. Границы муниципальных образований 
1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: 
1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений; 
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; 
3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; 
6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый); 
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения; 
8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек; 
10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района; 
12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; 
13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; 
15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района 
Статья 12. Изменение границ муниципального образования 
1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.  
2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования.

Информация о работе Теории государственного управления