Теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание

Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.

Работа состоит из  1 файл

ответы по гембаренко.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп.

3.Социальная  функция. Ее выполнение позволяет  обеспечить нормальные условия  жизни для всех членов общества  вне зависимости от их участия  в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п..

4. Правоохранительная  функция, или функция по установлению  и охране правопорядка-это деятельность  государства по обеспечению точного  и полного выполнения положений  законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.

5. Экологическая  функция  и др.

Внешние функции - это основные направления его  деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в  современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны 

2. Дипломатическая  функция способствует поддержанию  приемлемых отношений со всеми  странами 

3. Поддержка  мирового правопорядка (внешнеполитическая  функция) заключается в политическом  сотрудничестве государств

4. Внешнеэкономическая  функция связана с развитием  взаимовыгодного сотрудничества  государств 5.Культурное сотрудничество  между странами осуществляется  на основе двусторонних и многосторонних  договоров между государствами

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

 

 

 

8. Виды государственного управления.

 

 

Общественные отношения имеют многообразный  и разносторонний характер, сферы деятельности человека различны. Такое многообразие с неизбежностью вызывает различные способы воздействия и специфические подходы к регулированию отношений, вследствие чего возникают различные виды управления. В научной литературе управление подразделяют на виды по различным признакам или основаниям.   

a) В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности различают:

  • управление обществом в целом
  • экономическое управление
  • социальное управление
  • политическое управление
  • духовно-идеологическое управление

 

   b) в зависимости от природы субъекта управления:  

 • государственное управление (субъект управления – государство)  

 • общественное управление (управляющий субъект – общество и его структуры)  

 • менеджмент (субъект управляющего воздействия – предприниматель, хозяин дела, собственник)  

 • местное самоуправление (управляющий субъект – население муниципального образования)   

c) в зависимости от структуры общественных отношений: 

 ≈ экономическим и политическим развитием общества 

 ≈ социальным и духовным развитием общества  

d) по объекту управления:

  • экономическое (хозяйственное)
  • социально-политическое
  • управление духовной жизнью

 

   e) по характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений:

  • управление обществом
  • управление государством
  • управление отраслями и сферами народного хозяйства
  • управление предприятиями, организациями, учреждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Государственная политика. Модели  разработки государственной политики.  

Государственная политика представляет собой совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. От направленности государственной политики во многом зависит содержание и технология государственного управления. Важно заметить, что государственная политика не должна быть отражением политики каких-либо отдельных политических сил, а выражать интересы всего общества. Необходимо учитывать и разделять понятия государственная политика и плюрализм  (множественность) мнений различных политических течений, слоев общества, в чем просматривается демократические основы государства.

В идеале государственная  политика представляет собой оптимальный  синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений людей (политических течений и т.п.) о своих интересах в этом развитии. В связи с этим можно определить некоторые требования к государственной политики:

a. необходимо, чтобы ее разделяло и политическое меньшинство, иначе будут непреодолимые трудности в осуществлении политики; 
   b. должна быть достаточно стабильной и обладать исторической перспективой; 
   c. она должна содержать объединяющее разные силы общества начало, направленное на позитивное (эволюционное) развитие.

На эффективность  осуществления государственной политики оказывают влияние следующие условия:

≈ государственно-правовые – создание согласованного, структурного правового пространства страны;

≈ социально-психологические – осознание новых жизненных ориентиров, реальности их достижения;

≈ деятельно-практические – решения и действия осуществляются в соответствии с государственной политикой.

Средства реализации государственной политики разнообразны: от разных форм собственности, рыночной экономики до организации воспитания и обучения. Настоящая государственная политика  в демократическом обществе непременно ориентирована на удовлетворение потребностей человека, не абстрактного понятия термина «человек», а конкретных людей.

Требования  к государственной политике. Основные модели разработки государственной политики

-Гибкость и оперативность – должна оперативно реагировать на ситуацию в мире

-Комплексность – рассмотрение проблемы во взаимосвязи с другими проблемами

-Эффективность и результативность – перекликается с принципом государственной политики.

-Научность

-Преемственность – любой лидер приходящий к руководству государства должен хотя бы первое время не разворачивать страну на 180 градусов

-Поддержка и доверие населения – в развитых странах это требование крайне важно.

Основные модели разработки государственной политики:

-«Сверху-вниз». Когда решения принимаются наверху, спускаются вниз и их начинают реализовывать. В данном случае народу отводится роль исполнителя

- «снизу вверх». Формирование политики начинается внизу, на основании этих предложений с учетом мнений большинства населения наверху принимаются решения. Эта политика хороша до определенного момента. Например: люди не хотят себя обременять налогами.

- Смешанная модель. Существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильно централизованном управлении.

 

 

10.Понятие  государственной власти. 

Понятия «государство» и «государственная управление» неотъемлемы от понятия «власть». По своей сути власть – это возможность осуществлять свою волю даже вопреки сопротивлению. Важнейшими элементами (аспектами) власти являются:  

 • Психологический – воля субъекта власти;  

 • Реализационный – добровольное исполнение или силовое принуждение, вплоть до психологического давления;  

 • Рецепционный – восприятие воли объектом власти, управления;  

 • Информационный – обратная связь от объекта к субъекту о мероприятиях по выполнению воли субъекта или об отказе в выполнении действий.    

 В повседневной  жизни мы можем говорить о  различной власти: в семье, на работе, в коллективе и т.п. применительно к обществу различают следующие виды власти:   

a. Личная  или персональная (в семье или господина над слугой); 
    b. Корпоративная (власть в общественной организации – корпорации, распространяющуюся только на членов организации (партия) и прекращающая свое влияние на человека при выходе из состава корпорации); 
    c. Социальная – власть народа в обществе.

В некоторых  случаях отдельно выделяют военную, технократическую, экспертократическую (власть специалистов) и др.

При рассмотрении вопросов государственного  и муниципального управления наибольшее значение имеет социальная власть. Она имеет политический характер и проявляется в государственной власти. Государственная власть является производной от социальной, народной власти и политической по своему характеру, но в известной мере самостоятельная. Как особое явление, государственная власть от политической власти народа отличается чертами:

♦ Всякая государственная  власть является политической, но не всякая политическая есть государственная;

♦ Политическая власть это имманентная (внутренне  и изначально присущая) принадлежность народа. Государственная власть –  производна от власти народа, но она принадлежность государства, от имени которого осуществляется специально создаваемыми государством органами.

♦ Государственная  власть обладает юридически верховенством  в обществе и  универсальна, потому что регулирует все стороны жизни общества, которые могут регулироваться и которые необходимо и целесообразно регулировать в интересах общества:

♦ Государственная  политическая власть отличается от других видов власти своей формой и механизмом реализации: она формализована (законодательно закреплена и сфера ее влияния определена в законе) и осуществляется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суд). Политическая власть народа проявляется в различных формах непосредственной демократии (выборы, референдум).

Из сказанного можно сделать вывод, что государственная  власть высшее проявление и продолжение  политической воли и власти народа. Она универсальна и суверенна, обладает верховенством, является необходимой  функцией общества и осуществляемая специально создаваемым государственным аппаратом.

Существует  множество классификаций государственной власти, в основании которых лежат различные признаки. Перечислим некоторые из них:  

a) в зависимости от методов осуществления:

  • Демократическая и Террористическая (авторитарная, тоталитарная)

 

  b) по социальной направленности:   

- власть народа и   - власть определенного класса, слоя (диктатура пролетариата) 

c) по действию в пространстве:   

 ♦ федеральная  (центральная)  

 ♦ субъектов  федерации (региональная)  

 ♦ местных органов государственной власти (местная).

11.Единство  системы государственной власти  Российской Федерации. 

Система органов государственной власти в Российской Федерации отражает единство конституционных принципов построения и деятельности государственных органов. К ним относятся: a) Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 Конституции РФ).

Именно права  и свободы человека и гражданина определяют главное содержание и  направление деятельности органов  государственной власти России с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

b) Народовластие (ст.3 Конституции РФ).

Верховной властью  в стране наделяются органы, которым  народ доверяет и вручает соответствующие  полномочия. Эти органы формируются  непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами.

c) Федерализм (ст.5 Конституции РФ).

Благодаря этому  принципу обеспечивается единство страны, децентрализация государственной  власти на основе разграничения  предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов.

d) Разделение властей (ст.10,11 Конституции РФ)

Основные функции  власти (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали (самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный уровень и субъектов Федерации). Кроме того, в ветвях власти происходит структурное деление функций и полномочий. Децентрализация власти и ее разделение является гарантией предупреждения ее концентрации не только в каком-либо органе власти, но и в руках отдельной личности.

e) Законность (ст.15 Конституции РФ). Формирование органов государственной власти, их функции, полномочия и деятельность осуществляется на основании Конституции, законов и в рамках законодательства.

Информация о работе Теории государственного управления