Теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание

Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.

Работа состоит из  1 файл

ответы по гембаренко.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

f) Деидеологизация (ст. 13 ч.2 Конституции РФ)    

 Никакая  идеология (как это было в  советский период или существующий  в мусульманских странах - Иран) не может устанавливаться в  качестве государственной или обязательной;

g) Употребление национальных языков наряду с государственным языком.     

 Конституция  в ст. 26 закрепила право использования  родного языка. Субъекты Федерации  в праве устанавливать собственный  государственный язык, который может официально использоваться наравне с русским  (ст.68 Конституции РФ).

h) Светский характер государства   (ст.14 Конституции РФ)

Религия во всех ее видах отделена от государства, осуществляется взаимное невмешательство в дела, взаимоотношения строятся на основе Конституции РФ и законодательства.

Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчиненности и ответственности, над ними как правило нет других органов которым они починены (Президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия).

Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке  их формирования, территориальной и  предметной сферах, формах и методах  деятельности. В Конституции РФ (ст.10 К.) закреплено осуществление государственной власти в России на основе ее разделения  на законодательную, исполнительную и судебную. Система государственной власти России является двухуровневой и включает в себя: федеральные органы и органы власти субъектов Федерации. На федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют (ст.11 К.): Президент России, законодательная власть – Федеральное собрание, исполнительная власть – Правительство, судебная власть – суды. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется двумя способами: конституционным (считается универсальным) и договорным (например, между РФ и Татарстаном в 1994 г.).

12.Принципы  государственного управления.

Говоря о принципах государственного и муниципального управления надо отметить, что разные правоведы называют различные принципы. Например, французский правовед А.Файоль называет наибольшее их количество –14. На сегодняшний день единого подхода в этом вопросе среди исследователей еще нет. Тем не менее, можно назвать принципы, наиболее часто отмечаемые разными учеными. Основополагающими началами, общими идеями, отражающими сущность управления (принципы) являются:

Общие  принципы:

Организационные  принципы: 

демократизм

объективность

научность

оперативность и непрерывность

гласность

эффективность

отраслевой

линейный

территориальный

функциональный

сочетание коллегиальности  и единоначалия


 

     Применительно к  государственному и муниципальному  управлению можно отметить такие  принципы:   

1. Публичный характер властных полномочий управляющего субъекта по регулированию социальных отношений.  
   2. Централизация и иерархичность органов (субъектов) управления, как предпосылка их стабильности и функционирования как единого целого. 
   3. Единство руководства и разделение управленческого труда.Определение общих целей управления находится у одного субъекта, который осуществляет единое руководство всей системой. Разделение управленческого труда, его специализация по определенной сфере регулирования обеспечивает качество и персональную ответственность. 
  4. Единство распорядительства и конкретность исполнителей. Конкретный субъект управления регулирует строго определенный круг объектов и определяет конкретного исполнителя, что способствует ответственности в вопросе достижения конечной цели управления. 
   5. Подчиненность деятельности государственной и муниципальной службы интересам государственного и муниципального управления. 
   6. Учет и анализ информации по обратной связи. Совершенствование и внимание к результатам принимаемых управляющим субъектом решений по регулированию, учет поведения объекта управления после воздействия на него позволяет оперативно влиять на процессы в обществе. 
   7. Стабильность управленческого аппарата. Чем больше управленческий опыт, тем выше квалификация, общая культура, качество работы управленческого аппарата, обоснованность принимаемых решений и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Система  функций государственного управления.

Функции государственного управления выступают как основные направления воздействия государства через систему его органов на общественные отношения и процессы. Представляется возможным с учетом данного определения разделить все функции следующим образом: а) Функции государственного управления, которые отражают и определяют собственно процесс воздействия субъектов государственного управления на управляемые объекты. То есть речь идет о функциональной компетенции различных звеньев управленческой системы. Чем более сложна эта система, тем более мелкими являются функции соответствующих органов, и наоборот.

б) Функции государственного управления, которые характеризуют процесс управления внутри иерархически организованной государственной управляющей системы. Необходимость появления данных функций вызвана сложностью внутреннего строения управляющей системы, необходимостью координации и внутренней согласованности деятельности различных государственных органов в осуществлении управленческого воздействия. Эти функции не выходят за рамки управляющей системы, не соприкасаются с управляемыми объектами.

Обе группы функций  тесно взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Близкую вышеописанной систему классификации функций государственного управления дает Атаманчук Г.В. Он предлагает в зависимости от направленности и места воздействия выделить внутренние и внешние функции государственного управления. Внутренние олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы, внешние характеризуют непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные отношения (управляемые объекты). При этом разграничение функций на внутренние и внешние имеет большой аналитический и практический смысл. Не секрет, что зачастую какие-либо изменения внутри управляющей системы в виде мероприятий по организации системы, подготовке управленческих решений, кадровых перестановок выдаются за средство усиления воздействия на управляющую среду, хотя на самом деле этого не происходит. Вместе с тем, нельзя недооценивать роль внутренних функций государственного управления. Противоречия в управляющей системе, отсутствие субординации и координации в деятельности различных ее звеньев не могут дать должного эффекта в процессе управляющего воздействия, ставят под сомнение в принципе способность управляющей системы влиять на общественные процессы. Поэтому необходимо ответственное отношение и к тем, и к другим функциям управления.

В отечественной  литературе также широко распространена классификация функций по объему сфер проявления, содержанию на следующие  категории: а) общие - поиск и анализ информации, прогнозирование, планирование, контроль. Эти функции присущи всей системе государственного управления, характерны для всех ее звеньев; б) специализированные (особенные) - отражают специфику управления в различных сферах общественной жизни. Самая большая группа функций, дифференцируется в зависимости от объектов государственного управления (в сфере экономики, идеологии, культуры, политики); в) вспомогательные функции - функции административно-хозяйственного обслуживания, то есть представляют собой «выполнение действий, связанных с обеспечением процесса управления необходимыми организационными и хозяйственными компонентами». Под этим обычно понимается делопроизводство, обеспечение техническими, канцелярскими, иными средствами и так далее. Эти функции, по сути, представляют собой обслуживание управленческих действий при осуществлении первых двух групп функций.

Основная задача при выделении функций государственного управления - это создать четкую, непротиворечивую систему их реализации. Речь идет о том, что управленческое воздействие государственных органов  не должно носить дублирующего характера, их полномочия не должны пересекаться в ущерб интересам управляемых лиц. Создание такой системы не является одномоментной задачей, необходимо постоянно совершенствовать существующий механизм распределения управленческих прав и обязанностей.

 

 

13.Система  функций государственного управления (другой вариант)

Среди разнообразных связей государства и общества особое значение для государственного управления имеют те, которые характеризуют, прежде всего, деятельность государства. Свое обобщенное выражение это находит в функциях – основных направлениях деятельности по выполнению главных задач, которые по-разному проявляются в разнообразных сферах жизни общества. Функции государственного управления непосредственно вытекают из функций государства и связаны с различными сферами жизни и деятельности всего общества и его составляющих частей. Любая классификация как функций государства, так и функций государственного управления имеет в определенной степени условный характер.     

 К функциям государственного управления относятся конкретные виды управляющих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способу взаимодействия с управляемыми объектами. Функции управления – это реальное силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемый объект (явление, отношение, состояние и т.д.). Предмет функций управления указывает на стороны проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию со стороны государства. Например, для функции регулирования предметом являются важные для общества конкретные отношения между людьми. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия: для регулятивной функции это создание или применение необходимых социальных норм. Способ реализации функций определяет средства или (возможности) изменения управленческих взаимосвязей: для указанной функции – это способность к упорядочению отношений между людьми при помощи влияния на их сознание, поведение или деятельность.    

 Функции государственного управления тесно связаны с функциями государства.  Функции государственного управления показывают как, какими способами, в процессе каких взаимосвязей с обществом государство осуществляет свои функции. В структуре государства функция государственного управления распадается и распределяется в управленческих функциях различных государственных органов, их систем. По принципу от общего к частному. При этом необходимо различать «функции государственного управления» и «управленческие функции государственных органов».     

 Общее в  этих функциях состоит в том,  что:

  • они являются управляющими воздействиями государства;
  • у них одно назначение – оказывать влияние на сохранение и развитие общественной системы, обеспечить выполнение государственных задач.

 

     Различия между ними заключаются  в следующем: 

a) по субъекту воздействия:

  • функции государственного управления осуществляются всей организационной структурой государственного управления;
  • управленческие функции государственного органа – непосредственно конкретным органом.

 

 b) по объему (пределам) влияния:  

= функции государственного  управления осуществляют воздействие  на сферы, области, крупные  подсистемы или на всю общественную  систему;  

= управленческие  функции государственного органа  направлены на отдельные звенья, части общественной системы. 

c) по средствам реализации:  

 ≈  функции государственного управления обеспечиваются всей силой государства   

 ≈  управленческие функции государственного органа обеспечены полномочиями и организационными возможностями, предоставленными конкретному органу.

d) по характеру:  

- функции государственного  управления отражают объективные  взаимосвязи государства и управляемой  общественной системы;  

- управленческие  функции для каждого государственного  органа установлены в его правовом статусе.     

  Управленческие функции можно определить как юридически выраженные управляющие воздействия отдельных государственных органов, которые они вправе и обязаны осуществлять в отношении определенных управляемых объектов. Они также различаются по предмету (направленности воздействия), содержанию (организационно-регулирующим способностям), способу реализации (совокупности средств воздействия). Дополнительно к этому и по объему (мере участия в осуществлении общей функции государственного управления).     

 Функции  управления с учетом их специфики  подразделяются на виды. В зависимости  от направленности и места  воздействия можно выделить:внутренние и внешние функции.      

Внутренние  функции связаны с управлением внутри самой управляющей системы. Цель таких функций придать динамичность и законность управления каждому государственному органу, совершенствовать их в зависимости от изменения условий общественной жизни. У разных государственных органов выполнение внутренних функций занимает различный объем. Центральные органы (Парламент, Президент, министерства) уделяют им больше внимания, низовые, в том числе и местного самоуправления – непосредственным воздействием на социальные стороны общественной системы, управлением соответствующими объектами.     

Информация о работе Теории государственного управления