Теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание

Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.

Работа состоит из  1 файл

ответы по гембаренко.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

Внешние функции управления характеризуют воздействие государственного органа на общественные процессы, управляемые объекты. Именно в этих функциях основной смысл  и содержание, общественное предназначение государственного управления.    

 Разграничение функций  на внутренние и внешние имеет  большое практическое значение. В отдельных случаях, которых  к сожалению бывают слишком  много, проведение различных мероприятий  организационного характера (совещаний,  планерок, обсуждение программ развития, проверок нижестоящих подчиненных структур, кадровых перемещений) преподносится как средство усиления управляющего воздействия на общественную систему, управляемые объекты, чего на самом деле нет. Вместе с этим нельзя недооценивать значение внутренних функций, так как неслаженная работа органов государственного управления или местного самоуправления не даст действенных результатов и все планы развития определенного региона останутся только на бумаге.    

 Функции  управления, в том числе внешние  и внутренние, можно разделить по содержанию, характеру и объему воздействия на общие и специфические.      

 К общим  функциям можно отнести: организация,  планирование, регулирование, кадровое  обеспечение, контроль. Стоит заметить, что почти в любой научной  работе как в России, так и зарубежных ученых, функция планирования занимает почти всегда первое место при рассмотрении вопросов государственного управления, что свидетельствует о её актуальности и необходимости. Всякое управление начинается с организации (определения сферы управления), после чего идет планирование (определение объема и целей деятельности) и регулирование (установление правил поведения каждого члена организации согласно плана), исходя из установленных требований подбирается персонал (кадровое обеспечение), способный выполнять задачи, поставленные в плане согласно установленных правил, в связи с чем определяются способы проверки определенных параметров эффективности выполняемой деятельности (контроль). Указанная цепочка функций может иметь другое расположение, последовательность в зависимости от конкретной управленческой ситуации.    

 Специфические  функции управления реализуются,  как правило, в отдельных сферах, отраслях или конкретных органах  управления. Исходя из этого можно  выделить отдельные подгруппы специфических функций:    

a. по видам управляемых объектов. Управление экономическими  объектами предполагает совершенно другие воздействия чем объектами культуры. В тоже время такие специфические функции как финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитования и др., в каждой отрасли народного хозяйства (подсистеме управления) имеет свои особенности. Структура образования и сельское хозяйство не могут кредитоваться одинаково. 
   b.   внутренние управленческие функции. Это особая группа специфических функций государственных органов: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Правовое  регулирование государственного управления: понятие предмет, сущность, полномочия, компетенция, ведение, метод.

ПР государственного управления - это деятельность государства  по организации государственных  органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целеполагания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

 
Предмет ПР:

 
1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря которым формируется государственно-управляющее воздействие.

 
2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

 
3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы - либо по причине профессионального несения государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

 
Метод правового  регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.

 
Способы правового  регулирования:

·  позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия;

·  запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

·  дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

 
Формы ПР (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему ПР государственного управления:

 
1. Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

 
2. Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных дел.

 
3. Указы и распоряжения Президента.

 
Подзаконные правовые нормативные  акты - нормативно юридические акты компетентных органов:

·  общие федеральные (постановление Правительства);

·  общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации);

·  ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.);

·  местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);

·  локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции).

 
Структура ПР должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

·  законодательное регулирование;

·  нормативное определение ряда элементов государственного управления посредством органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления;

·  внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции;

·  самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где можно непосредственно выразить волю населения;

·  правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в государственном управлении. 

16.Единство  системы и виды государственных  органов Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в  нее входят органы государственной  власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. 
Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь. Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы  законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

К органам  исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Органы  судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особую группу государственных органов, не относящихся  ни к одному из ранее названных  видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры. 
Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции (ст. 129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Конституционный  статус Президента Российской  Федерации.

Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ. Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации.

Наряду с полномочиями главы государства Президент  Российской Федерации имеет право  председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти. Президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность).

«На основании  и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).

«Председатель правительства Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  указами президента Российской Федерации  определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации  может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Информация о работе Теории государственного управления